Л. 6. Социально-психологические особенности

временного детского коллектива (3 ч.)

Вопрос № 1. Признаки временного детского коллектива.

Вопрос № 2. Ступени развития коллектива.

Вопрос № 3. Эмоциональное развитие детского коллектива.

Вопрос № 4. Стадии развития детского коллектива и их задачи.

Вопрос № 1. Признаки временного детского коллектива.

1. Кратковременность функционирования. существует одну лагерную смену (6 - 18 дней).

2. Сборный состав. В отряды собираются ребята, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга.

3. Автономность существования - ослабляется влияние на ребенка семьи, класса, компании друзей. Таким образом, создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, усиливается воспитательное воздействие ВДК.

4. Публичный (коллективный) характер деятельности, общения, всей жизни. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности осуществляется и оценивается в коллективе.

5. Завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования. Сформировать за короткий период смены сплоченный коллектив из ребят своего отряда - одна из основных задач, которую ставит перед собой каждый вожатый.

Социально-психологические процессы, протекающие в первично организованной группе:

1. Адаптация - выражается в формировании у детей соответствующих представлений друг о друге, в необходимости занять определенную позицию, обрести желаемый общественный статус в группе сверстников. Безболезненному протеканию адаптации способствует своевременное определение законов отряда и основных норм общения. Чем больше ребята узнают друг друга, тем легче идет процесс адаптации. Очень полезны для этого игры на знакомство, просто игры, первый отрядный разговор у костра или свечи - у живого огня, а также любые другие, общие для детей совместные мероприятия.

2. Коммуникация - играет существенную роль в развитии межличностных отношений детей. Эти отношения возникают в ходе свободного общения, коллективных, творческих дел, трудовых десантов, игр, бесед, дискуссий, в свою очередь способствуют развитию процесса идентификации.

3. Идентификация - уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену отряда, на основе эмоциональной связи с ним (эмоциональная идентификация). Идентификация влияет на развитие сплоченности коллектива.

4. Интеграция. При благоприятном протекании предыдущих процессов успешно реализуется процесс интеграции. Данный процесс проявляется в виде достижения высокой психологической совместимости людей, возникновения у них общего, единого чувства «МЫ».Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно в процессе совместной деятельности.

Вопрос № 2. Ступени развития коллектива.

Вожатый может предложить ребятам определить ту ступень развития, на которой находится отряд в соответствии со следующими определениями.

· "Песчаная россыпь". Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то "сцепляло". Соединяло людей. Это можно объяснить тем, что дети плохо знакомы друг с другом, а может, просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел.

· "Мягкая глина". В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В группе, находящейся на этой ступени развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные и конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, не чувствуется поддержки.

· "Мерцающий маяк". Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе. Но дружба требует постоянного горения, а не одиночных вспышек. Группа индивидуальна. Однако ей бывает трудно найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям. Редка инициатива.

· "Алый парус" - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности. Здесь действуют по принципу "один за всех и все за одного". Дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью. Хотя группа и сплочена, и инициативна, но бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать. Не всегда сразу готовы признавать свои ошибки, но постепенно положение может быть исправлено.

· "Горящий факел" - тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество.

Вопрос № 3. Эмоциональное развитие детского коллектива.

В эмоциональном развитии временного коллектива существует чередование коллективных настроений разной тональности: приятных, жизнерадостных либо неприятных, тревожных, подавленных. Это явление получило название «маятниковый эффект». Радостные переживания, приятные коллективные эмоциональные состояния возникают быстро, тогда как спад настроения происходит постепенно.

В течение смены в жизнедеятельности лагеря имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами Каждая фаза имеет свои содержательные особенности:

I фаза (1-6 дни) – подъем настроения

II фаза (7-16 дни) характеризуется снижением тональности эмоциональных состояний и уменьшением частоты их колебаний.

III фаза (17-21 дни) характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний,

Границы каждой фазы отмечены снижением тональности эмоциональных состояний. Переход от одной фазы к другой происходит через эмоциональный спад.

В течение смены наблюдается 2 спада:

· 1-ый спад (кризис привыкания) приходится на 4-5 дни смены,

· 2-ой (кризис усталости) - на 14-15 дни.

В эмоциональном ритме смены наблюдаются два равных по силе всплеска эмоций: в начале (обычно это 3 день смены) и в конце смены (19-20 дни).

Учет закономерностей эмоционального развития дает возможность сознательно конструировать эмоциональный ритм жизни коллектива, располагая в плане работы различные дела в зависимости от их «эмоциогенности», то есть ожидаемой способности вызывать эмоциональные состояния определенной тональности и силы, что позволяет исключить как эмоциональное перенасыщение детей, так и эмоциональный голод.

При составлении планов работы на день, учитывается «чувствительность» детей к определенным видам деятельности в разное время дня.

Так, в утренние часы целесообразней организовывать спокойную, в эмоциональном плане, работу:

· дела познавательной направленности,

· прогулки на природу,

· реализацию образовательных программ,

· деятельность по самообслуживанию.

На вторую половину дня приходится пик эмоциональной активности, следовательно, в этот период целесообразней проводить:

· спортивные дела,

· развлекательные массовые программы,

· организовывать деятельность по интересам,

· различные по содержанию и направленности эмоционально насыщенные дела.

Вечером можно организовывать либо общелагерные праздники и конкурсные программы, либо дела, требующие доверительности, откровенности, интимности, для которых целесообразней отвести отрядное время. Важно продумать начало и завершение дня в отряде.

Вопрос № 4. Стадии развития детского коллектива и их задачи.

1 стадия. Ориентация — знакомство с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере. Самое главное — знакомство с теми, кто будет жить, и отдыхать в одном отряде. Дети ведут себя достаточно осторожно, пока не знают, кто их окружает, на что эти люди способны и как с ними себя вести. В это время формируется система правил и традиций, формируются групповые нормы, возникают симпатии и антипатии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: