Предмет социолингвистики

Объект социолингвистики

Один из основоположников современной социолингвистики американский исследователь Уильям Лабов определяет социолингвистику как науку, которая изучает «язык в его социальном контексте». Это, собственно, и есть объект науки. Если расшифровать это определение, то надо сказать, что внимание социолингвистов обращено не собственно на язык, не на его внутреннее устройство, а на то, как пользуются языком люди, составляющие то или иное общество. При этом учитываются все факторы, могущие влиять на использование языка, – от различных характеристик самих говорящих (их возраста, пола, уровня образования и культуры, вида профессии и т.п.) до особенностей конкретного речевого акта.

У.Лабов определяет тематику социолингвистических исследований, составляющую предмет социолингвистики, следующим образом:

ü стандартизация языка и языковое планирование;

ü двуязычное и многоязычное поведение;

ü пиджинизация и креолизация;

ü этнография общения;

ü анализ речи;

ü социальное расслоение языка;

ü отношение к языку;

ü стилистика;

ü языковая вариативность;

ü развивающиеся языковые изменения;

ü коммуникативные системы.

М.Халлидей (1972) выделяет следующие подразделы социолингвистики:

ü макросоциология языка и лингвистическая демография, диглоссия, многоязычие, многодиалектность, языковое планирование, языковое строительство и стандартизация;

ü явления пиджинизации и креолизации;

ü социальная диалектология и описание нестандартных вариантов;

ü социолингвистика и образование;

ü этнография речи;

ü языковые регистры и репертуары, переключение кодов;

ü социальные факторы грамматических и фонологических изменений;

ü язык, социализация и передача культуры;

ü социолингвистический подход к языковому развитию детей;

ü лингвистическая относительность;

ü функциональные теории лингвистических систем;

ü этнометодологическая лингвистика;

ü теория текста.

«Тщательное и точное научное описание определенного языка, – отмечал Р.Якобсон, – не может обойтись без грамматических и лексических правил, касающихся наличия или отсутствия различий между собеседниками с точки зрения их социального положения, пола или возраста; определение места таких правил в общем описании языка представляет собой сложную лингвистическую проблему».

Таким образом, при социолингвистическом подходе к языку объектом изучения является функционирование языка; его внутренняя структура принимается как некая данность и специальному исследованию не подвергается. В обществах, где функционируют два, три языка, множество языков, социолингвист должен исследовать механизмы функционирования нескольких языков в их взаимодействии, чтобы получить ответы на следующие вопросы.

· В каких сферах социальной жизни они используются?

· Каковы взаимоотношения между ними по статусу и функциям?

· Какой язык «главенствует», т.е. является государственным или официально принятым в качестве основного средства общения, а какие вынуждены довольствоваться ролью семейных и бытовых языков?

· Как, при каких условиях и в каких формах возникает дву- и многоязычие? Статус языков в одной стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: