Варіанти завдань 5 страница

ГОМЕР (античные источники определяют время его жизни от XII до VII в. до н.э) - великий древнегреческий эпический поэт, которому со времен античности приписывается авторство «Илиады», «Одиссеи» и других произведений. Легенды рисуют Г. слепым странствующим певцом, одним из аэдов. За честь называться родиной Г. спорили, по преданию, семь городов. Полуфантас­тический образ Г. породил в науке т. н. гомеровский вопрос, из проблемы авторства (до сих пор дискуссионной) выросший до совокупности проблем, касающихся происхождения и раз­вития древнегреческого эпоса (в т.ч. соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества).

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812 - 1891) - прозаик, критик. Родился в состоятельной купеческой семье. К литературному творчеству стремился в годы университетской учебы. Наиболее известные его произведения: “Обыкновенная история” (1847), “Обломов” (1859), “Обрыв” (1869). Специфика художественного реализма Гончарова состоит в решении сложной эстетической задачи по раскрытию внутреннего динамизма личности вне обычных сюжетных событий. Писатель увидел в обыденности жизни, порой в удивляющей медлительности ее течения внутреннюю напряженность. Самое ценное в его романах — объективный призыв к деятельности, одушевленный большими нравственными идеями: свободой от социального и морального рабства, гуманностью и высокой духовностью. Гончаров выступал за нравственную независимость личности, против всех форм деспотизма. В 1880-е годы писатель выпускает в свет первое собрание своих сочинений. Он по-прежнему пишет статьи и заметки, можно лишь сожалеть, что перед своей кончиной Гончаров сжег все, что было написано им в последние годы жизни.

ГОРАЦИЙ Квинт Гораций Флакк (65 — 8 до н. э.) - великий рим­ский поэт. Писал сатиры, лирические «оды», послания. В них содержатся рассуждения и наставления житейско-философского харак­тера в духе эпикуреизма и стоицизма. Трактат «Наука поэзии» стал теоретической основой классицизма. Знаменитый «Памят­ник» Горация породил множество подражаний (Г. Р. Державин, А. С. Пушкин и др.).

ГОРЬКИЙ Максим (наст, имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) - писатель. После смерти родных остался сиротой - начи­нается его жизнь "в людях". С 1886 г. живет в Казани, сближается с ради­кальной молодежью, входит в марксистские кружки. В двадцатилетнем возрасте предпринимает путешествие по Руси, откуда выносит множест­во впечатлений. Первый рассказ — "Макар Чудра" (1891). С 1892 г. -профессиональный литератор. В 1898 г. выходит двухтомник "Очерков и рассказов". В первых романах ("Фома Гордеев", 1899; "Трое", 1900) мы видим художественное исследование судеб человека, ищущего правды жизни. В эти же годы ставятся его первые пьесы "Мещане" (1901) и "На дне" (1902). В 1904—1905 гг. пишет пьесы "Дачники" (1904), "Дети со­лнца", "Варвары" (обе — 1905), где показывает расслоение интеллиген­ции, острую борьбу социальных и эстетических идей в ее среде. Горький активно участвовал в событиях первой русской революции, в связи с чем подвергался аресту и заключению (недолгому). В марте 1906 г. совершил поездку в Америку для сбора денежных средств в кассу большевиков. В 1906 г. началась его работа над романом "Мать" и пьесой "Враги", где проявились черты нового творческого метода - "соци­алистического реализма". Продуктивным в творческой жизни Горького оказался "каприйский период": пьеса "Васса Железнова" (1910), повести "Лето", "Городок Окуров" (обе - 1909), роман "Жизнь Матвея Кожемякина" (1910-1911). Непреходящее значение имеет его автобиографическаятрилогия "Детство" "В людях" - "Мои университеты" (1916-1923). 30-е годы стали периодом бурной организаторской деятельности Горь­кого: под его руководством выходили журналы и серии книг. Писатель интенсивно работал над последними томами эпопеи "Жизнь Клима Самгина", пьесами "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1932); одновременно писал философско-критические и публицистичес­кие статьи. Последние годы жизни находился под неусыпным надзором НКВД, был лишен возможности выехать за границу. Обстоятельства смерти в 1936 г. неясны, не исключена "помощь" НКВД по приказу Сталина.

ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей (1776-1822) -немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Тонкую философскую пролинию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска (романтический рассказ «Эликсир дьявола», 1815-16 гг.), сочетал с критическим восприятием реальности (повествование «Золотой горшок», 1814 г.; сказки «Крошка Цахес», 1819 г., «Повелитель блох», 1822 г.), сатирой на немецкое мещанство и феодальный абсолютизм (романтическое повествование «Житейские воззрения Коша Мура», 1820-22 гг.). Один из основоположников романтической музыки, эстетики и критики.

ГРАБАР Андрей Николаевич (1896-1990) – историк искусства. С 1920 г. находился в эмиграции. Предмет исследований – изучение христианских древностей, преимущественно памятников культуры православного средневековья. Основные труды посвящены проблемам византийства и культуры. Мировую известность Г. принесла книга «Император в византийском искусстве» (1936). В своих работах показал преемственность культуры Византии по отношению к культуре Античности, а также влиянию культуры Византии на славянские страны. Г. был крупнейшим специалистом по иконографии и книжной миниатюре. Г. исследовал место древнерусского искусства в системе общевизантийской культуры. Работал в крупнейших европейских университетах Софии, Страсбурга, Парижа; был членом Французской Академии эпиграфики и изящной словесности, членом научной Академий Австрии, Болгарии, Великобритании, Дании, Норвегии, Сербии, США и др. научных обществ, а также почетным доктором в Принстоне, Упсале и Эдинбурге. Основные работы Г. опубликованы на французском языке.

ГРЕБНЕР Фриц (1877—1934) - немецкий этнограф, основатель культурно-исторической школы, создатель теории «культурных кругов» (книга «Метод этнологии, 1911), согласно которой пред­метные и институциональные культурные формы, возникая единожды и неповторимо, распространяются из территориально-локализованных очагов («культурных кругов») в другие культурные общности, рассеиваясь и затухая «как волны от брошен­ного в воду камня». Г. анализирует распределение схожих куль­турных элементов (орудий труда, навыков, эстетических канонов, памятников искусства) и степень их схожести между собой, на основании чего выделяет в культурной истории двенадцать культурных кругов, связанных различными механизмами заимствова­ния. Он жестко привязывал «культурные круги» к определённым этно­сам, в результате чего значит, изменения в культуре, возникавшие при длительном контакте (аккультурации) двух этносов («наложении культурных кругов») объяснялись возникновением нового эт­носа, что входило в противоречие с этнической историей человече­ства. Эвристичность применения диффузионного метода к си­стематизации явлений истории культуры в работах Г. послужила стимулом для дальнейшего развития диффузионной теории в антропологии. Методика анализа территориального распреде­ления артефактов и выявления «культурных кругов», предло­женная Г., до сих пор применяется в отдельных исследованиях.

ГРЕК Феофан (ок. 1340 - после 1405) - иконописец, миниатюрист и мастер монументальных росписей. Работал в Византии и Древней Руси. Расписывал церкви в Константинополе, Галате, Халкедоне, Кафе (Фео­досия),на Руси - церковь Спаса на Ильине в Новгороде (1379); вместе с Симеоном Черным - церковь Рождества Богоматери (1395), Архан­гельский собор (1399); вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца — Благовещенский собор (1405; все - в Московском Кремле). Рабо­тал также в Серпухове, Нижнем Новгороде,возможно, в Коломне и Переславле-Залесском. Феофану Греку приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле - "Спас'', "Бого­матерь", "Иоанн Предтеча" (при участии и под руководством Феофана Грека исполнены другие иконы этого праздничного чина). Феофан Грек создал в Москве мастерскую, которой приписывают иконы "Богоматери Донской" с "Успением" на обороте (1380 или 1392). "Четырехчастная", "Преображение" из Переяславля-Залесского. Для творчества Феофана Грека характерны драматично-эмоциональная трак­товка образов, динамичная композиция, сдержанный колорит, пластич­ность изображений, подчеркнутая смелым и точным наложением световых бликов. Личность и произведения Феофана Грека были высоко оценены в Древней Руси.

ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (1759 - 1829) – поэт, драматург, дипломат. Родился в дворянской семье. Получил блестящее образование сначала у себя дома, затем в Московском пансионе и университете. В университете закончил словесный и юридический факультеты, занимался на физико-математическом. Изучил греческий, латынь, персидский, арабский и турецкий языки, с детства владел английским, итальянским и немецким. В 1818 г. был назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персии, где проявил незаурядные дипломатические способности. В 1822 году был переведен по службе в Тифлис. В 1828 г. вновь вынужден вернуться в Персию. По пути в Персию задерживается в Тифлисе. Здесь в августе 1828 г. Грибоедов женился на дочери своего друга, известного грузинского поэта Александра Чавчавадзе - Нине. После свадьбы Грибоедов один едет в Персию. Дипломатическая деятельность Грибоедова не устраива­ла внутренних и внешних врагов России. Против него был составлен заговор. Дело закончилось нападением толпы фанатиков-персов на рус­ское посольство и гибелью дипломата 30 января 1829 г. В русскую литературу Грибоедов вошел прежде всего как автор комедии “Горе от ума” (1824), хотя написал еще несколько пьес, поэм и стихотворении (он также обладал дарованием музыканта: играл на фор­тепиано, флейте, органе, сочинял музыку, занимался теорией музыки). Комедия “Горе от ума”, относящаяся к жанру высоких общественных комедий, произвела большое впечатление на современников. Причина необыкновенной жизненности комедии заключалась в обширности ее содержания и в ее художественном совершенстве. Разрешена к печати комедия была лишь в 1831 г., уже после гибели Грибоедова. Условием разрешения было изъятие из текста тех мест, которые признавались в цензуре особо “неблаговидными”.

ГУМБОЛЬДТ Вильгельм (1767-1835) – немецкий филолог, философ, языковед, теоретик искусства; один из виднейших представителей немецкого классического гуманизма, друг Гёте и Шиллера. Цель истории он видит в осуществлении идеала «гуманности», заключающегося в духовном формировании и раскрытии человеческой индивидуальности во всей полноте ее способностей, которые должны слиться в некое гармоничное целое, подобное художественному произведению. Свободное внутреннее саморазвитие индивида и нации, которую Гумбольдт также понимает как духовную творческую индивидуальность, определяет и границы деятельности государства; задачи его Гумбольдт сводит лишь к защите внешних границ и обеспечению внутреннего правопорядка («О границах деятельности государства», 1792). Особое значение имеют работы Г. о языке, paccматривавшиеся им в связи с философией культуры. Язык, считал мыслитель, неотделим от мышления индивида и народа. Он не просто готовый инструмент, но и сама творческая деятельность духа; уже в структуре языка воплощено определенное мировоззрение. Своим пониманием языка как содержательного компонента культуры Г. по существу заложил основы философской лингвистики.

ГУМИЛЁВ Лев Николаевич (1921-1992) – русский историк, философ, представитель русского космизма. Основная идея его концепции – всемирная история неразрывно связана с влиянием на нее различных сил Космоса. Г. много внимания уделяет исследованию этноса – группам, противопоставляющим себя другим и обладающим едиными стереотипами поведения и имеющим свою внутреннюю структуру. Новые этносы возникают в результате космического энергетического толчка, порождающего ряд особей – «пассионариев». Сама пассионарность – это высокая целеустремленность отдельных индивидов, способных на пути к реальной и иллюзорной цели пожертвовать своей жизнью для ее реализации. Г. полагал, что любая культура генетически связана с прежними культурами, их традициями, исходными элементами. Этнос, по мнению ученого, существует в течение 1200-1500 лет, развивая свою культурную традицию, но затем появляются новые пассионарии, знаменующие собой возникновение нового этноса. Концепция пассионарности привлекает внимание своей оригинальностью и смелостью в решении как космических, так и социо-культурных, проблем человечества. Основные работы, в которых отражены культурологич идеи Г.: «Открытия Хазарии» (1966); «Древние тюрки» (1967); «Этногенез и биосфера земли» (1979); «Древняя Русь и Великая степь» (1899); «От Руси к России: очерки этнической истории» (1992); «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации» (1993) и др.

ГУМИЛЁВ Николай Степанович (1886-1921) - поэт. Родился в Кронштадте в семье военного корабельного врача. Окончил Царскосельскую гимназию. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Затем слушал лекции в Сорбонне. Печататься начал в 1902 г.В первых сборниках поэта "Путь конквистадоров» (1905) и «Романтические стихи" (1908) заметно влияние символизма. С 1907 г. много путешествовал, был в Италии, Африке, на Балканах. В 1911 г. вместе с Городецким создал "Цех поэтов", вокруг которого объединились А. Ахматова, О. Мандельштам и др., называвшие себя акмеистами и вы­ступавшие против эстетики и поэтики символистов в стремлении утвер­дить ясность и четкость художественного образа и языка. В 1914 г поступил добровольцем в русскую армию. За храбрость и доблесть был награжден двумя Георгиевскими крестами и произведен в прапорщики. Революционные события 1917 г. застали его за границей, где он находился в командировке. В 1918 г. вернулся в Петроград, был членом редколлегии издательства "Всемирная литература", созданного М.Горьким. Вышли его сборники: "Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо», "Колчан", "Пьеса в стихах", "Дитя Аллаха», поэма «Мик» переводы Т. Готье, Э. Кольриджа. Для поэзии Н. Гумилева характерна поэтизация истории, тяга к экзотике, прославление людей, наделенных сильным характером и железной волей. Его стихи отличаются пристрастием к ярким краскам и определенной рационалистичностью, стремлением к композиционной четкости. Расстрелян по недоказанному обвинению в контрреволюционном заговоре.

ГУРЕВИЧ Арон Яковлевич (р. 1924) - историк-меди­евист и культуролог; его основные научные интересы лежат в области средневековой культуры. В своих исследованиях он опирается на строгий анализ письменных текстов, что дает возможность восстановить миропонимание народа, не имевшего доступа к письменности. В работах Г. опи­сывается культура не только духовной элиты, но и ши­роких слоев населения средневековой Европы. В теоретическом плане им была рассмотрена проблема соотношения сте­реотипов сознания и уникальных проявлений культуры и их диалектика. Под культур. эпохой понимает не толь­ко и не столько систематизированную мысль и образцы высокого искусства, но и ту «магму обыденного созна­ния», которая их окружает, образуя «подсознание эпо­хи». Главная идея творчества заключается в признании существования основных универсальных категорий куль­туры, без которых она невозможна и которыми прони­зана во всех своих творениях. Именно они образуют картину мира, «модель мира», «образ мира», характер­ные для определенного общества. В своих исследовани­ях Г. рассмотрел т. наз. «культуру безмолвствующего боль­шинства» средневековья. Простые люди, принявшие христианство, в своей повседневной деятельности и мироощущениях до неузнаваемости преобразовывали христианство под влиянием суеверий, колдовства, ворожбы и т.д. Основные культурологические работы: «Время как проблема культуры» (статья, 1969); «Проблемы гене­зиса феодализма в Западной Европе» (1970); «Категории средневековой культуры» (1972); «Проблемы средневеко­вой народной культуры» (1981); «Культура и общество».

ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859 – 1938) – немецкий философ, основатель феноменологии. Современную ему европейскую духовную ситуацию Г. рассматривает как кризисную, связывая это с господством сциентизма и натуралистически – позитивного мировоззрения вообще.

ГЮГО Виктор Мари (1802-1885) - выдающийся французский писатель-романтик. Предисловие к драме «Кромвель» (1827) – манифест французских романтиков. Романы «Собор Парижской Богоматери» (1831), «Отверженные» (1866), «Человек, который смеется» (1869), изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами.

ДАВИД Жан Луи (1748 - 1825) – выдающийся французский живописец. Представитель классицизма. Восприняв античность как пример гражданственности, исполнил строгие по композиции и ритму произведения большого общественного звучания («Клятва Горациев», 1784), портреты («Врач А. Леруа», 1783).

ДАЛИ Сальвадор (1904-1989) – испанский живописец, поэт, теоретик искусства. Жил во Франции и США. Представитель сюрреализма. Картины и рисунки, отмеченные безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения, представляют собой фантасмагории, в которых самым противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность: «Пылающий жираф» (1935), «Постоянство памяти» (1931).

ДАЛЬ Владимир Иванович (1801 – 1872) - выдающийся русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН (1838). Автор очерков (30-40-е годы) в духе натуральной школы под псевдонимом Казак Луганский; сборника “Пословицы русского народа” (1861 - 1862). Создал “Толковый словарь живого великорусского языка” (т. 1-4, 1863 – 1866), за который удостоен звания академика Петербургской АН (1863).

ДАМАСКИН Иоанн (675 – 753) - византийский богослов, философ и поэт. Иоанн Дамаскин – завершитель и систематизатор греческой патристики. Всесторонние познания позволили ему соединить разнородный идейный материал в единую замкнутую систему.

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) – пубицист, социолог и естествоиспытатель, идеолог панславизма, один из создателей теории «культурно-исторических типов», изложенной в книге «Россия и Европа» (1869). В этой работе он отвергает линейное понимание истории и представление различных культур как этапов, или ступеней, общечеловеческого прогресса; обосновывает идею существования «культурно-исторических типов» (культур или локальных цивилизаций), которые в ходе истории, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей природной средой. Они проходят те же стадии, что и биологические особи, - зарождения, расцвета и гибели, сохраняя свою неповторимую индивидуальность и проявляя себя с разной степенью зрелости в четырех неравномерно, а порой и однобоко развивающихся сферах: религиозной, собственно культурной, политической и общественно-экономической. Д. делил все самобытные цивилизации на три класса. К первому относятся: египетская, китайская, ассирийская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская и бурятская. Эти культурно-исторические типы представляют собой положительных деятелей в истории человечества, они содействовали прогрессу человеческого духа. Второй класс образуют отрицательные культурно-исторические типы (гунны, монголы, турки), которые помогают «испустить дух» борющимся со смертью цивилизациям. К третьему классу относятся те начинающие развиваться цивилизации (финны и др.), коим не суждено сыграть ни созидательной, ни разрушительной роли в истории человечества, ибо они вошли в состав других цивилизаций в качестве этнографического материала. Почти все культурно-исторические типы, считал Д., одноосновны, т.е. в них при сочетании элементов преобладает какой-то один: напр, в европейском – религиозный, в античном – культурный, в Романо-германском – общественно-экономический. И лишь славянскому типу с его православием, культурной самобытностью, самодержавием и крестьянской общиной предначертано стать полным, четырехосновным культурно-историческим типом. Авангардная роль в этом процессе принадлежит России.

ДАНТЕ Алигьери (1265-1321) - великий итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе «дольче стиль нуово» (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть «Новая жизнь», 1292-1293, издание 1576); философские и политические трактаты («Пир», не закончен; «О народной речи», 1304-1307, издание 1529), «Послания» (1304-1316). Вершина творчества Данте – поэма «Божественная комедия» (1307-1321, издание 1472) в 3 частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях – поэтическая энциклопедия средних веков. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.

ДЕБЮССИ Клод (1862-1918) - французский композитор. Основоположник музыкантского импрессионизма. Сочинению присущи поэтичность, изящество, богатство звуковой изобразительности, вместе с тем изысканность, зыбкость музыкальных образов. Основа творчества – программная иностранная музыка: «Прелюдия к “Послеполуденному отдыху фавна”» (1894), триптих «Ноктюрны» (1899) для оркестра. Опера «Пеллеас и Мелизанда» (1902), балеты, поэма для голоса с оркестра «Дева – избранница» (1888), фортепьянные произведения и др.

ДЕКАРТ Рене (1596 - 1650) – французский философ, математик, физик, физиолог. В учении о познании - родоначальник рационализма: «мыслю, следовательно существую». Отвел в процессе познания исключительную роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Учения Д. о непосредственной достоверности самосознания, о врожденных идеях (к числу таких идей он относил идею о бога) оказали влияние на последующий идеализм и стали предметом критики со стороны представителей материализма. Основные работы: «Рассуждение о методе», «Начала философии».

ДЕЛАКРУА Эжен (1798-1863) - французский живописец и график. Глава французского романтизма. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно-напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях («Резня на Хиосе», 1823-24; «Свобода, ведущая народ», 1830). Творческая фантазия, страстный темперамент выразились в произведениях на темы Востока, классической и современной литературы («Алжирские женщины»,1833-34; «Взятие Крестоносцами Константинополя», 1840-41).

ДЕМОКРИТ (ок. 460 до н. э. — около 370 до н.э.) - великий древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Д. су­ществуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые мате­риальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые. Они различаются формой, поло­жением в пустоте, величиной; движутся в различных направ­лениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. Все живое отличается от неживого наличием души, состоящей из сферических подвижных атомов, подобных атомам огня. По мнению Д. в мире нет случайностей, все определяется естественными причинами. В этике раз­вил учение об атараксии.

ДЕРЖАВИН Гаврила Романович (1743 - 1816) – поэт. Родился в семье мелкопоместного казанского дворянина, рано лишился отца. Служил в армии, участвовал в дворцовом перевороте Екатерины II, усмирял пуга­чевский бунт. Вынужденно оставил военную службу, но не удержался и на гражданской. Во второй половине 70 - начале 80-х годов XVIII в. раскрывается литературное дарование Державина: его стихи, хотя и анонимно, появляются в журналах и обращают на себя внимание читателей. К этому времени относится создание замечательной по силе мысли и энергии художественного выражения оды “На смерть князя Мещер­ского”. Но слава пришла к поэту лишь после появления его "Фелицы" (1782), знаменитой оды, обращенной к Екатерине - просвещенной “ма­тери отечества”. Именно такой он представил царицу в своем произведе­нии. Но наряду с этим он резко обличил надменность, корыстолюбие и леность окружающих ее вельмож. Польщенная императрица вернула Державина на службу, допустила к высшим государственным должнос­тям - сенатора, государственного казначея, министра юстиции. Державин, по своим политическим взглядам, не был противником самодержавно-крепостнического строя, но был против насилия, произвола и беззакония. В своих стихах он смело выступал против злоупотреб­лений и беззакония власти. В сатирической оде “Вельможа” (1774 - 1794) Державин безжалостно громит гордящуюся только гербами предков “по­злащенную грязь”. Еще более резким и обличительным является ею сти­хотворение “Властителям и судиям”, в конце которого поэт призывает небесные громы разразиться над головами “земных богов”. В произведе­ниях Державина также нашла выражение героика его времени, блестя­щие победы русского оружия. В человеке он больше всего ценил величие гражданского и патриотического подвига. В своих победных одах “На взятие Измаила”, “На победы в Италии”, “На переход Альпийских гор” и других Державин прославлял не только замечательных полководцев Румянцева и Суворова, но и простых русских солдат – “в свете первых бойцов”. “Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил” (А.С. Пушкин).

ДЖОТТО ди Бондоне (1266 или 1267-1337) - великий итальянский живописец, мастер флорентийской школы. Представитель Проторенессанса. Порвав со средневековыми канонами, внес в религиозные сцены земное начало, изображая евангельские легенды с небывалой жизненной убедительностью. Фрески капеллы дель Арена в Падуе (1305-1308) и церкви Санта - Кроче во Флоренции (ок. 1320-1325) поражают внутренней силой и величием образов тектоничностью композиции.

ДИККЕНС Чарльз (1815-1870) - английский писатель. Нравоописательное эссе «Очерки Боза», сентиментально-юмористический роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837), авантюрно-приключенческий роман с актуальным общественным содержанием – «Приключения Оливера Твиста» (1838), роман «Большие ожидания» (1861), «Дэвид Копперфилд» (1850) содержит автобиографические черты.

ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (1833—1911) - немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, осно­ватель философской герменевтики, понимающей психологии, духовно-исторической школы в литературоведении. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духов­ной целостности личности и культуры. Истолковывал бытие как иррационалистически понимаемую историю. Труды по истории немецкой философии, литературы, музыки.

ДИОСИНИЙ (ок.1440 - после 1502, по другим исследованиям - после 1503) - русский живописец. Работал главным образом в Москве и русских монастырях. Иконам Дионисия, с их тонким рисунком и изыскан­ным колоритом, с сильно вытянутыми, грациозными фигурами, присущи нарядность и торжественность ("Богоматерь Одигитрия", 1482, "Спас
в силах", "Распятие", обе 1500 г.; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500-1502, по другим исследованиям – 1502-1503, совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием). Дионисию приписывают также иконы "Митрополит Петр в житии" (Успенский собор Московского Кремля), "Митрополит Алексий в жи­тии" (ГТГ) и др. В созданных Дионисием с сыновьями росписях собора Ферапонтова монастыря (1500-1502, по другим исследованиям – 1502-1503) достигнуто органическое единство идейно-образного и декоратив­ного начал. Композиции с изящными, как бы лишенными тяжести фигу­рами выполнены в холодной колористической гамме с преобладанием светлых оттенков.

ДИСНЕЙ Уолт (1901-1966) – американский кинорежиссер-мультипликатор, художник и продюсер. Снял серии короткометражных фильмов с постоянными персонажами (мышонок Микки, утенок Дональд и др.), полнометражные – «Белоснежка и семь гномов» (1938), «Бэмби» (1942). Создатель «Диснейленда» - увеселительного детского парка в Калифорнии.

ДОНАТЕЛЛО (ок. 1386 – 1466) - выдающийся итальянский скульптор. Представитель флорентийской школы раннего Возрождения. Развивал демократические традиции культуры Флоренции. Осмысливая опыт античного искусства, создал классические формы и виды ренессанской скульптуры; новый тип круглой статуи скульптурной группы, монументального конного памятника, живописного рельефа и др.

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821 - 1881) - великий русский писатель, журналист, публицист. Родился в семье штаб-лекаря. Окончил Главное Инженерное училище. В 1844 г. вышел в отставку и встал на путь литературного творчества. В 1849 г. был арестован за принадлежность к кружку петрашевцев. В 1850 -1854 гг. находился в Омском остроге. После освобождения служил рядовым в Семипалатинске. После смерти Николая I Достоевский возвратился в Петербург (1859) и активно включился в литературный процесс. В своих ранних повестях (“Бедные люди”, 1846; “Белые ночи”, 1846 “Неточка Незванова”, 1849) Достоевский рассказывает о страданиях “маленького человека” как трагедии социальной. В повести “Записки из Мертвого дома” (1861 - 1862) - о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге. В романе “Униженные и оскорбленные” (1861) писатель возвращается к теме “маленького человека”. В романе “Игрок” (1866) изображает яркий типаж “заграничного русского” человека. В 1866 г. начинает и завершает роман “Преступление и наказание”, отразивший весь сложный путь его внутренних исканий. Целью писателя было проследить “психологический процесс преступления”. Однако, если в “Преступлении и наказании” главный герой показан на отрицательном полюсе своей “широкости”, то в романе “Идиот” (1867) автор стремится “изобразить вполне прекрасного человека”. В романе “Бесы” (1871 - 1872) за перипетиями нигилистического заговора просматривается религиозно философский роман-трагедия о “великом грешнике”. В романе “Подросток” (1875) изображен распад семьи. Последняя и высочайшая вершина творчества Достоевского - роман “Братья Карамазовы” (1878 - 1880), продолжающий линию на осмысление социальных контрастов, диалогическое столкновение самобытных личностей, свидетельствующий о страстных поисках автором механизмов социальной и индивидуально-психической гармонии, истоков глубокого психологизма и трагизма жизненных ситуаций и т.д. Именно в этих сферах Достоевский сделал величайшие художественные открытия и явился, по его собственному определению, “реалистом в высшем смысле”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: