Лекция 7. Организация и методы государственного регулирования естественных монополий в России

В Великобритании для контроля над отраслями, где возможности возникновения монопольного положения, а значит, и злоупотребления фактически или потенциально велики, созданы управления телефонной связи, газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения.

Принципы регулирования различаются в зависимости от выбора цент­рального контрольного параметра, способа его задания, периодичности пересмотра и многих других содержательных и процедурных факторов.

В США доминировавшей до недавнего времени практикой регули­рования естественной монополии было ограничение нормы прибыли, осуществляемое на основе надбавки на издержки. Компаниям разреша­лось получать чистый посленалоговый доход в определенных пределах. При такой системе все аспекты деятельности компаний — тарифы, ин­вестиции, прибыльность — подлежат детальному правовому регулиро­ванию со стороны государственных органов.

Структура тарифа разрабатывается так, чтобы избежать нечестной и несправедливой дискриминации. Отсюда тариф должен устанавливаться по каждому виду продажи или характеру услуги, что обычно требует раз­бивки по ним общих издержек на основе какого-либо принципа, напри­мер объемов производства, размеров продаж, величины прямых издер­жек, получаемых прибылей и т. п.

Одобренный тариф обычно действует до тех пор, пока компания не обратится с требованием о его пересмотре, что, как правило, происхо­дит в случае, если норма прибыли становится недостаточной. Причем предприятия получают разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на снижение.

Процедура согласования тарифа в отдельных штатах различна. Обыч­но компания подсчитывает понесенные текущие издержки, применен­ный капитал и цену капитала за согласованный период (обычно последние 12 месяцев), за который имеются полные данные. Назначенный шта­том Тарифный совет сверяет собственные свидетельства с оценкой пред­ложений компании. Стороны могут либо обсудить различия в позици­ях и прийти к соглашению, которое должно быть одобрено регулято­ром, либо передать дело на рассмотрение административного суда.

Процедура определения тарифа состоит из трех этапов — выявления те­кущих издержек, инвестиций и задания нормы прибыли на инвестиции.

1. Определение текущих издержек не ограничивается чисто технической операцией. Большинство комиссий штатов разработало единую систе­му счетоводства, обязательную для всех компаний. Комиссии следят за тем, чтобы у компаний не было излишних издержек вследствие поку­пок по завышенным ценам, установления высокой заработной платы или отказа от поиска поставщиков более дешевых товаров и услуг.

2. Оценка инвестиций — один из самых сложных аспектов в данной мо­дели регулирования предприятий общественного пользования. Капи­тальные вложения можно оценивать по-разному — в ценах приобрете­ния за вычетом амортизации; в ценах восстановления оборудования; наконец, в ценах восстановления услуг, а не оборудования, которое про­изводит эти услуги. На практике регулирующие органы отдают предпоч­тение оценке капитала в ценах приобретения, поскольку определение его восстановительной стоимости весьма затруднительно. Амортизация осуществляется на основе предписанных регулятором нормативов.

Проблема оценки инвестиций этим не исчерпывается — встает воп­рос о том, какая часть инвестиций была осуществлена оправданно, а по­тому может быть включена в базу, на которую рассчитывается разрешен­ная норма прибыли, а какая нет.

3. Допустимая прибыль определяется на основе экспертных суждений. Ее нижней границей служит цена капитала, а верхней — доход на ин­вестиции с той же степенью риска в предприятиях конкурентных отрас­лей. Расчет величины допустимой нормы прибыли сопряжен с решени­ем массы, казалось бы, чисто технических вопросов: что должно быть принято за цену капитала — цена для данной конкретной компании или среднеотраслевая, ее прошлая или ожидаемая в будущем величина; как при расчете прибыли должны учитываться налоги — фактически упла­ченные или начисленные к уплате.

По мнению критиков, данная модель поощряет режим затратного це­нообразования — установление тарифа на базе фактических издержек позволяет перекладывать затраты на потребителей.

Недостатки модели регулирования по принципу «издержки плюс прибыль» состоят в нарушении стимулов к капиталовложениям, в по­ощрении (если компания функционирует на рынках с разной степе­нью конкурентности) перекладывания издержек с одного из них на другой, в недостаточности стимулов для расширения круга оказывае­мых услуг.

Во многих странах в последние годы сфера и масштабы государ­ственного регулирования существенно сократились как в связи с тех­нологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рын­ков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: