Взаимопроникновение и взаимосвязь культур

ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУР

Различные типы культур существуют не только синхронно – в едином времени. Каждая культура имеет свою собственную историю, порой весьма длительную и насыщенную, поэтому типологию культур следует выстраивать в хронологическом порядке, имея в виду, что каждый культурный тип переживал период своего рождения, расцвета, кризиса и распада.

Наши знания о прошлом культуры питаются различными источниками, в первую очередь письменными. Отсюда, по способам самоорганизации культуры, сложившимся в истории, можно различать три глобальных культурных типа: дописьменный, основу которого составляет устная фольклорная традиция, предметы быта, охоты, ремесленной деятельности, одежда и жилища, предметы искусства мифоритуала и религиозного культа; письменный (знаковый), основу которого составляет книжность и письменная традиция; экранный, основанный на получении информации в виде зрительных образов (кино, ТВ, видео и компьютерная проекция информации).

Каждый из этих глобальных культурных типов имеет свой специфический культурный код, определяющий способы выражения или опредмечивания той или иной культуры. Основной код культуры обладает следующими характеристиками: во-первых, он универсален, т.е. применим к любому культурному типу и работает в любом историческом времени; во-вторых, он самодостаточен для формирования и сохранения человеческой культуры; в-третьих, он всегда открыт к изменению, самопорождению новых культурных кодов, а также приспособлению их к условиям жизни общества.

Существование основного культурного кода определяется тремя параметрами, по которым происходит самоорганизация культуры в природе. Это – предметность, знаковость и идеальность, причем все эти параметры генетически взаимосвязаны между собой.

Предметность культурного кода означает существование в природном мире искусственных объектов, создаваемых человеком из естественного материала природной среды. Этот признак наиболее характерен для древнейшего, дописьменного периода человеческой культуры и выражается в создании орудий труда, предметов быта и сохранении приобретенного опыта в генетической памяти человечества, передаче этого опыта через слово, жест или рисунок в исторической традиции народов.

Знаковый параметр культуры наиболее характерен для письменного периода культуры, хотя возник он на поздней стадии дописьменного. В этой связи следует различать три основных типа знаков: знаки-обозначения, знаки-модели, знаки-символы.

Коды письменных культур древнейших цивилизаций первоначально содержались в священных текстах, в которых веками накапливались сведения как научного, так и обыденно-практического характера – астрономические и математические вычисления, составление календарей и звездных карт, исторические сведения, данные географического и этнографического характера, опыт хозяйственной деятельности и приемы изобразительного искусства.

Коренные изменения письменного культурного кода начинаются в Западной Европе в XV веке с изобретением печатного станка. Печатный книжный тираж открывал большие возможности для фиксирования в культурной памяти социальных перемен и исторических событий, для внедрения в общественное сознание научных и философских знаний. Знания начинают приобретать информационно-аналитическую форму, воздействовать на область политики, производства, образования и воспитания.

Средством широчайшего внедрения в общественное сознание культурных достижений, научных знаний и нравственных представлений, эстетических принципов и идеалов стала экранная культура, обладающая зрелищностью, особым динамизмом и массовым характером. Еще на заре кинематографа его влияние на культуру расценивалось как радикальное «обновление человечества». Экранная культура дала возможность запечатлеть культурную память человечества в наглядных, зрительных образах, технически манипулировать и изменять тип информации. Компьютерная эра культуры достигает высочайшей степени овладения как природным, так и социальным миром, формирует сам культурный код согласно потребностям и интересам человека. Наконец, для экранного типа культуры характерно «сращение» логического и образного, понятийного и наглядного, интеллектуального и чувственно-эмоционального начал в человеческом мышлении. Благодаря этому, экранная культура и приобрела такой массовый характер.

Одна из наиболее острых проблем современной культуры – проблема сущности и соотношения массовой и элитарной культуры. Массовая культура – сложное понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Эта культура производится повседневно и рассчитана на массовое потребление; распространяется она при помощи средств массовой коммуникации. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Это культура для каждого и она обязана учитывать вкусы и запросы всех.

Несмотря на кажущуюся демократичность массовая культура таит в себе реальную угрозу низведения человека-творца до уровня запрограммированного манекена. Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков: примитивизация отношений между людьми; развлекательность; натуралистическое смакование насилия и секса; культ успеха сильной личности; жажда обладания вещами; культ посредственности; условность примитивной символики.

Современные ученые разделяют массовую культуру на «мертвую» и «живую». Первая насквозь коммерческая по своему духу и ориентирована на пассивное потребление ее массами, игнорирует потребности личности, стандартна и используется властями для внушения через СМИ нужных стереотипов поведения. «Живая» массовая культура, удовлетворяя массовый спрос и не чуждаясь коммерческих соображений, обращается к личности, стремясь ответить на ее многообразные запросы, вызвать интерес к ее ценностям.

Массовая культура при всех своих преимуществах и недостатках, является вполне закономерным этапом развития человеческой культуры вообще, порожденной специфическими потребностями современного «технического века».

В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступает элитарная культура, основная задача которой сводится к тому. Чтобы сохранить в культуре творческое начало и пафос. В понятие элиты по своим индивидуально-личностным качествам могут входить:

· группы людей, обладающие исключительными психологическими и организаторскими способностями;

· профессиональные группы, принадлежащие к высшим слоям сферы материального производства;

· художественно-творческие группы, относящиеся к элите представителей различных сфер духовного производства (наука, образование, мораль, искусство, религия и т.д.).

Из этого следует, если политическая и организаторская элиты стремятся объединить громадное множество воль в единую общественную силу, то задача интеллектуальной и нравственно-эстетической элиты – преобразовать обыденную энергию общества в сознательную и творческую силу.

Рассмотрение культуры через призму философии позволяет говорить об исторических типах культуры.

Среди них:

· доосевой тип (архаическая культура);

· Восток (история и культура еврейского народа, Китай, Индия и арабо-мусульманский мир);

· Запад (классическая эллинская культура, эллинистически-римская ступень, романо-германская культура христианского средневековья, новоевропейская культура);

· Россия (христианский, православный характер русской культуры).

Мировая культура есть совокупность плодов и способов деятельности всего человеческого сообщества. Но любое общество всегда состоит из конкретных людей, человеческих индивидов, мыслящих личностей. Развитие каждого индивида обусловлено развитием всех других, с которыми он находится в прямом или косвенном общении. Индивид становится личностью только под воздействием социума, с присущим ему миром живой культуры. Общение людей происходит в определенных группах: в семье, в кругу друзей, в производственных, научных коллективах, политических союзах и общественных объединениях. Эти группы, как правило, объединены некоторыми общими целями и интересами, обладают более или менее сходными эталонами поведения и ценностными ориентациями. Такие устойчивые объединения людей и становятся носителями ряда культурных традиций, а при определенных условиях превращаются в творцов культуры.

Особое значение в культурной эволюции человечества имеет продуцирование новой культуры путем ее саморазвития. Если мы задумаемся над тем, почему сегодняшний мир наделен таким многообразием культур, то следует признать, что это в значительной мере результат именно саморазвития культур в условиях, когда контакты между отдельными культурами были еще слабы и нерегулярны. Саморазвитие культур породило как уникальность и самобытность, так и наличие в каждой культуре гуманистических начал и общечеловеческих ценностей.

Саморазвитие культуры осуществляется в нескольких основных формах. Самая элементарная из них – стихийный выход человека за рамки привычных, традиционных образцов деятельности. Существовал длительный период времени, когда наука была отделена от процесса материального производства, многие технические изобретения совершались случайно и даже неосознанно. Случайное изменение угла чеканки неожиданно могло дать большую глубину и выразительность рисунка, вело к уменьшению усилий и затрат времени; добавка в глину нового компонента увеличивала ее прочность и долговечность изделия и т.д. Полученный эффект, к которому автор изобретения даже и не стремился, превращался затем в соответствующий метод и закреплялся в опыте.

Более развитой формой культурного развития является метод проб и ошибок. Здесь уже идет поиск новых вариантов, сознательный, хотя и опирающийся на случайность. Человек вполне осознанно сравнивает новое с уже имеющимся и привычным, оценивает его преимущества, отбирает и закрепляет полезное, отбрасывает ненужное.

Ведущее значение в развитии культуры приобретает сознательная деятельность по изменению культуры, общества и самого человека. Этот творческий вид деятельности предполагает разработку принципиально новых проектов, методов и средств преобразования действительности. Творчество человека далеко переходит здесь границы привычного и обыденного, устремляясь в сферы идеального конструирования, выдвигая идеи и теории, намного опережая опыт.

Развитие культур может происходить также и в результате их взаимодействия и заимствования отдельных элементов. При таком процессе чаще всего существует несколько «базовых» центров культуры, их которых волнами идет распространение культурных достижений и традиций, их влияние на другие культуры. Заимствование культуры происходит в результате общественных связей и контактов различных регионов и может быть: добровольным, вынужденным, навязанным принудительно.

Добровольное заимствование имеет ряд характерных черт.

Во-первых, каждая культура в условиях добровольного взаимодействия отбирает в другой культуре именно те элементы и образцы, которые в наибольшей мере способствуют решению ее собственных проблем. При этом избирательно заимствуется лишь то, в чем есть необходимость, а также наиболее приемлемые для данной культуры варианты решения исторических задач. Благодаря этой избирательности, своеобразной селекции культуры, заменяются элементы, более не соответствующие тенденциям развития данной культуры и сдерживающие ее эволюцию.

Во-вторых, в процессе культурного взаимодействия происходит сопряжение двух культур и взаимный обмен ценностями. При этом каждая культура заимствует только то, что ей необходимо и целесообразно, без насильственного проникновения в культуру чуждых ей элементов.

Вынужденное заимствование культуры сочетает в себе элементы внешней добровольности и внутреннего принуждения. Этот вариант заимствования возникает в тех ситуациях, когда представители той или иной культуры оказываются вынужденными включиться в другую культуру, например, в результате эмиграции.

Принудительное внедрение, навязывание культуры извне происходит обычно в двух вариантах: а) в результате порабощения и стремления навязать народам чуждые им нравы, обычаи, традиции; б) в результате принудительного навязывания определенной социальной группой, захватившей политическую власть, своей идеологии всей остальной части общества.

Эффект навязывания культуры, глубина принудительной ассимиляции народа зависит как от силы принуждения захватчика, так и от способности порабощенного политически и экономически народа отстоять свою культуру. Современная цивилизация и культура сформировались не только под воздействием доброй воли, но и утверждались огнем и мечом. Так, в нашей стране, в горниле гражданской войны, концлагерей, массовой эмиграции, цензуры, преследования инакомыслия были уничтожены целые культурные пласты, поражавшие мир в начале XX века своим живым многообразием и самобытностью. Сложившееся на сегодня культурное поле человечества – результат взаимодействия и взаимовлияния культур, ее саморазвития и взаимного обогащения.

Взаимодействие культур можно и должно рассматривать как преемственность, относящуюся к процессу развития не одной из культур, а двух или нескольких. Проиллюстрируем это на примере взаимодействия египетской, еврейской и европейской культур. Общеизвестно, что самой читаемой в мире книгой по сей день остается Библия. Если к этому добавить, что в истории мирового искусства неоспоримо прослеживается приоритет библейских сюжетов и мотивов, а десять знаменитых моральных моисеевых заповедей лежат в основе современной нравственности, то степень воздействия древнееврейской культуры на европейскую станет рельефно осязаемой. Но выясняется, что в истоках самой библейской культуры есть много моментов есть много моментов, свидетельствующих о восприятии ею всего лучшего, что было в культуре соседних народов – древнеегипетской, вавилонской, шумерской.

Итак, цепочка замыкается: Египет – Иудея и Израиль – Европа. Разумеется, мы взяли лишь одну линию развития европейской культуры – внешнюю, оставив в стороне не менее важную – внутреннюю, связанную с Возрождением. Очень велико и обратное воздействие. В результате многовекового расселения евреев по всему миру сегодняшняя израильская культура оказывается в значительной степени европеизированной, арабизированной и т.п. В частности, в связи с тем, что поток репатриантов из России является наиболее массовым и образованным, можно слышать не лишенное резона мнение о современной культуре Израиля как культуре русской по своим корням и ряду важных черт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: