Тема 3 Субъекты трудового права

Время введения в действие НПА о труде яв­ляется важным процедурным моментом, когда правовые нормы получа­ют реальную возможность для их применения. НПА вводятся в действие в определенные сроки, установленные законо­дательством. Это зависит от места конкретного акта в иерархии НПА о труде. Трудовой кодекс РК, Законы РК, УПРК и ППРК вводятся в действие по истечении 10 календарных дней после их первого официального опубликова­ния, если в самих актах или актах о введении их в действие не указаны иные сроки. Например, Трудовой кодекс РК введен в действие по истечении десяти календарных дней со дня его официального опубликования 15 мая 2007 года (ст.1 ЗРК «О введении в действие ТК РК» от 15.05.2007г.).

Тема 2 Источники и принципы трудового права Республики Казахстан

Предметом трудового права является строго определенная группа общественных отношений, которая отличается от других, связанных с применением труда, своими сущностными признаками и общими грани­цами правового регулирования.

Тема 1 Понятие, предмет, метод трудового права

Список рекомендуемой литературы

Основная:

1 Уваров В.Н. Трудовое право Республики Казахстан. - Ал­маты: Изд. КазГЮА, 2000. – 455 с.

2 Хамзин А.Ш., Хамзина Ж.А., Хамзина А.А. Трудовое право: Учебник. – Астана, 2004 – 594 с.

3 Ахметов А., Ахметова Г. Трудовое право Республики Казахстан.Учебник. – Алматы: «Юридическая литература», 2005. – 455 с.

4 Жумагулов Г.М., Ахметов А., Ахметова Г. Право социального обеспечения. Учебник – Алматы 2005

Дополнительная:

6 Нургалиева Е.Н. Трудовое право в новых условиях хозяйствования. Алматы, 1990. - 276 с.

7 Уваров В.Н. Трудовое законодательство Республики Казахстан. Алматы, 1998.- 224 с.

8 Нургалиева Е.Н., Сураган Г.А. Материальная ответственность сторон трудового договора. Алматы: ТОО «Баспа», 2001. - 110 с.

9 Нургалиева Е.Н., Хохлов Е.Б. Проблемы трудового права в современных условиях. Караганда, 1994.- 228 с.

10 Хамзина Ж. Социально-обеспечительное правоотношения в Республике Казахстан. Алматы: Жеті жарғы, 2002. - 144 с.

11 Пенсионное обеспечения и социальное защита граждан Республики Казахстан. Алматы, 2004. -164 с.

12 Аманбаев М.Н. Накопительная пенсионная система Казахстана. Методическая пособия Алматы: Экономика 2005.

Нормативные правовые акты:

13 Конституция РК от 30 августа 1995 года

14Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года

15 Комментарии к Трудовому кодексу РК. Под ред. Сапарбаев Б.М. Астана 2008. с.809.

16 Закон РК «О пенсионном обеспечении граждан в РК» от 20 июня 1997 // СПС «Юрист».

17 Закон Республики Казахстан «О занятости населения» от 23 января 2001 года // www.paragraf.kz – СПС Юрист

18 Закон Республики Казахстан «О профессиональных союзах» от 09 апреля 1993 года // www.paragraf.kz – СПС Юрист

19 Закон РК «О республиканском бюджете на 2009 год» от 10 декабря 2008 года // www.paragraf.kz – СПС Юрист

20 Закон РК «Об обязательном социальном страховании» от 25 апреля 2003 года // www.paragraf.kz – СПС Юрист

Совокупность всех отношений, которые складываются между людьми по поводу применения их труда в процессе совместной трудовой деятельности, называется общественной организацией труда (в масштабе общества или от­дельной организации). При этом от технической оснащенности произ­водства зависит эффективность совместной деятельности людей.

К элементам общественной организации труда относятся: наличие и состояние трудовых ресурсов общества; разделение и кооперация труда; обеспечение трудовой дисциплины и управление процессом совместно­го труда; установление меры труда и других условий производства; по­рядок распределения произведенного продукта и степень участия самих производителей в этом процессе; воспроизводство рабочей силы (про­фессиональная подготовка).

К предмету трудового права относятся те общественные отношения, в которых сам процесс труда в его общественной форме становится пред­метом обязательств. Здесь применение труда, его условия и организация выступают основным содержанием правового регулирования.

Метод как совокупность юридических способов воздействия на трудовые отношения - категория динамичная, подвижная, зависит от многих факторов и, прежде всего, от социально-экономических и конкретно-исторических условий развития страны. Например, период Великой Отечественной войны требовал при­менения жестких методов правового регулирования условий труда (вчастности, имело место введение всеобщей трудовой мобилизации, ус­тановление уголовной ответственности за самовольный уход с работы и др.). Напротив, в современных условиях перехода к рыночным отноше­ниям требуются иные способы регулирования трудовых отношений (сво­бода предпринимательской деятельности, новые организационно-пра­вовые формы хозяйствования, система социального партнерства, установление договорных условий труда).

Отраслевые особенности метода трудового права раскрываются пу­тем анализа следующих его характерных признаков: а) порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений; б) правовое положение субъектов трудового права; в) характер установления прав и обязанностей сторон трудового пра­воотношения; г) юридические средства обеспечения обязанностей сторон.

Правовая форма регулирования трудовых отношений охватывает содержание данных отношений, определяет трудо­вую правосубъектность сторон и гарантии реализации их интересов. В этой связи метод трудового права получает дополнительную характе­ристику через механизм действия императивных, дозволительных и ре­комендательных норм.

Императивные нормы выражаются в форме предписания или прямо­го запрета. Так, согласно действующему законодательству о труде не допускается привлекать работников моложе восемнадцати лет к сверх­урочным работам, принимать на тяжелые физические работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда и др. Такие нормы по своему характе­ру являются гарантийными, они направлены на установление условий труда без учета волеизъявления сторон.

Дозволительные нормы предоставляют сторонам трудовых правоот­ношений возможность устанавливать условия труда по своему усмотре­нию. Дозволительные нормы основываются на договорном способе уста­новления условий труда.

Рекомендательные нормы предусматривают такие образцы поведе­ния, которые с точки зрения законодателя желательны в сфере органи­зации труда.

можно выделить три способа регулирования трудовых отношений: государственно-правовой; коллективно-договорной; индивидуально-договорной.

метод трудового права - совокупность следующих приемов и способов правового регулирования трудовых отношений: договорный порядок установления трудовых правоотношений; сочета­ние равенства сторон с подчиненностью работника работодателю в процессе производства; особый режим организации труда; сочетание цент­рализованного нормирования и локального регулирования организации и условий применения труда; участие трудовых коллективов и профсоюзов в установлении условий труда; единство и дифференциация право­вого регулирования трудовых отношений; особый механизм действия императивных, дозволительных и рекомендательных норм трудового права; специфические процессуальные формы защиты прав и законных интересов сторон трудовых правоотношений, а также применения санк­ций.

4. Система трудового права

Общую часть трудового права составляют нормы, имеющие отношение ко всем элементам общественной организации труда. Общая часть трудового права охватывает предмет, метод и систему данной отрасли, принципы регулирования трудовых отношений, источ­ники трудового права, правовое положение субъектов, правоотношения в сфере трудового права, а также предмет и методологию науки трудо­вого права. Все эти вопросы составляют фундаментальную основу для глубокого изучения конкретных разделов (институтов) трудового пра­ва.

Особенную часть трудового права образуют правовые нормы, регламентирующие отдельные группы общественных отношений по при­менению труда граждан. Она включает правовые нормы, регламентирующие отдельные элементы общественной организации труда и устанавливающие правосубъектность участников трудовых отношений. В системе трудового права выделяются правовые инсти­туты, предметом регулирования ко­торых являются составные части трудовых отношений. В Особенную часть входят следующие основные институты трудового права: трудовой договор, коллективные договоры и соглашения, рабочее время и время отдыха, заработная пла­та, трудоустройство, материальная ответственность сторон трудового договора, трудовая дисциплина, охрана труда, профессиональная под­готовка и повышение квалификации кадров, трудовые споры.

Общая и Особенная части трудового права органически связаны меж­ду собой, дополняют друг друга. Их последовательное изучение позво­ляет лучше познать трудовое право, характер и содержание его норм, а также механизм правового регулирования трудовых отношений.

5. 1. Трудовыми правоотношениями называются общественные отношения, возникающие по поводу применения труда, а также отношения, тесно связанные с ними. Данные отношения регламентируются нормами трудового права и являются его предметом.

Различают следующие виды трудовых правоотношений:

а) трудовые отношения, возникающие между работником и работодателем на основе трудовых и коллективных договоров, в силу которых устанавливаются взаимные права и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством РК;

б) отношения по трудоустройству, возникающие в связи с обращени­ем граждан в уполномоченные государственные органы по труду с це­лью получения работы в соответствии со своими способностями и про­фессиональной подготовкой, с учетом личных интересов и обществен­ных потребностей;

в) организационно-управленческие отношения, возникающие между администрацией и коллективом организации по поводу организации производства и управлением коллективом в процессе совместной трудовой деятельности;

г) отношения по профессиональному обучению работников, возни­кающие по поводу подготовки квалифицированных рабочих непосред­ственно на производстве; подготовки безработных к новым сферам при­менения труда в условиях развития рыночных отношений;

д) социально-экономические отношения, возникающие по поводу установления условий труда, его оплаты и социальных гарантий работ­ников на основе генерального, областных и отраслевых (тарифных) со­глашений, коллективных договоров и соглашений;

е) отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, возникающие по поводу осуществления общего и спе­циализированного государственного надзора и контроля за соблюдени­ем законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и иных усло­вий безопасности труда с участием соответствующих компетентных ор­ганов;

ж) отношения по рассмотрению трудовых споров, возникающие по поводу разрешения разногласий по вопросам установления условий тру­да и применения норм трудового законодательства. Субъектами таких отношений могут быть работник и работодатель (индивидуальные тру­довые споры) либо трудовой коллектив и работодатель (коллективные трудовые споры).

Таким образом, трудовыми называются правоотношения, возникающие по поводу привлечения рабочей силы в общественное производство.

Правовые нормы, регулирующие трудовые отно­шения, находят свое закрепление в многочисленных НПА. В своей совокупности эти акты составляют законодатель­ство о труде.

Систему трудового законодательства и сис­тему трудового права объединяет одно общее начало: трудовое право как относительно обособленная по предмету и методу правового регулирования совокупность правовых норм, в своем единстве составляю­щих самостоятельную отрасль права. Система трудового законодатель­ства в этом случае выступает в качестве внешней формы выражения тру­дового права, его внутреннего, отраслевого содержания.

Система трудового законодательства - это сложное, многоуровне­вое образование, включающее совокупность взаимосвязанных НПА о труде различной юридической силы, отражающие внутреннее единство системы правовых норм и структуры трудо­вых отношений как предмета регулирования (и соответственно структуры отрасли трудового права). Законодательство о труде основывается на Конституции РК и состоит из Трудового кодекса РК и иных НПА, регулирующих трудовые отно­шения отдельных категорий работников. Международные договоры, ратифицированные РК, имеют приоритет перед национальным законодательством о труде и применяются непосредствен­но, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание ЗРК (ст.2 ТК РК).

НПА подразделяются на основные и произ­водные.

К основным НПА в области трудово­го законодательства относятся Конституция РК, конституционные законы, Трудовой кодекс РК, отдельные законодательные акты, нормативные правовые указы Президента РК, нормативные постановления Правительства, Конституционного совета и Верховного суда РК; нормативные приказы министерств и иных руково­дителей центральных государственных органов, нормативные постанов­ления госкомитетов и иных центральных госорганов по вопросам отраслевых условий труда; нормативные пра­вовые решения маслихатов и акимов по вопросам установления региональных условий организации труда.

К производным НПА в области трудового законодательства относятся различные правила, положения, инструкции. рекомендации и др. Они принимаются или утверждаются посредством НПА основных видов и составляют с ними еди­ное целое. Место НПА о труде производного вида в иерархии НПА определяется уровнем акта основного вида.

По своей юридической силе НПА о труде неодинаковы. Это объясняется тем, что эти акты изда­ются в пределах компетенции соответствующих госорга­нов и должностных лиц.

В области трудового законодательства имеется ряд НПА производного характера от основных актов. К ним относятся:

а) правила - НПА, определяющие порядок орга­низации и осуществления определенного вида деятельности в области обще­ственной организации труда. Например, Правила возмещения предприятия­ми, учреждениями, организациями всех форм собственности ущерба, при­чиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоро­вья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденные постановлением КМ РК от 17.03.93.;

б) положение (примерное положение, типовое положение) - НПА, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения, а также порядок осуществления конкретного вида деятельности;

в) инструкция - НПА, детализирующий при­менение трудового законодательства в области общественной органи­зации труда.

Все указанные нормативные правовые акты производного характе­ра идут в качестве приложений к основным актам.

Действие НПА о труде может быть: бессроч­ным; временным.

НПА считается действующим бессрочно, если в самом акте или акте о введении его в действие не предусмотрено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего акта или его отдельных частей (части). В этом случае обязательно указывается, на какой срок НПА о труде (или его часть) сохраняет действие. До истечения этого срока орган, издавший акт, может продлить действие акта на новый срок или придать ему бес­срочный характер.

В законодательстве и правоприменительной практике используется понятие действия НПА в пространстве. Действие НПА в пространстве можно рас­сматривать в качестве одной из форм реализации принципа единства и дифференциации трудового права. Обширность территории Казахстана с различными ее природно-климатическими условиями, несомненно, предопределяет сферу действия НПА о труде. С учетом особенностей условий труда в отдельных местностях (безводность, высокогорность и т. п.) принимаются специальные правовые акты, предусматривающие районные коэффициенты к зара­ботной плате отдельных категорий работников, различные льготы, га­рантии и т. д. Причем особо возрастает роль локального регулирования (коллективные договоры, соглашения) условий труда в таких местностях. Следовательно, действие НПА в простран­стве предполагает наличие специальных актов о труде, распространяю­щихся лишь на отдельные территории республики.

С учетом сказанного законодательство о труде можно классифици­ровать на: общее законодательство о труде; специальноезаконодательство о труде.

Общее законодательство распространяется на всех работ­ников независимо от отрасли экономики и условий труда, специальное - рассчитано только на особые условия труда. В основу такого деления трудового законодательства положены объективные факторы производ­ства (в данном случае - тяжелые природно-климатические условия от­дельных районов Казахстана).

Действие нормативных правовых актов по ли­цам. Так, действие Трудового кодекса РК распространяется не только на граждан республики, но и на иностранцев и лиц без гражданства, осуще­ствляющих трудовую деятельность в РК (если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными догово­рами, ратифицированными РК).

Общие принципы права являются базовыми для правово­го регулирования труда и соответственно отрасли трудового права. Зак­репление их в Конституции РК свидетельствует об их всеобщем характере. К числу общих (межотраслевых) принципов права мож­но отнести: законность; приоритет прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства; равный доступ к государствен­ной службе; учет общественного мнения и гласность; международное со­трудничество.

5. На базе дей­ствующей правовой системы организации общественного труда можно выделить следующие межотраслевые принципы трудового права: свобода труда, выбора рода деятельности и профессии; охрана здоровья и безопасность усло­вий труда; вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации; все­общность права на отдых; гарантированность получения образования; свобода объединений граждан по профессиональным и иным интересам; гарантированность защиты прав и свобод всеми способами, не запре­щенными законом; гарантированность социального обеспечения граж­дан.

Межотраслевые принципы конкретизируются в отраслевых право­вых нормах (трудового, гражданского, административного и других отраслей права).

Отраслевыми прин­ципами трудового права являются:

1) недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере труда;

2) свобода труда;

3) запрещение дискриминации, принудительного труда и наихудших форм детского труда;

4) обеспечение права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

5) приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

6) обеспечение права на справедливое вознаграждение за труд не ниже минимального размера заработной платы;

7) обеспечение права на отдых;

8) равенство прав и возможностей работников;

9) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;

10) социальное партнерство;

11) государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда;

12) обеспечение права представителей работников осуществлять общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан (ст.4 ТК РК).

1. Участниками общественных отношений, регулируемых нормами трудового права, могут быть различные субъекты. С учетом особенностей правового статуса их можно классифицировать на следующие основные группы: 1) граждане; 2) работодатели; 3) профессиональные союзы; 4) государственные органы. Каждая из этих групп, в свою очередь, может подразделяться на виды. Так, граждане как субъекты трудового права могут выступать в качестве работников (лиц наемного труда) и предпринимателей. Особое положение занимают иностранные граждане и лица без гражданства в трудовых отношениях.

Законодательство о труде предусматривает и общие обязанности работников. К ним относятся: добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, бережное отношение к имуществу, выполнение норм труда, повышение производительности труда, профессионального мастерства, качества работы и выпускаемой продукции.

На работников как субъектов трудового права распространяются общие критерии трудовой правосубъектности: возрастной, волевой, социальный. В данном случае имеется в виду реальная способность человека к труду, т.е. способность к систематическому, регламентированному труду в условиях определенного режима, установленного законодательством и соглашением сторон.

Возрастной критерий связывает трудовую правосубъектность граждан с наступлением определенного возраста. Трудоспособным считается возраст, нижняя и верхняя границы которого определяются законодательством Республики Казахстан. В трудовом законодательстве минимальный возраст, с которого допускается прием на работу, установлен в 16 лет. В случаях получения среднего образования либо оставления общеобразовательного учебного заведения индивидуальный трудовой договор могут заключать лица, достигшие 15 лет, с согласия родителей или опекуна, попечителя.

Волевой критерий связан с характеристикой состояния волевой способности человека к труду. Душевное заболевание и иные изъяны в волевой способности гражданина препятствуют ему осознанно выполнять трудовые обязанности и контролировать свое поведение. Не может быть субъектом трудового права лицо, признанное в судебном порядке недееспособным вследствие душевного заболевания и слабоумия.

Социальный критерий связан с установлением равной для всех граждан трудовой правосубъектности. Действующим законодательством о труде установлены равные возможности всем трудоспособным гражданам для выбора профессии, рода занятий и работы. Не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимущество при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальной принадлежности и отношения к религии.

Профессиональныесоюзы как субъекты трудовых отношений

Профсоюзы являются специфическим субъектом трудового права. С одной стороны, общий правовой режим создания и деятельности профсоюзов, их правосубъектность, основные права и обязанности, а также гарантии их реализации вытекают из общих положений законодательства об общественных объединениях в Республике Казахстан, а с другой - определяются структура, статус и полномочия отдельных звеньев системы органов профсоюзов, в частности полномочия профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций, отраслевых, территориальных и других органов профсоюзов. Участие государства в регулировании трудовых отношений

В зависимости от уровня государственный орган может быть республиканским, региональным и местным. К республиканскому относится государственный орган, деятельность которого осуществляется и его полномочия распространяются на территорию всей республики. К региональному относится государственный орган, деятельность которого осуществляется и его полномочия распространяются на территорию двух и более областей. К местному (областной, города республиканского значения или столицы, городского и пр.) относится государственный орган, деятельность которого осуществляется и его полномочия распространяются на территорию соответствующей административно-территориальной единицы.

2. Действующее законодательство Республики Казахстан с учетом меж­дународных норм определяет правовые гарантии и социально-экономи­ческие основы реализации конституционных прав граждан в области об­щественной организации труда. Отношения занятости регулируются нормами Конституции РК, Законом РК от 23 января 2001 г. «О занятости населения», коллективными договорами и соглашениями, иными НПА. Законодательство о занятости распространяется на граж­дан Республики Казахстан и на постоянно проживающих в республике иностранных граждан и лиц без гражданства.

Занятость - это не противоречащая законодательству деятельность граждан, свя­занная с удовлетворением личных и общественных потребностей и при­носящая им заработок (доход).

Имеется понятие «временная занятость» - это занятость, обусловленная участием граждан в общественно полезной деятельности на определенный период. При этом трудовая де­ятельность граждан, выбор ими профессии, вида и характера занятости (в том числе и не связанной с выполнением оплачиваемой работы, на­пример воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, общественная деятельность и т. п.) основывается на исключительной их добровольно­сти. Не допускаются любые формы административного и иного принуж­дения граждан к труду, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Безработные граждане, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченный орган и в частное агентство занятости за содействием в трудоустройстве. Для регистрации безработных граждан, обратившихся в поисках работы, необходимы следующие документы: удостоверение личности (паспорт), свидетельство о присвоении СИК, документы, удостоверяющие трудовую деятельность, РНН. Регистрация осуществляется по месту жительства.

Безработные граждане, зарегистрированные в уполномоченном органе, должны отмечаться не реже одного раза в течение 10 календарных дней, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, - не реже одного раза в месяц у акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.

Безработный снимается с учета, если обращается с письменным отказом от двух предложений подходящей работы, неявки в течение 5 дней со дня выдачи направления на работу по месту регистрации, переезда в другую местность и других случаях (ст.16 Закона о занятости).


Безработные из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, имеют право на получение государственной адресной социальной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные, входящие в целевые группы. Безработные, самовольно, без уважительной причины прекратившие обучение, повторно могут направляться на обучение только по истечении года со дня повторной регистрации в уполномоченном органе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: