Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 151 УК)

В соответствии со статьей 32 Конституции Республики Казахстан, граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Порядок организации и проведения собрании, митингов, уличных шествий и демонстраций регулируется Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 17 марта 1995 года «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в Республике Казахстан».

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения по обеспечению прав граждан, закрепленных в статье 32 Конституции Республики Казахстан.

Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 151 УК, включа­ет совершение следующих деяний, которые могут совершаться как путем действия, так и путем бездействия: а) незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования: б) незаконное воспрепятствова­ние участию в них: в) принуждение к участию в указанных мероприятиях.

В числе обязательных признаков включены следующие способы совершения рассматриваемого вида преступления: а) использование должностным лицом сво­его служебного положения; б) применение насилия или угрозы его применения.

Для применения статьи 151 УК необходимо установление хотя бы одной из пе­речисленных грех форм деяния и хотя бы двух способов совершения преступления.

Незаконным признается воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования, когда, например, должностное лицо без оснований запрещает проводить гражданам указанные политические мероприя­тия, дает указание разогнать участников указанных мероприятий, проводимых на законных основаниях.

Воспрепятствование участию в собраниях, митингах, шествиях, пикетирова­ниях является незаконным, если принимаются меры по недопущению граждан к месту собрания и других мероприятии, если граждане подвергаются насильствен­ному удалению с этого места и т. п.

Принуждение к участию в массовых политических мероприятиях заключается в оказании давления на граждан, с целью привлечения их к участию в таких мероприятиях помимо их воли.

Насилие или угроза его применения является формой воспрепятствования реализации прав граждан на проведение митингов, собраний и т.п. Насилие может быть в виде причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью, нанесения побоев или угрозы их причинения. Если насилие будет сопряжено с причинением тяжкого вреда здоровью, то оно должно квалифицироваться самостоятельно по статьям 103 и 104 УК.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что он своими деяниями препятствует проведению собрания, митинга, демонстра­ции, шествия, пикетирования, участию в них либо принуждает к участию в них, используя свое служебное положение или применяя насилие или угрозу его приме­нения, и желает совершить указанные действия. Мотивы и цели могут быть разно­образными и па квалификацию содеянного не влияют. Это могут быть хулиганс­кие, политические мотивы, неприязнь, карьеризм, протекционизм, неприятие общественного движения, партии и т.п.

Субъектом преступления могут быть должностные лица, использующие свое служебное положение для воспрепятствования проведению собрания, митинга и других политических акций. Однако если должностное лицо в целях воспрепят­ствования политическим акциям применит насилие, то ответственность должна наступать по совокупности статей, предусматривающих ответственность за дан­ное преступление, и по статье 308 УК за превышение должностных полномочий. Частные лица за указанные действия несут уголовную ответственность в случае применения насилия пли угрозы его применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: