Форма государства. Форма государства представляет собой организацию государственной власти в обществе, которая выражается в трех гранях

Форма государства представляет собой организацию государственной власти в обществе, которая выражается в трех гранях:

- форме правления,

- форме государственного устройства,

- политическом или государственном режиме.

Форма правления.

Форма правления – характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом.

В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия – форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу – монарху, который получает власть в порядке наследования.

Признаки монархии:

1. Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней политики как глава государства.

2. Монарх осуществляет единоличное правление.

3. Власть монарха объявляется священной.

4. Монарх формально независим в своей деятельности.

5. Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.

6. Установлено бессрочное пожизненное правление монарха.

Виды монархий.

Традиционно выделяются абсолютная и ограниченная монархии.

Абсолютная монархия – это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было. (РИ времен Петра 1, французская монархия времен Людовика 14).

Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.

Дуалистическая монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту власти политической власти в свои руки.

Признаки дуалистической монархии:

1. Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя – назначается монархом.

2. Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности членов правительства.

3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

При парламентарной монархии король «царствует, но не правит». Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиции, особенностями политического противоборства. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности.

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту: наряду с ними существует независимое правосудие и местное самоуправление.

Признаки республики:

1. Наличие высших выборных органов власти.

2. Возможность участия граждан в управлении делами государства.

3. Разделение властей.

4. Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

5. Высокий авторитет судебной власти.

Виды республик.

Республики бывают парламентскими и президентскими.

В парламентской республики главой государства является выборное должностное лицо – президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность.

Признаки парламентской республики:

1. Верховенство власти парламента.

2. Правительство формируется ставленником партии, победившей на парламентских выборах.

3. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность.

4. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев.

5. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку.

В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии.

Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства.

Признаки президентской республики:

1. Президент назначает правительство, которое несет перед ним политическую ответственность.

2. Президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.

3. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков.

4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом.

5. Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны.

Классическим примером президентской республики являются США.

В некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая смешанный характер, т.е. сочетающая черты парламентской и президентской республики. К таким государствам относится Франция.

Форма государственного устройства.

Форма государственного устройства – это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной и местной властей.

Виды форм государственного устройства.

Унитарное государство отличается полным политическим единством. Унитарное государство неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом.

Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.

Признаки унитарного государства:

1. Один основной закон.

2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.

3. Единая система законодательства.

4. Единое гражданство.

5. Единая денежная единица.

6. Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.

7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образованиями).

Унитарное государство может быть многонациональным и однонациональным. Многонациональными являются Франция, Китай, Пакистан, Афганистан. Однонациональными – Япония, Египет.

Федерация – соединенное, союзное государство. Федерация – сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.

При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государственных образований – членов федерации (республик, штатов).

Признаки федерации:

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.

2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органом.

3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией.

4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие органы власти.

5. Высший законодательный орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).

Федерации бывают территориальные и национальные.

Конфедерация - это государственный союз государств, каждое из которых обладает государственным суверенитетом.

Но этот союз не международно-правовой, а именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело).

При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих государствах, объединяющихся в конфедерацию.

Признаки конфедерации:

1. Является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей.

2. Непрочное, временное образование

3. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств).

4. Отсутствие единого гражданства.

5. Право свободного выхода субъектов из конфедерации.

6. Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов.

7. В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира и международной политики).

8. Армия состоит из воинских подразделений государств – членов.

Политический (государственный) режим.

Политический режим – это средства и способы властвования. Политический режим характеризует степень формального и практического бюрократизма той или иной политической системы.

Политический режим в зависимости от осуществления государственной власти подразделяется на демократический и антидемократический.

Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона.

К демократическим режимам относятся:

1. либерально-демократические (активизируют внимание на личных и политических правах индивидов, например, США),

2. социально-демократические (сильная социальная политика и изъятие значительной части доходов индивидов для дальнейшего перераспределения через государственные фонды, например, Скандинавские страны).

Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии, огосударствлении общественных организаций, милитаризации общества.

Наиболее распространенным видом авторитарного режима является военно-диктаторский режим, когда элита общества не в силах удовлетворить интересы с помощью обычных демократических методов. Особенно подобные режимы распространены в странах Латинской Америки, где они держатся на традициях военного каудилизма.

Более редким случаем является гражданско-авторитарный режим, когда фактическую диктатуру прикрывает процедура формальных выборов и гражданские власти, например, режим президента Маркоса на Филиппинах.

Фашистские режимы (Германия и Италия в 1920-1940-е гг.) отличались не только крайними формами диктатуры и насилия, но и созданием особых массовых фашистских партий, выступающих с позиций крайней экспансии биологического расизма.

Мобилизационные режимы (например, сталинский) отличает использование значительных средств насилия для мобилизационного развития экономики, но при этом ни о каком биологическом расизме и всемирной экспансии речи не идет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: