Лекция 4. Эволюция антимонопольного законодательства в России и органов, контролирующих его исполнение

Исследования американских экономистов Адамса и Брока, охватывающие наиболее концентрированные сталелитейную и автомобилестроительную отрасли в различных странах мира, привели к выводу о том, что иерархическая бюрократическая система управления, характерная для крупных фирм в этих отраслях, отрицательно влияет на эффективность функционирования как компании, так и отрасли. В долгосрочном периоде положительный эффект масштаба начинает угасать, а отрицательный, наоборот, набирает силу.

Таким образом, в 60-87гг.по большинству показателей, характеризующих масштаб деятельности малых и средних предприятий, за рассматриваемый период произошли изменения значений в сторону снижения, что свидетельствует как об абсолютном, так и об относительном сокращении масштабов их деятельности.

С 1972 г. генеральная линия в экономической политике страны была направлена на рост эффективности производства, создание крупных и сверхкрупных предприятий в виде производственных и научно-производственных объединений как главных производителей и потребителей производственных ресурсов Общее количество таких предприятий к 1987 г. увеличилось в 3,6 раза и составило 4830. Государственная политика, направленная на развитие более крупных предприятий и сокращение мелких, повлияла на 30%-ное снижение количества последних (с 1968 до 1983гг.).

Анализ группы крупных предприятий показывает, что абсолютные и относительные параметры имеют высокую степень схожести по обоим группировочным вариантам, что демонстрирует ориентацию всей экономической структуры на концентрацию и сверхконцентрацию производства.

Показатель объема выпускаемой продукции в среднем на одного работника возрос за 27 лет по всем группам предприятий: по малым — в 3 раза, по крупным и средним — в 3,6 раза. На крупных предприятиях производительность труда составляет почти 70 тыс. руб. на человека, а на средних и малых — 42 тыс. руб. при разнице стоимости ППОФ в 4,5 раза

Таким образом, исследование масштабов деятельности предприятий промышленности в советской России позволило выявить и рассчитать динамику структурных изменений в промышленном производстве в период с 1960 по 1987 гг., определить вектор и интенсивность процессов концентрации, оценить уровень структурного доминирования в отечественной экономике к началу ее реформирования. Рост доли крупных предприятий

в промышленности по таким показателям, как количество предприятий, объем валовой продукции, стоимость ППОФ, численность ППП, косвенно отражает усиление процессов концентрации в советской, в том числе в российской, экономике. Такая ситуация в экономике сложилась как под действием объективных экономических процессов, так и под влиянием субъективных факторов ведомственно-корпоративного управления.

Отсутствие рыночных принципов управления и распределения ресурсов, централизованное размещение инвестиций привели к формированию своеобразного технологического монополизма. Концентрация капитала и основных фондов, объема производимой продукции и занятого населения имела тенденцию к росту в течение всех послевоенных лет. В течение всего периода социалистического развития экономики страны монополизм сопровождался огромной концентрацией экономической власти на всех уровнях и функциональных направлениях управления экономикой.

Экономическая политика страны предполагала, что концентрация и укрупнение промышленных предприятий приведет к повышению эффективности производства. На предприятиях сосредоточивалась основная часть ресурсов промышленности (трудовых, материальных, финансовых) и были более низкие предельные издержки производства, достигалась максимизация эффекта масштаба. Однако по ряду показателей эффективность крупных предприятий была не выше, а порой и ниже, чем малых и средних. Отрицательный эффект масштаба был обусловлен в первую очередь управленческими трудностями, возникавшими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность предприятий, превратившихся в единоличных производителей. Именно эта ситуация наблюдалась в условиях централизованной системы управления предприятиями в РСФСР.

К началу 90-х годов в политическом руководстве страны было достигнуто понимание того, что конкурентную среду в исходной монополизированной системе заинтересованы создавать не отдельные предприятия, группы предпринимателей, финансистов, а государство, если оно является носителем общественных интересов. Стратегическим направлением рыночных реформ в России стал переход от универсальной монополии к конкуренции. Именно с этого момента можно говорить о начале формирования антимонопольной политики в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: