Объект социолингвистики
Один из основоположников современной социолингвистики американский исследователь Уильям Лабов определяет социолингвистику как науку, которая изучает «язык в его социальном контексте». Это, собственно, и есть объект науки. Если расшифровать это определение, то надо сказать, что внимание социолингвистов обращено не собственно на язык, не на его внутреннее устройство, а на то, как пользуются языком люди, составляющие то или иное общество. При этом учитываются все факторы, могущие влиять на использование языка, – от различных характеристик самих говорящих (их возраста, пола, уровня образования и культуры, вида профессии и т.п.) до особенностей конкретного речевого акта.
У.Лабов определяет тематику социолингвистических исследований, составляющую предмет социолингвистики, следующим образом:
ü стандартизация языка и языковое планирование;
ü двуязычное и многоязычное поведение;
ü пиджинизация и креолизация;
ü этнография общения;
ü анализ речи;
|
|
ü социальное расслоение языка;
ü отношение к языку;
ü стилистика;
ü языковая вариативность;
ü развивающиеся языковые изменения;
ü коммуникативные системы.
М.Халлидей (1972) выделяет следующие подразделы социолингвистики:
ü макросоциология языка и лингвистическая демография, диглоссия, многоязычие, многодиалектность, языковое планирование, языковое строительство и стандартизация;
ü явления пиджинизации и креолизации;
ü социальная диалектология и описание нестандартных вариантов;
ü социолингвистика и образование;
ü этнография речи;
ü языковые регистры и репертуары, переключение кодов;
ü социальные факторы грамматических и фонологических изменений;
ü язык, социализация и передача культуры;
ü социолингвистический подход к языковому развитию детей;
ü лингвистическая относительность;
ü функциональные теории лингвистических систем;
ü этнометодологическая лингвистика;
ü теория текста.
«Тщательное и точное научное описание определенного языка, – отмечал Р.Якобсон, – не может обойтись без грамматических и лексических правил, касающихся наличия или отсутствия различий между собеседниками с точки зрения их социального положения, пола или возраста; определение места таких правил в общем описании языка представляет собой сложную лингвистическую проблему».
Таким образом, при социолингвистическом подходе к языку объектом изучения является функционирование языка; его внутренняя структура принимается как некая данность и специальному исследованию не подвергается. В обществах, где функционируют два, три языка, множество языков, социолингвист должен исследовать механизмы функционирования нескольких языков в их взаимодействии, чтобы получить ответы на следующие вопросы.
|
|
· В каких сферах социальной жизни они используются?
· Каковы взаимоотношения между ними по статусу и функциям?
· Какой язык «главенствует», т.е. является государственным или официально принятым в качестве основного средства общения, а какие вынуждены довольствоваться ролью семейных и бытовых языков?
· Как, при каких условиях и в каких формах возникает дву- и многоязычие? Статус языков в одной стране.