Вопросы
1. Коренные изменения в государственно-политическом положении и культурном развитии украинских земель в XIV – XVI вв.
2. Новые течения в украинской литературе и ее редактировании.
С распадом Галицко-Волынского княжества завершился цикл развития государственности украинских земель, с одной стороны, активизировался процесс развития этнонациональной культуры, с другой. Вакуумом централизованной власти в ряде земель бывших Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества не преминули воспользоваться их соседи, прежде всего Великое княжество Литовское. В его состав вошли:
- Полоцкое, Минское и Смоленское княжество («Белая Русь»);
- Гродненская и Минская земли («Черная Русь»);
- Киевское, Черниговское и Северское княжества («Малая Русь»);
- Галицкое княжество («Червоная Русь»);
- Полесье и Волынь, Подолье.
В процессе вхождения вышеуказанных земель в состав Великого княжества Литовского возможно выделить 4 этапа:
1-й: 1340-1362 гг., когда литовские князья начали проникновение на Русь, чему способствовало ослабление Золотой Орды после смерти в 1357 г. хана Джанибека, что привело к гражданской войне, приведшей к ее распаду на 2 части с границей по р. Волга.
|
|
2-й: 1362-1385 гг., когда после присоединения славянских земель шло «ославянивание» и христианизация литовских князей и знати; старославянский язык был признан государственным, а в основу норм права положена «Руська Правда»; шел процесс христианизации, заимствования системы военной организации; сохранения независимости украинско-белорусских земель, обычаев и традиций их народов;
3-й: 1385-1480 гг., когда зажатое в тиски между Москвой и Тевтонским орденом княжество вынуждено было подписать с Польшей Кревскую унию, главным результатом чего стала активация процесса ополячивания и окатоличивания, а главное – разгром Тевтонского ордена 15 июля 1410 года под Грюндвальдом, что приостановило его продвижение на Восток;
4-й: 1480-1569 гг., когда уступая в военном противоборстве Московскому государству, Великое княжество подписывает в 1569 году унию об объединении с Польшей, что привело к созданию Речи Посполитой и вхождению украинских земель в ее состав, сохранению частичной автономии Литовского княжества.
Процесс вхождения украинских земель в состав Великого княжества Литовского шел достаточно мягко, толерантно. Только после Кревской унии 1385 года началось ограничение прав славянских князей, итогом чего стало деление с 1434 года славянских княжеств на 13 воеводств, а тех на 30 поветов. В борьбе за создание Великого княжества Литовского оно столкнулось с Ордой в решающем сражении осенью 1362 года при Синих Водах, где разгромило ее, что приостановило юрисдикцию Орды на украинские земли.
|
|
Ранее, в 1349 году разгорелась польско-литовская война, в ходе которой по условиям перемирия 1352 года Галичина вошла в состав Польши и находилась в ней до 1939 года.
Анализ современной украинской исторической литературы показывает, что, в частности, В.И. Борисенко пишет о каком-то «равенстве» украинских княжеств в составе Великого княжества Литовского. Была только иллюзия равноправия, которая исчезла в 1385 году раз и навсегда.
Кревская уния от 14 августа 1385 года предусматривала:
- принятие католицизма Великим князем Литовским Ягайло, что и было реализовано в 1386 году, а также боярством и всем народам;
- возврат совместными усилиями утраченных ранее земель;
- освобождение всех военнопленных;
- выплату за королеву Ядвигу австрийскому герцогу Вильгельму 200 тысяч флоринов за нарушенный брачный контракт.
Процесс окатоличивания украинско-белорусского и литовского народа, принявшего православие, шел медленно. Его тормозили внутрикняжеские междоусобицы. Для их преодоления, в 1413 году в г.Городель была подписана Уния между князьями Витовтом и Ягайло по которой Литва сохраняла свою автономию на основе вассальной зависимости от Польши.
По условиям унии, Ягайло присваивал литовско-украинским боярам, принявшим католицизм, права и гербы польской шляхты. Этим актом православное духовенство было расколото на 2 части: а) сторонников сохранения православия; б) сторонников унии с католицизмом.
Примером редактирования древнеруськой юридической литературы стало издание Литовских статов, в основе которых лежала, как первоисточник, «Руська правда». Статут 1529 года, состоявший из 240 статей (артикулов), систематизированных в 13 разделов, излагал нормы государственного, гражданского, земельного, уголовного права и процесса. 2-я редакция, изданная в 1566 году, закрепляла те изменения, которые произошли в литовских землях в социально-экономическом и политическом устройстве государства. 3-я редакция продолжала функционировать в украинских землях на протяжении всей их истории, в т.ч. и после присоединения Гетманщины к России.
С 1566 года сооружением на острове Хортица князем Дмитро Вишневским началась официальная история украинского казачества, хотя корни его были значительно древнее. К концу ХVI века местами дислокации Сечей стали: Монастырский остров, Базавлук. В Сечи формировались отряды профессиональных воинов, которые считали своим долгом защиту южноукраинских земель от татарско-турецких набегов. Одним из первых хроникеров украинского казачества стал польский историк Мартин Бельский (1494-1575). Он представлял в своей «Хронике» казачество как холопов, бежавших от крепостнической неволи.
Таким образом, к концу ХVI века украинские земли, войдя в состав Польши, породили казачество как источник воли и охлократии.