Процессы концентрации в советской экономике

Эти документы содержали широкий круг мер по изменению существующих монопольных структур, демонополизации в сфере управления и планирования, развитию конкуренции в промышленности, снабжении, торговле и других сферах экономики

Однако эта реформа была недостаточно последовательна, а замена отраслевого централизма территориальным не улучшила положение, поскольку создала еще большие предпосылки для монополизации экономики на локальных рынках.

5 этап. С середины 1960-х гг. начался пятый этап эволюционного развития монополий, характеризующийся усилением отраслевого подхода в управлении, необходимостью проведения новой административной централизации, а также упразднением совнархозов и восстановлением центральных промышленных министерств. На этом этапе стала формироваться организационная монополия, имеющая ведомственно-бюрократическую форму, которая была создана в целях уменьшения числа объектов управления и объединяла одинаковые по профилю и виду деятельности предприятия. В 1989 г. только в промышленности и строительстве было 39 различных министерств.

Изменение вектора развития в управлении экономикой страны, вызванное ростом масштабов и усложнением системы взаимосвязей народнохозяйственного комплекса, привело к потере партийно-государственным аппаратом возможности эффективного управления экономикой посредством прямых команд и жесткого контроля. Интересы структур власти, стремившихся сохранить свое положение в обществе, вошли в противоречие с необходимостью выработки новых методов и создания новых институтов управления экономикой. Именно тогда начался процесс сращивания интересов партийно-государственной системы, сохранявшей элитарное положение в обществе, и отраслевых ведомств с корпоративными структурами, добивавшимися монопольного положения на рынке. В результате этого процесса к концу 1970-х гг. ведомственно-отраслевые монополии стали доминировать на своих локальных рынках при полном отсутствии конкурентов и контроля со стороны общества. Ведомства от лица государства получили распорядительские полномочия, которые стали использовать для реализации своих узкогрупповых интересов.

В 1970-е гг. в СССР был взят курс на повышение эффективности производства путем концентрации, укрупнения промышленных предприятий, активного формирования производственных объединений. Они создавались в рамках главков или пришедших им на смену всесоюзных промышленных объединений (ВПО). Возросла доля производственных объединений (ПО) и научно-производственных объединений (НПО) в промышленности. Именно на базе таких предприятий создавалась производственная структура, рассчитанная на максимальное самообеспечение, независимость от поставщиков, действующих в «чужих» отраслях, что не привело в условиях углубляющегося разделения труда к созданию комплексных самовоспроизводящихся структур, но в значительной мере способствовало сокращению межотраслевой производственной кооперации, взаимного обмена научно-технической информацией и усилению внутриотраслевой специализации.

Эти объединения сконцентрировали у себя природные ресурсы, достижения научно-технического прогресса (НТП), возможность манипулировать значительными капиталами и еще больше усилили роль и значение монополий в экономике. По мнению западных исследователей, объединения, часто занимая на внутреннем рынке монопольные позиции, имея большие масштабы производства и включая в себя научно-исследовательские подразделения, были тождественны западным трестам и концернам Отличия же были существенными' советские производственные объединения являлись государственной собственностью и функционировали в рамках плановой системы

Узкая предметная специализация наблюдалась в большинстве базовых отраслей народного хозяйства Только в машиностроении функционировали 166 предприятий-монополистов и 180 монопольных производств. Свыше одной трети важнейших видов машиностроительной продукции производилось на одном предприятии и примерно столько же — на двух. В целом по машиностроительному, металлургическому, химическому и лесотехническому комплексам, производству бытовой техники — по выборке из 239 важнейших видов продукции — складывалась следующая картина. Производство 82 видов продукции было сосредоточено на одном предприятии, 87 — на двух. В ряде отраслей почти две тысячи наименований продукции производились лишь на одном предприятии. Даже в тех случаях, когда производителей было несколько, уровень концентрации все равно был чрезвычайно высок. Так, НПО «Ростсельмаш» выпускало три четверти всей зерноуборочной техники в СССР (в США на удовлетворение потребностей фермеров работает свыше двух тысяч предприятий).

В этих условиях малые предприятия, будучи в своей массе не самыми эффективными (по действовавшим критериям), были подвергнуты «репрессиям». В 1960—1987 гг. доля предприятий с объемом продукции до 0,5 млн руб. в общем выпуске продукции сократилась в 2,6 раза. При этом наиболее мелкие предприятия, с объемом валовой продукции до 100 тыс. руб., составляли лишь 4,4% общего количества предприятий и на их долю приходилось менее 0,1% продукции. Встроенные в жесткую систему государственного управления, они не могли стать полигоном для развития предпринимательской инициативы.

Ликвидация рыночных принципов управления и распределения ресурсов, централизованное размещение инвестиций привели к формированию своеобразного технологического монополизма. Подавляющее большинство хозяйственных связей складывалось директивно, на безальтернативной основе и базировалось не на экономических, а на строго детерминированных организационных и технологических принципах: «народное хозяйство — единая фабрика»

Монополистические отношения во многом порождались и действующей системой директивного планирования. Навязывание нижестоящим звеньям целей развития без учета их собственных интересов — это монополизм сверху вниз. Одновременно администрация предприятий становилась в положение монополиста в области информации и активно использовала эту возможность для занижения своих возможностей. Таким образом, плановые задания были не результатом научного предвидения, а итогом переплетения монополистических отношений сверху вниз и снизу вверх.

Монополизм пронизывал все сферы и отрасли советской экономики, все уровни подсистемы организации и управления. Он переплетался с монополизацией других сфер общественной жизни, ставя личность в подчиненное, приниженное положение по отношению к административным и хозяйственным иерархиям. Монополизм в хозяйстве СССР имел трехслойную структуру, и при этом каждый слой усиливал всю конструкцию.

Воспроизводимость и устойчивость монопольных структур обеспечивались системой экономических и внеэкономических факторов, которые играли ведущую роль. Идеологизация и политизация управления процессами экономики формировали и поддерживали тип государственного хозяйства на базе абсолютной монополии государственной собственности. Однако при всех условиях поддержки монополий итог их функционирования был предрешен уже самой их объективной сущностью, о которой еще в начале века говорил В.И. Ленин, а в 1925 г. сделал более общий вывод Н.И. Бухарин — «всякая монополия таит в себе некое консервативное начало».

Массив проблем российской экономики на рубеже XX—XXI вв. оказался настолько глубоким и масштабным, что их решение имело нетривиальный характер. Перестройка экономической политики, начавшаяся в 1985 г., сопровождалась как положительными, так и отрицательными проявлениями в экономической и политической жизни страны. Первые годы экономической реформы показали, что дилемма «конкуренция или монополия» требует серьезного исследования и принятия комплекса мер, направленных на либерализацию и демонополизацию российской экономики, развитие конкурентной среды, диверсификацию форм собственности, демократизацию всех форм жизни.

В начале перестройки (1985) вопросы антимонопольной политики и формирования конкурентных отношений не были включены в стратегию экономических реформ. Однако необходимость экономического соревнования, главная цель которого — наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на произведенную, высококачественную и конкурентоспособную продукцию, получила официальное признание. Переход предприятий в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования (в первую очередь в пищевой, легкой промышленности, бытовом обслуживании, жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленности строительных материалов, торговле, общественном питании, потребительской кооперации) послужил основой зарождения и развития малого предпринимательства.

6 этап. Закон СССР от 30.06.1987 № 7284-XI «О государственном предприятии (объединении)» регламентировал новые формы хозяйственного расчета, которые, в свою очередь, стимулировали освоение гибких форм арендных отношений, а Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» снимал ограничения на занятия народно-художественным промыслом, ремесленничеством, кустарничеством, извозом, ремонтом и т. д. В 1988 г. индивидуальной частной деятельностью занималось 429 тыс. человек, а к 1989 г. их количество увеличилось до 723 тыс.

Особая роль в изменении институциональных основ государства и развитии конкуренции принадлежит Закону от 26.05.1988 № 8998-XI «О кооперации в СССР», принятому в 1988 г. Число кооперативов в строительстве, производстве товаров, общественном питании, бытовых услугах, а также численность занятых в них работников за 1988-1989 гг. возросли более чем в 10 раз, объемы реализованных товаров (услуг, работ) — почти в 20 раз. Доля выручки от реализации продукции кооперативов увеличилась в ВВП с 1,5 до 4,4%.

В экономической печати с 1988 г. все активнее стали появляться публикации, посвященные вопросам государственного и ведомственного монополизма в стране и мировому опыту антимонопольного регулирования. В то же время ни одно из принятых партийных или правительственных решений кардинальных изменений в монопольную структуру государства не вносило. К этому времени государство как экономический центр уже не могло ограничить ведомственную экспансию. Оно лишь эпизодически при помощи властных регулятивных норм пыталось сдерживать натиск мощных монополистических систем на потребителя. Вместе с тем именно монополизм долгое время оказывал негативное влияние на развитие рыночных реформ.

В 1990 г. Совет Министров СССР признал, что на пути последовательного проведения в жизнь экономических реформ возникли трудности, непосредственно связанные с проявлением монополизма, который стал тормозом прогрессивных преобразований в народном хозяйстве. Попытка разработки антимонопольного закона и программы демонополизации советской экономики была обозначена постановлениями Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства» и «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

В соответствии с постановлениями предполагалось создать Антимонопольный комитет СССР, на который возлагались бы функции по реализации антимонопольной политики, обеспечению правовой защиты товаропроизводителей и потребителей, демонополизации существующих структур государственного управления В октябре 1990 г. был создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России). В большинстве республик в 1990—1991 гг. активно началась нормотворческая деятельность по разработке аналогичных законодательных актов Этапы трансформации экономических отношений и создания рыночных структур в стране, изменения форм и методов функционирования монополий, формирования конкурентных отношений и демонополизации отраслевых рынков охватывают последнее пятнадцатилетие развития экономики страны.

Конкурентную среду в исходной монополизированной системе заинтересованы создавать не отдельные предприятия, группы предпринимателей, финансистов, а государство, если оно является носителем общественных интересов. Следовательно, суть рыночных реформ в России — переход от универсальной монополии к конкуренции. Именно с этого момента можно говорить о начале формирования антимонопольной политики в России, переживавшей, как и вся страна, сложный этап развития.

Возможности возникновения монополии в значительной степени определяются тем, какую долю занимает на рынке небольшая группа крупнейших производителей и как проявляется их рыночная мощь, следовательно, монополизация отраслей в первую очередь связана с концентрацией производства, хотя и не тождественна последней Оценка степени концентрации промышленного производства России и интенсивность этих процессов в дореформенный период позволят, с одной стороны, объяснить целесообразность и неотвратимость принятия в стране мер антимонопольного регулирования в качестве важнейшего направления политики экономического развития страны, а с другой — понять эволюционные механизмы, содержание и направления антимонопольной политики в период трансформации экономической системы.

Пристальное внимание уделим эволюции процессов концентрации в экономике РСФСР, составлявшей около 60% всего промышленно-производственного потенциала Советского Союза. С конца 1950-х г.г. органами государственной статистики СССР и РСФСР стали отслеживаться и постоянно публиковаться материалы, характеризующие размерную структуру промышленных предприятий (без предприятий потребительской кооперации) — косвенное отражение концентрации производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: