Время введения в действие НПА о труде является важным процедурным моментом, когда правовые нормы получают реальную возможность для их применения. НПА вводятся в действие в определенные сроки, установленные законодательством. Это зависит от места конкретного акта в иерархии НПА о труде. Трудовой кодекс РК, Законы РК, УПРК и ППРК вводятся в действие по истечении 10 календарных дней после их первого официального опубликования, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки. Например, Трудовой кодекс РК введен в действие по истечении десяти календарных дней со дня его официального опубликования 15 мая 2007 года (ст.1 ЗРК «О введении в действие ТК РК» от 15.05.2007г.).
Тема 2 Источники и принципы трудового права Республики Казахстан
Предметом трудового права является строго определенная группа общественных отношений, которая отличается от других, связанных с применением труда, своими сущностными признаками и общими границами правового регулирования.
Тема 1 Понятие, предмет, метод трудового права
Список рекомендуемой литературы
Основная:
1 Уваров В.Н. Трудовое право Республики Казахстан. - Алматы: Изд. КазГЮА, 2000. – 455 с.
2 Хамзин А.Ш., Хамзина Ж.А., Хамзина А.А. Трудовое право: Учебник. – Астана, 2004 – 594 с.
3 Ахметов А., Ахметова Г. Трудовое право Республики Казахстан.Учебник. – Алматы: «Юридическая литература», 2005. – 455 с.
4 Жумагулов Г.М., Ахметов А., Ахметова Г. Право социального обеспечения. Учебник – Алматы 2005
Дополнительная:
6 Нургалиева Е.Н. Трудовое право в новых условиях хозяйствования. Алматы, 1990. - 276 с.
7 Уваров В.Н. Трудовое законодательство Республики Казахстан. Алматы, 1998.- 224 с.
8 Нургалиева Е.Н., Сураган Г.А. Материальная ответственность сторон трудового договора. Алматы: ТОО «Баспа», 2001. - 110 с.
9 Нургалиева Е.Н., Хохлов Е.Б. Проблемы трудового права в современных условиях. Караганда, 1994.- 228 с.
10 Хамзина Ж. Социально-обеспечительное правоотношения в Республике Казахстан. Алматы: Жеті жарғы, 2002. - 144 с.
11 Пенсионное обеспечения и социальное защита граждан Республики Казахстан. Алматы, 2004. -164 с.
12 Аманбаев М.Н. Накопительная пенсионная система Казахстана. Методическая пособия Алматы: Экономика 2005.
Нормативные правовые акты:
13 Конституция РК от 30 августа 1995 года
14Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года
15 Комментарии к Трудовому кодексу РК. Под ред. Сапарбаев Б.М. Астана 2008. с.809.
16 Закон РК «О пенсионном обеспечении граждан в РК» от 20 июня 1997 // СПС «Юрист».
17 Закон Республики Казахстан «О занятости населения» от 23 января 2001 года // www.paragraf.kz – СПС Юрист
18 Закон Республики Казахстан «О профессиональных союзах» от 09 апреля 1993 года // www.paragraf.kz – СПС Юрист
19 Закон РК «О республиканском бюджете на 2009 год» от 10 декабря 2008 года // www.paragraf.kz – СПС Юрист
20 Закон РК «Об обязательном социальном страховании» от 25 апреля 2003 года // www.paragraf.kz – СПС Юрист
Совокупность всех отношений, которые складываются между людьми по поводу применения их труда в процессе совместной трудовой деятельности, называется общественной организацией труда (в масштабе общества или отдельной организации). При этом от технической оснащенности производства зависит эффективность совместной деятельности людей.
К элементам общественной организации труда относятся: наличие и состояние трудовых ресурсов общества; разделение и кооперация труда; обеспечение трудовой дисциплины и управление процессом совместного труда; установление меры труда и других условий производства; порядок распределения произведенного продукта и степень участия самих производителей в этом процессе; воспроизводство рабочей силы (профессиональная подготовка).
К предмету трудового права относятся те общественные отношения, в которых сам процесс труда в его общественной форме становится предметом обязательств. Здесь применение труда, его условия и организация выступают основным содержанием правового регулирования.
Метод как совокупность юридических способов воздействия на трудовые отношения - категория динамичная, подвижная, зависит от многих факторов и, прежде всего, от социально-экономических и конкретно-исторических условий развития страны. Например, период Великой Отечественной войны требовал применения жестких методов правового регулирования условий труда (вчастности, имело место введение всеобщей трудовой мобилизации, установление уголовной ответственности за самовольный уход с работы и др.). Напротив, в современных условиях перехода к рыночным отношениям требуются иные способы регулирования трудовых отношений (свобода предпринимательской деятельности, новые организационно-правовые формы хозяйствования, система социального партнерства, установление договорных условий труда).
Отраслевые особенности метода трудового права раскрываются путем анализа следующих его характерных признаков: а) порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений; б) правовое положение субъектов трудового права; в) характер установления прав и обязанностей сторон трудового правоотношения; г) юридические средства обеспечения обязанностей сторон.
Правовая форма регулирования трудовых отношений охватывает содержание данных отношений, определяет трудовую правосубъектность сторон и гарантии реализации их интересов. В этой связи метод трудового права получает дополнительную характеристику через механизм действия императивных, дозволительных и рекомендательных норм.
Императивные нормы выражаются в форме предписания или прямого запрета. Так, согласно действующему законодательству о труде не допускается привлекать работников моложе восемнадцати лет к сверхурочным работам, принимать на тяжелые физические работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда и др. Такие нормы по своему характеру являются гарантийными, они направлены на установление условий труда без учета волеизъявления сторон.
Дозволительные нормы предоставляют сторонам трудовых правоотношений возможность устанавливать условия труда по своему усмотрению. Дозволительные нормы основываются на договорном способе установления условий труда.
Рекомендательные нормы предусматривают такие образцы поведения, которые с точки зрения законодателя желательны в сфере организации труда.
можно выделить три способа регулирования трудовых отношений: государственно-правовой; коллективно-договорной; индивидуально-договорной.
метод трудового права - совокупность следующих приемов и способов правового регулирования трудовых отношений: договорный порядок установления трудовых правоотношений; сочетание равенства сторон с подчиненностью работника работодателю в процессе производства; особый режим организации труда; сочетание централизованного нормирования и локального регулирования организации и условий применения труда; участие трудовых коллективов и профсоюзов в установлении условий труда; единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений; особый механизм действия императивных, дозволительных и рекомендательных норм трудового права; специфические процессуальные формы защиты прав и законных интересов сторон трудовых правоотношений, а также применения санкций.
4. Система трудового права
Общую часть трудового права составляют нормы, имеющие отношение ко всем элементам общественной организации труда. Общая часть трудового права охватывает предмет, метод и систему данной отрасли, принципы регулирования трудовых отношений, источники трудового права, правовое положение субъектов, правоотношения в сфере трудового права, а также предмет и методологию науки трудового права. Все эти вопросы составляют фундаментальную основу для глубокого изучения конкретных разделов (институтов) трудового права.
Особенную часть трудового права образуют правовые нормы, регламентирующие отдельные группы общественных отношений по применению труда граждан. Она включает правовые нормы, регламентирующие отдельные элементы общественной организации труда и устанавливающие правосубъектность участников трудовых отношений. В системе трудового права выделяются правовые институты, предметом регулирования которых являются составные части трудовых отношений. В Особенную часть входят следующие основные институты трудового права: трудовой договор, коллективные договоры и соглашения, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудоустройство, материальная ответственность сторон трудового договора, трудовая дисциплина, охрана труда, профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров, трудовые споры.
Общая и Особенная части трудового права органически связаны между собой, дополняют друг друга. Их последовательное изучение позволяет лучше познать трудовое право, характер и содержание его норм, а также механизм правового регулирования трудовых отношений.
5. 1. Трудовыми правоотношениями называются общественные отношения, возникающие по поводу применения труда, а также отношения, тесно связанные с ними. Данные отношения регламентируются нормами трудового права и являются его предметом.
Различают следующие виды трудовых правоотношений:
а) трудовые отношения, возникающие между работником и работодателем на основе трудовых и коллективных договоров, в силу которых устанавливаются взаимные права и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством РК;
б) отношения по трудоустройству, возникающие в связи с обращением граждан в уполномоченные государственные органы по труду с целью получения работы в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, с учетом личных интересов и общественных потребностей;
в) организационно-управленческие отношения, возникающие между администрацией и коллективом организации по поводу организации производства и управлением коллективом в процессе совместной трудовой деятельности;
г) отношения по профессиональному обучению работников, возникающие по поводу подготовки квалифицированных рабочих непосредственно на производстве; подготовки безработных к новым сферам применения труда в условиях развития рыночных отношений;
д) социально-экономические отношения, возникающие по поводу установления условий труда, его оплаты и социальных гарантий работников на основе генерального, областных и отраслевых (тарифных) соглашений, коллективных договоров и соглашений;
е) отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, возникающие по поводу осуществления общего и специализированного государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и иных условий безопасности труда с участием соответствующих компетентных органов;
ж) отношения по рассмотрению трудовых споров, возникающие по поводу разрешения разногласий по вопросам установления условий труда и применения норм трудового законодательства. Субъектами таких отношений могут быть работник и работодатель (индивидуальные трудовые споры) либо трудовой коллектив и работодатель (коллективные трудовые споры).
Таким образом, трудовыми называются правоотношения, возникающие по поводу привлечения рабочей силы в общественное производство.
Правовые нормы, регулирующие трудовые отношения, находят свое закрепление в многочисленных НПА. В своей совокупности эти акты составляют законодательство о труде.
Систему трудового законодательства и систему трудового права объединяет одно общее начало: трудовое право как относительно обособленная по предмету и методу правового регулирования совокупность правовых норм, в своем единстве составляющих самостоятельную отрасль права. Система трудового законодательства в этом случае выступает в качестве внешней формы выражения трудового права, его внутреннего, отраслевого содержания.
Система трудового законодательства - это сложное, многоуровневое образование, включающее совокупность взаимосвязанных НПА о труде различной юридической силы, отражающие внутреннее единство системы правовых норм и структуры трудовых отношений как предмета регулирования (и соответственно структуры отрасли трудового права). Законодательство о труде основывается на Конституции РК и состоит из Трудового кодекса РК и иных НПА, регулирующих трудовые отношения отдельных категорий работников. Международные договоры, ратифицированные РК, имеют приоритет перед национальным законодательством о труде и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание ЗРК (ст.2 ТК РК).
НПА подразделяются на основные и производные.
К основным НПА в области трудового законодательства относятся Конституция РК, конституционные законы, Трудовой кодекс РК, отдельные законодательные акты, нормативные правовые указы Президента РК, нормативные постановления Правительства, Конституционного совета и Верховного суда РК; нормативные приказы министерств и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные постановления госкомитетов и иных центральных госорганов по вопросам отраслевых условий труда; нормативные правовые решения маслихатов и акимов по вопросам установления региональных условий организации труда.
К производным НПА в области трудового законодательства относятся различные правила, положения, инструкции. рекомендации и др. Они принимаются или утверждаются посредством НПА основных видов и составляют с ними единое целое. Место НПА о труде производного вида в иерархии НПА определяется уровнем акта основного вида.
По своей юридической силе НПА о труде неодинаковы. Это объясняется тем, что эти акты издаются в пределах компетенции соответствующих госорганов и должностных лиц.
В области трудового законодательства имеется ряд НПА производного характера от основных актов. К ним относятся:
а) правила - НПА, определяющие порядок организации и осуществления определенного вида деятельности в области общественной организации труда. Например, Правила возмещения предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденные постановлением КМ РК от 17.03.93.;
б) положение (примерное положение, типовое положение) - НПА, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения, а также порядок осуществления конкретного вида деятельности;
в) инструкция - НПА, детализирующий применение трудового законодательства в области общественной организации труда.
Все указанные нормативные правовые акты производного характера идут в качестве приложений к основным актам.
Действие НПА о труде может быть: бессрочным; временным.
НПА считается действующим бессрочно, если в самом акте или акте о введении его в действие не предусмотрено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего акта или его отдельных частей (части). В этом случае обязательно указывается, на какой срок НПА о труде (или его часть) сохраняет действие. До истечения этого срока орган, издавший акт, может продлить действие акта на новый срок или придать ему бессрочный характер.
В законодательстве и правоприменительной практике используется понятие действия НПА в пространстве. Действие НПА в пространстве можно рассматривать в качестве одной из форм реализации принципа единства и дифференциации трудового права. Обширность территории Казахстана с различными ее природно-климатическими условиями, несомненно, предопределяет сферу действия НПА о труде. С учетом особенностей условий труда в отдельных местностях (безводность, высокогорность и т. п.) принимаются специальные правовые акты, предусматривающие районные коэффициенты к заработной плате отдельных категорий работников, различные льготы, гарантии и т. д. Причем особо возрастает роль локального регулирования (коллективные договоры, соглашения) условий труда в таких местностях. Следовательно, действие НПА в пространстве предполагает наличие специальных актов о труде, распространяющихся лишь на отдельные территории республики.
С учетом сказанного законодательство о труде можно классифицировать на: общее законодательство о труде; специальноезаконодательство о труде.
Общее законодательство распространяется на всех работников независимо от отрасли экономики и условий труда, специальное - рассчитано только на особые условия труда. В основу такого деления трудового законодательства положены объективные факторы производства (в данном случае - тяжелые природно-климатические условия отдельных районов Казахстана).
Действие нормативных правовых актов по лицам. Так, действие Трудового кодекса РК распространяется не только на граждан республики, но и на иностранцев и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность в РК (если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, ратифицированными РК).
Общие принципы права являются базовыми для правового регулирования труда и соответственно отрасли трудового права. Закрепление их в Конституции РК свидетельствует об их всеобщем характере. К числу общих (межотраслевых) принципов права можно отнести: законность; приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства; равный доступ к государственной службе; учет общественного мнения и гласность; международное сотрудничество.
5. На базе действующей правовой системы организации общественного труда можно выделить следующие межотраслевые принципы трудового права: свобода труда, выбора рода деятельности и профессии; охрана здоровья и безопасность условий труда; вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации; всеобщность права на отдых; гарантированность получения образования; свобода объединений граждан по профессиональным и иным интересам; гарантированность защиты прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом; гарантированность социального обеспечения граждан.
Межотраслевые принципы конкретизируются в отраслевых правовых нормах (трудового, гражданского, административного и других отраслей права).
Отраслевыми принципами трудового права являются:
1) недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере труда;
2) свобода труда;
3) запрещение дискриминации, принудительного труда и наихудших форм детского труда;
4) обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
5) приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;
6) обеспечение права на справедливое вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы;
7) обеспечение права на отдых;
8) равенство прав и возможностей работников;
9) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;
10) социальное партнерство;
11) государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда;
12) обеспечение права представителей работников осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан (ст.4 ТК РК).
1. Участниками общественных отношений, регулируемых нормами трудового права, могут быть различные субъекты. С учетом особенностей правового статуса их можно классифицировать на следующие основные группы: 1) граждане; 2) работодатели; 3) профессиональные союзы; 4) государственные органы. Каждая из этих групп, в свою очередь, может подразделяться на виды. Так, граждане как субъекты трудового права могут выступать в качестве работников (лиц наемного труда) и предпринимателей. Особое положение занимают иностранные граждане и лица без гражданства в трудовых отношениях.
Законодательство о труде предусматривает и общие обязанности работников. К ним относятся: добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, бережное отношение к имуществу, выполнение норм труда, повышение производительности труда, профессионального мастерства, качества работы и выпускаемой продукции.
На работников как субъектов трудового права распространяются общие критерии трудовой правосубъектности: возрастной, волевой, социальный. В данном случае имеется в виду реальная способность человека к труду, т.е. способность к систематическому, регламентированному труду в условиях определенного режима, установленного законодательством и соглашением сторон.
Возрастной критерий связывает трудовую правосубъектность граждан с наступлением определенного возраста. Трудоспособным считается возраст, нижняя и верхняя границы которого определяются законодательством Республики Казахстан. В трудовом законодательстве минимальный возраст, с которого допускается прием на работу, установлен в 16 лет. В случаях получения среднего образования либо оставления общеобразовательного учебного заведения индивидуальный трудовой договор могут заключать лица, достигшие 15 лет, с согласия родителей или опекуна, попечителя.
Волевой критерий связан с характеристикой состояния волевой способности человека к труду. Душевное заболевание и иные изъяны в волевой способности гражданина препятствуют ему осознанно выполнять трудовые обязанности и контролировать свое поведение. Не может быть субъектом трудового права лицо, признанное в судебном порядке недееспособным вследствие душевного заболевания и слабоумия.
Социальный критерий связан с установлением равной для всех граждан трудовой правосубъектности. Действующим законодательством о труде установлены равные возможности всем трудоспособным гражданам для выбора профессии, рода занятий и работы. Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимущество при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальной принадлежности и отношения к религии.
Профессиональныесоюзы как субъекты трудовых отношений
Профсоюзы являются специфическим субъектом трудового права. С одной стороны, общий правовой режим создания и деятельности профсоюзов, их правосубъектность, основные права и обязанности, а также гарантии их реализации вытекают из общих положений законодательства об общественных объединениях в Республике Казахстан, а с другой - определяются структура, статус и полномочия отдельных звеньев системы органов профсоюзов, в частности полномочия профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций, отраслевых, территориальных и других органов профсоюзов. Участие государства в регулировании трудовых отношений
В зависимости от уровня государственный орган может быть республиканским, региональным и местным. К республиканскому относится государственный орган, деятельность которого осуществляется и его полномочия распространяются на территорию всей республики. К региональному относится государственный орган, деятельность которого осуществляется и его полномочия распространяются на территорию двух и более областей. К местному (областной, города республиканского значения или столицы, городского и пр.) относится государственный орган, деятельность которого осуществляется и его полномочия распространяются на территорию соответствующей административно-территориальной единицы.
2. Действующее законодательство Республики Казахстан с учетом международных норм определяет правовые гарантии и социально-экономические основы реализации конституционных прав граждан в области общественной организации труда. Отношения занятости регулируются нормами Конституции РК, Законом РК от 23 января 2001 г. «О занятости населения», коллективными договорами и соглашениями, иными НПА. Законодательство о занятости распространяется на граждан Республики Казахстан и на постоянно проживающих в республике иностранных граждан и лиц без гражданства.
Занятость - это не противоречащая законодательству деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им заработок (доход).
Имеется понятие «временная занятость» - это занятость, обусловленная участием граждан в общественно полезной деятельности на определенный период. При этом трудовая деятельность граждан, выбор ими профессии, вида и характера занятости (в том числе и не связанной с выполнением оплачиваемой работы, например воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, общественная деятельность и т. п.) основывается на исключительной их добровольности. Не допускаются любые формы административного и иного принуждения граждан к труду, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Безработные граждане, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченный орган и в частное агентство занятости за содействием в трудоустройстве. Для регистрации безработных граждан, обратившихся в поисках работы, необходимы следующие документы: удостоверение личности (паспорт), свидетельство о присвоении СИК, документы, удостоверяющие трудовую деятельность, РНН. Регистрация осуществляется по месту жительства.
Безработные граждане, зарегистрированные в уполномоченном органе, должны отмечаться не реже одного раза в течение 10 календарных дней, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, - не реже одного раза в месяц у акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.
Безработный снимается с учета, если обращается с письменным отказом от двух предложений подходящей работы, неявки в течение 5 дней со дня выдачи направления на работу по месту регистрации, переезда в другую местность и других случаях (ст.16 Закона о занятости).
Безработные из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, имеют право на получение государственной адресной социальной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные, входящие в целевые группы. Безработные, самовольно, без уважительной причины прекратившие обучение, повторно могут направляться на обучение только по истечении года со дня повторной регистрации в уполномоченном органе.