Модель монополии и достижение монопольного положения

При отсутствии конкурентного пресса фирмы не стремятся контролировать свои издер­жки, искать резервы роста и совершенствования. А. Смит оценивал мо­нополию «как великого врага хорошего управления».

Поскольку фирма-монополист — единственный производитель то­вара, ее кривая спроса совпадает с кривой отраслевого спроса. Кривая спроса фирмы-монополиста наклонена вниз. Существуют два основных следствия нисходящей кривой спроса, объясняющих поведение моно­полистов.

Во-первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монопо­лия должна понизить цену, чтобы повысить свои продажи. В результа­те предельный доход становится меньше, чем средний, так как сниже­ние цены относится не только к дополнительно проданной продукции, но и ко всем другим единицам продукции, которые могли быть реали­зованы по более высокой цене. Следовательно, последняя проданная единица продукции приносит меньший доход, чем продажа предыду­щей единицы. Монополист, который не может установить ценовую дис­криминацию своих покупателей и который увеличивает выпуск продук­ции, должен будет согласиться на более низкую цену не только допол­нительных, но и всех проданных единиц Монополист может добиться дополнительной продажи только путем понижения цены, назначенной за весь объем выпущенной им продукции

Во-вторых, нисходящая кривая монополистического спроса означа­ет, что высокие цены связаны с низкими объемами продаж и, наоборот, низкие цены — с большими объемами производства. В результате монопо­лист поставлен перед выбором между количеством продукции и ценой: он должен продавать или по более высокой цене меньшее количество еди­ниц продукции, или по более низкой — большее количество единиц про­дукции. Монополист одновременно выбирает и цену, и объем производ­ства.

Поскольку кривая монополиста зафиксирована, он не может повы­сить цену без потери продаж или увеличить последние без назначения более низкой цены. Делая этот выбор, монополист максимизирует при­быль на более низком уровне выписка продукции, чем в условиях конку­ренции, а именно когда предельный доход равняется предельным издер­жкам. Таким образом, в противоположность результатам при конкурен­ции, монополист будет максимизировать прибыль, ограничивая выпуск продукции и устанавливая цены выше предельных издержек.

Монополистические реше­ния, касающиеся ценообразования и количества продукции вы­зовут перенос дохода от потребителей к производителям, что при усло­вии неизменного размера издержек приведет к увеличению чистой прибыли монополиста.

Монопольное ценообразование приводит также к тому, что извест­но как «чистые потери» в благосостоянии. Они представляют собой поте­ри в стоимости для потребителей, которые при конкурентных ценах ку­пили бы этот продукт, но при монопольной цене вынуждены покупать товары-заменители низшего качества. Общество становится беднее, потому что производственные ресурсы могли бы быть исполь­зованы более продуктивно в отрасли, сокращающей количество продук­ции, чем в отрасли, производящей товар- заменитель более низкого ка­чества, для производства которого данные ресурсы используются на практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: