Государственный долг- это сумма накопленных обязательств государства перед физическими и юридическими лицами - резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Государственный долг включает понятия «капитальный долг» и «текущий долг». Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты по выпущенным и непогашенным государственным займам и другим ценным бумагам, кредитам, привлекаемым для покрытия бюджетного дефицита и иных целей.
Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.
Б Беларуси государственный долг делится на внутренний и внешний. Основным в современных условиях является признак места размещения государственных займов и других форм заимствования.
|
|
Под государственным внутренним долгом, согласно законодательству, понимаются долговые обязательства правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами. Займы административно-территориальных единиц и получаемые ими кредиты к государственному долгу не относятся. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга. По своему составу государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей.
Что касается внешнего государственного долга, то закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь определяет его как общую сумму основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент.
В соответствии с законодательством внешние государственные займы Республики Беларусь могут привлекаться в виде: иностранных кредитов, предоставляемых республике; иностранных кредитов, предоставляемых резидентам под государственную гарантию; займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.
Абсолютная величина и динамика изменения внутреннего и внешнего долга государства характеризуют состояние экономики и результативность проводимых государственных кредитных операций.
В Беларуси деление государственного долга на внутренний и внешний сохраняет свою актуальность. Внешний долг нужно возвращать свободно конвертируемой валюте, а это означает дополнительную нагрузку на экономику. так как основным источником получения конвертируемой валюты является экспорт. Другой путь привлечения иностранной валюты - получение новых внешних займов. Однако этот источник увеличивает государственный долг и не уменьшает проблем его возврата. Необходимо также учитывать, что не все иностранные кредиты направляются в валютоокупаемые проекты, для получения кредитов часто требуется соблюдение определенных условий, не всегда отвечающих национальным интересам страны-должника.
|
|
Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. Обслуживание государственного долга в Республике Беларусь осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в республиканской собственности. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк республики.
Серьезность проблем, связанных с осуществлением государственных кредитных операций, требует внимания к управлению государственным долгом.
Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску. размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов. Управление государственным долгом по поручению правительства Республики Беларусь осуществляет Министерство финансов страны. Для контроля за формированием и обслуживанием внешнего государственного долга используются различные показатели. Нормативными значениями для основных из них являются:
- отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (критическое значение - 220%);
- отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту (критическое значение - 50%);
- отношение платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг(критическое значение - 25%).
Сегодня Беларусь по сравнению с развитыми странами и другими государствами СНГ имеет наиболее низкие значения названных показателей, что позволяет считать экономически безопасными осуществляемые государственные кредитные операции.