С 1 июля 2001 года - мужчинам по достижении 63 лет, женщинам по достижении 58 лет

1.

Тема 14 Пенсионное обеспечение нетрудоспособных граждан из

Трудовой стаж для исчисления пенсионных выплат из Центра за период до 1, января 1998 года подтве­рждается трудовой книжкой.

Трудовые книжки (при их наличии) могут вестись по просьбе работников, проработавших свыше пяти дней у работодателя. Работникам, впервые поступающим на работу, трудовые книжки заполняются работодателем по их просьбе.

Все записи о датах приема на работу, награждениях и поощрениях, пр­екращении и расторжении индивидуального трудового договора производятся в соответствии с приказом о приеме работника на работу.

В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о трудовой деятельности работника, исправления производятся работодателем, которым была внесена соответствующая запись.

Трудовой стаж при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается на основании документов, подтверждающих сведения о работе, а также заявлений граждан.

В подтверждение трудового – стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, письменные трудовые договоры и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

При отсутствии документов трудовой стаж устанавливается на основании заявлений граждан.

В компетенцию органов социальной защиты населения по назначению пенсионных выплат входят:

4. проведение проверки достоверности сведений в представляемых документах;

5. вынесение решений о включении или не включении в трудовой стаж отдельных периодов трудовой деятельности;

6. установление стажа работы на основании заявлений граждан.

В подтверждение службы военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и сотрудников правоохранительных органов принимаются:

1) военные билеты;

2) справки и документы, выдаваемые уполномоченными органами, архивными и военное лечебными учреждениями.

Трудовой стаж для исчисления пенсионных выплат из Центра за период до 1 января 1998 года подтверждается трудовой книжкой. Трудовой стаж при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней устанавливается на оснований документов, подтверждающих сведения о работе либо на оснований решения суда. Трудовой стаж граждан, осуществлявших деятельность в соответствий с законом о пенсионном обеспечений.

Новая накопительная модель пенсионной системы была взята из опыта Чили по рекомендации группы экспертов Всемирного банка. В Чили реформа пенсионной системы. переход к накопительной пенсионной модели состоялся в 1988 - 1990 гг. Использование опыта чилийской модели, переход к новой накопительной системе требовал радикальных пенсионных реформ и преобразование самой системы пенси­онного обеспечения. За 1998-2000 гг. в стране сформировалась институциональная и правовая инфраструктура накопительного пенсионного обеспечения.

В течение 1998 г. ежемесячная ставка пенси­онных взносов в солидарную систему составляла 15 % которые перечислялись в Государственный центр по выплате пенсий, а обязательные пенси­онные взносы - в накопительные пенсионные фонды (НПФ) в размере 10% от полученного до­хода.

Пенсионные накопительные фонды занимаются сбором обязательных пенсионных взносов, веде­нием пенсионных счетов вкладчиков и выплатами пенсий. Инвестирование пенсионных активов осу­ществляет Компания по управлению пенсионными активами (КУПА) а хранение средств вклад­чиков - банки-кастодианты (БК).

Для успешного реформирования и функцио­нирования пенсионной системы необходимо на­личие падежного хранителя пенсионных активов. В мировой практике именно банк-кастодиан обес­печивает сохранность пенсионных средств и кон­троль за их движением (инвестированием). Банк-кастодиан не вправе использовать вверенные ему пенсионные Активы в своих интересах, в том чис­ле отвечать ими по своим обязательствам, отда­вать в залог или совершать в отношении указан­ных активов другие действия с целью удовлетво­рения интересов третьих лиц. Согласно закону НПФ КУПА и БК ведут раздельный учет по соб­ственным средствам и пенсионным активам Та­ким образом, даже банкротство БК не отразится не только на пенсионных накоплениях вкладчи­ков, но и на деятельности НПФ и КУПА.

КУПА — это важное звено в процессе движения денежных средств пенсионного фонда. Взаимоот­ношения между пенсионными фондами и КУПА строятся на основании договора об управлении ак­тинами фонда. Порядок принятия решения о зак­лючении договора описывается в уставе фонда. Инвестировать пенсионные активы должна сама КУПА, пенсионный фонд не вправе оказывать на инвестиционный процесс какого-либо воздействия. так как вся ответственность за конечный результата инвестирования лежит именно на КУПА.

2. Пенсионные выплаты из Центра - выплаты денег физическим лицам, имеющим трудовой стаж не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 года, осуществляемые пропорционально трудовому стажу в установленном законодательством порядке.

Гражданам гарантировано право на получение пенсионных выплат из Центра при наступлении определенных условий. Эти условия применяются только для отдельных категорий граждан:

1. Получающим пенсию до 1 января 1998 года.

2. Достигшим пенсионного возраста и имевшим трудовой стаж не менее шести месяцев по состоянию на 1 января 1998 года, - в размере, пропор­ционально имеющему трудовому стажу.

3. Военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством РК для сотрудников органов внутренних дел, имеющим право на получение пенсионных выплат по выслуге лет.

4. В случае смерти получателя пенсионных выплат, не имеющего пенсионных накоплений в накопительных пенсионных фондах, его семье либо лицу, осуществившему погребение, выплачивается единовременная выплата на погребение в размере пятнадцати кратного месячного расчетного показателя (если умерший пенсионер являлся участником или инвалидом Великой Отечественной Войны - в размере тридцати пятикратного месячного расчетного показателя).

Одним из наиболее важных условий назначения пенсионных выплат из Центра является достижение определенного пенсионного возраста. Именно поэтому такая пенсия называется пенсией по возрасту.

Как известно, в свете старого Закона "О пенсионном обеспечении" от 17 июня 1991 года пенсионный возраст мужчин в Казахстане составлял 60 лет, женщин - 55 лет.

В новом же Законе предусматривалось ежегодное увеличение возрастного порога пенсии на шесть месяцев.

Пенсионные выплаты по возрасту в полном объеме из Центра назначаются по достижении пенсионного возраста следующим категориям граждан:

мужчинам - при наличии трудового стажа не менее 25 лет на 1 января 1998 года;

женщинам - при наличии трудового стажа не менее 20 лет на 1 января 1998 года.

Для исчисления пенсии необходимо определить среднемесячный доход.

3. Пенсии за выслугу лет - ежемесячные выплаты из средств республиканского бюджета и накопительных пенсионных фондов, назначаемых пожизненно в размере, соизмеримом с прошлым заработком или иным вознаграждением, лицам, имеющим установленный законом специальный стаж (выслугу лет).

По своим признакам и целям указанные пенсии наиболее близки к пенсиям по возрасту: здесь также требуется определенный стаж работы, в некоторых случаях необходим конкретный возраст, хотя, как правило, эти пенсии назначаются независимо от возраста лица.

Такая общность проявляется не только в названных внешних признаках, но и в сущности. Речь идет о том, что лицо, длительное время, занимавшееся на благо общества определенной деятельностью, освобождается от обязанности трудиться и получает обеспечение в виде пенсии за выслугу лет.

Кроме того, пенсия за выслугу лет служит формой материального обеспечения таких категорий лиц, которые в силу особого характера профессии не могут заниматься данной общественно полезной деятельностью после длительного ее выполнения.

Круг лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет, сравнительно невелик и сводится к следующим основным группам: пенсии военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и комитета уголовно исполнительной системы Министерства юстиции, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством РК для сотрудников органов внутренних дел.

­ Цель пенсии за выслугу лет - освободить таких граждан от необходимости продолжать свою прежнюю работу, компенсировать им в значительной части утраченный заработок в связи с переходом на другую работу либо полным прекращением трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 60 Закона РК "О пенсионном обеспечении в РК" право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют:

1.Военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники органов внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел:

1) имеющие выслугу лет не менее 25 лет, достигшие установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на службе;

2) имеющие выслугу лет не менее 25 лет, уволенные по сокращению штатов или состоянию здоровья;

Военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством Республики Казахстан дня сотрудников органов внутренних дел, уволенным со службы и имевшим на 1 января 1998 года выслугу десять лет и более, при отсутствии права на пенсию по выслуге лет согласно пункту 1 ст.60 пенсионные выплаты из Центра назначаются на общих основаниях.

3. При зачислении пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, бывшего Государственного сле­дственного комитета, прокуратуры, органов финансовой (налоговой) полиции, таможенных органов, органов по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан на государственную службу с присвоением воинского (специального) звания, классного чина выплата пенсии пр­екращается со дня назначения на должность.

Для назначения пенсии необходим сложный юридический состав: к примеру, достижение определенного возраста, наличие определенной продолжительности выслуги лет, в некоторых случаях увольнение с военной службы и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: