Внебюджетные фонды в финансовой системе Республики Беларусь стали создаваться с 1992 г. Главной причиной и целью их создания является наличие чрезвычайно важных для общества программ в условиях ограниченности бюджетных средств и необходимость обеспечения этих программ самостоятельными финансовыми ресурсами.
Внебюджетные фонды государства представляют совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении республиканских или местных органов самоуправления. Посредством их формирования происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и требующих безотлагательного развития конкретных. отраслей народного хозяйства.
Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Республики Беларусь. По своему назначению их можно разделить на две группы: социальные и экономические. К первой группе прежде всего относятся фонд социальной защиты населения, и негосударственные пенсионные (страхования дополнительных пенсий).
Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367 - ХН от 10 июня 1993 г на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования и начал функционировать с 1 июля 1993 г. ФСЗН является самостоятельной Финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты. Его денежные средства не входят в состав государственного бюджета, не подлежат изъятию и хранятся в учреждениях банков. В своей деятельности ФСЗН базируется на Законе Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенном в действие с 1 апреля 1995 г.
Главными задачами фонда являются:
- финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;. сбор страховых взносов;. расширенное воспроизводство средств фонда на принципах самофинансирования;
- международное сотрудничество в области социального страхования.
Функциями ФСЗН являются:
- методическая и организационная работа по установлению порядка платежей и размеров страховых взносов;
- контроль за поступлением и расходованием средств и деятельностью структурных подразделений фонда;
-координация работы структурных подразделений и методическая помощь им;
- обеспечение капитализации его средств и привлечение добровольных и благотворительных взносов;
- совершенствование государственного социального страхования;
- организация информации по всей категории плательщиков;. ведение бухгалтерской и статистической отчетности и ответственность за ее достоверность;
- определение совместно со всеми структурами, чья деятельность связана с социальной защитой населения, направлений расходования дополнительных средств, поступающих в фонд.
Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов работодателей и граждан, доходов от коммерческой деятельности(в основном от капитализации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и граждан устанавливается в зависимости от фонда заработной платы в соответствии Законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров.
Средства из ФСЗН расходуются на следующие цели:
-выплату пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальных пенсий;
- выплату пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, по беременности, по случаю рождения ребенка и уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по болезни и временной нетрудоспособности, на погребение, по уходу за инвалидом первой группы и ребенком инвалидом до 16 лет, на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных или больных СПИДом.
Помимо этого, из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики в соответствии с ее международными договорами, финансируются расходы на, оздоровление трудящихся, на повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы, на оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, на обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных исков.
Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих. В этом случае рабочий стаж и заработок в течение трудоспособного периода слабо влияет на размер получаемой пенсии.
В целях усиления взаимосвязи пенсий и пособий с результатами труда, а также для усиления достоверности сведений о стаже и заработках, создания предпосылок для контроля за уплатой страховых взносов гражданами, повышения заинтересованности в уплате страховых взносов, упрощения и ускорения процедуры назначения пенсий и пособий в нашей республике начался этап реформирования пенсионного дела с ориентацией на персональный характер социального страхования. Он регламентирован Законом Республики Беларусь от 6 января 1999 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования»..
Суть реформы заключается в переходе от одноуровневой системы социальной защиты граждан к многоуровневой, т. е. включающей несколько видов пенсий: социальных, пенсий, выплачиваемых за счет обязательных страховых взносов, и дополнительных пенсий, формируемых по накопительному принципу.
Для выплаты пенсий за счет обязательных страховых взносов вводится индивидуальный (персонифицированный) учет заработков каждого работающего. С этой целью работодатели регистрируют в ФСЗН работника, на которого открывается индивидуальный лицевой счет (ИЛС) под номером, соответствующим номеру паспорта нового типа. Этот номер закрепляется за гражданином в течение всей его жизни. Он может работать в нескольких местах, сообщая свой номер всем работодателям. При этом информация о всех доходах., об уплате из них взносов в ФСЗН, страховом стаже, местах работы будет аккумулироваться в одном ИЛС. Это избавит граждан от поиска сведений за весь, трудоспособный период, облегчит начисление пенсий, ликвидирует интерес сокрытия заработков, а значит обеспечит рост поступлений в ФСЗН, т. е. реформа объединила интересы работников, работодателей и ФСЗН.