При отсутствии конкурентного пресса фирмы не стремятся контролировать свои издержки, искать резервы роста и совершенствования. А. Смит оценивал монополию «как великого врага хорошего управления».
Поскольку фирма-монополист — единственный производитель товара, ее кривая спроса совпадает с кривой отраслевого спроса. Кривая спроса фирмы-монополиста наклонена вниз. Существуют два основных следствия нисходящей кривой спроса, объясняющих поведение монополистов.
Во-первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия должна понизить цену, чтобы повысить свои продажи. В результате предельный доход становится меньше, чем средний, так как снижение цены относится не только к дополнительно проданной продукции, но и ко всем другим единицам продукции, которые могли быть реализованы по более высокой цене. Следовательно, последняя проданная единица продукции приносит меньший доход, чем продажа предыдущей единицы. Монополист, который не может установить ценовую дискриминацию своих покупателей и который увеличивает выпуск продукции, должен будет согласиться на более низкую цену не только дополнительных, но и всех проданных единиц Монополист может добиться дополнительной продажи только путем понижения цены, назначенной за весь объем выпущенной им продукции
|
|
Во-вторых, нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с низкими объемами продаж и, наоборот, низкие цены — с большими объемами производства. В результате монополист поставлен перед выбором между количеством продукции и ценой: он должен продавать или по более высокой цене меньшее количество единиц продукции, или по более низкой — большее количество единиц продукции. Монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства.
Поскольку кривая монополиста зафиксирована, он не может повысить цену без потери продаж или увеличить последние без назначения более низкой цены. Делая этот выбор, монополист максимизирует прибыль на более низком уровне выписка продукции, чем в условиях конкуренции, а именно когда предельный доход равняется предельным издержкам. Таким образом, в противоположность результатам при конкуренции, монополист будет максимизировать прибыль, ограничивая выпуск продукции и устанавливая цены выше предельных издержек.
Монополистические решения, касающиеся ценообразования и количества продукции вызовут перенос дохода от потребителей к производителям, что при условии неизменного размера издержек приведет к увеличению чистой прибыли монополиста.
Монопольное ценообразование приводит также к тому, что известно как «чистые потери» в благосостоянии. Они представляют собой потери в стоимости для потребителей, которые при конкурентных ценах купили бы этот продукт, но при монопольной цене вынуждены покупать товары-заменители низшего качества. Общество становится беднее, потому что производственные ресурсы могли бы быть использованы более продуктивно в отрасли, сокращающей количество продукции, чем в отрасли, производящей товар- заменитель более низкого качества, для производства которого данные ресурсы используются на практике.