Варіанти завдань 8 страница

ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (1735 - 1822) - русский живописец, портретист. Учился у своего отца - гравера Г.К. Левицкого (Носа) и у А.П. Антропова (с 1758 г.). Возможно, участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (1752 - 1755). Около 1758 г. переехал в Петербург. В 1771 - 1787 гг. руководил портретным классом петербургской Академии художеств. Левицкий - крупнейший мастер русского парадного портрета XVI11 в. В его произведениях 1770-х годов ("А.Ф. Кокоринов", 1769 -1770, "П.А. Демидов", 1773, - оба в ГТГ) торжественная приподнятость образа сочетается с чертами естественности и обыденности, с острым восприятием материальности окружающих модель аксессуаров, раскрывающих социальное положение, профессию, интересы изображенного человека. В серии отличающихся богатством цветового строя парадных портретов юных воспитанниц Смольного института (око­ло 1773 - 1776 гг., ГРМ) Левицкий раскрыл разнообразие характеров и живость чувств своих моделей, передал неподдельную красоту и обаяние молодости. Углубленностью и многообразием индивидуальных характеристик отмечены камерные портреты 1770-х годов ("Д. Дидро", 1773 - 1774, Музей искусства и истории, Женева; "М.А. Дьякова", 1778, "Я.Е. Сивере", 1779, - оба в ГТГ), исполненные в более свободной жи­вописной манере. В начале 1780-х годов под влиянием классицизма тон­кая нюансировка сменяется в произведениях Левицкого локальным цве­том, появляется некоторая заглаженность письма ("Урсула Мнишек", 1782, ГТГ; "Екатерина II", 1783). Со второй половины 1780-х годов его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, харак­теристики моделей становятся несколько внешними (портрет дочери Агаши в русском костюме, 1785). Однако и в поздние годы Левицкий создал ряд произведений, отмеченных яркой выразительностью художественных средств ("Неизвестный со сфинксом", 1790-е годы, собрание Гиршман, Париж). После 1800 г. из-за болезни глаз Левицкий почти не работал. Творчество Левицкого оказало значительное влияние на формирование целого поколения русских портретистов, в том числе В. Л. Боровиковского.

ЛЕМЕШЕВ Сергей Яковлевич (1902-1977) – певец (лирический тенор). Ученик Н.Г. Райского. С 1926 г. работал в оперных театрах разных городов страны, в 1931-1956 гг. солист Большого театра. С.Я. Лемешев — крупнейший представитель русской вокальной школы. Среди партий: Ленский ("Евгений Онегин", один из лучших исполнителей), Фра-Дьяволо ("Фра-Дьяволо"), Альфред ("Травиата"). Син Би У ("Никита Вершинин"). Тонкий интерпретатор камерной вокальной лирики, в том числе романсов П.И. Чайковского. Исполнял также русские народные песни и старинные романсы. Выступал как оперный режиссер. В 1959-1961 гг. художественный руководитель Оперной студии при Московской консерватории. Снимался в кино. Автор книги "Путь к искусству" (М., 1974).

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452-1519) - великий итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер и философ. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи «Тайная вечеря» (1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиций, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы (т.н. «Джоконда», ок. 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки рукописи, ок. 7 тыс. листов).

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831-1891) – русский философ, писатель, публицист и критик. Известность приобрел статьями о практической политике и на культурно-исторические темы. Как и всякий органический процесс развития каждого общества, по мнению Л., неизбежно приводит к упадку, к разложению, и перед окончательной гибелью общество становится все более однообразным, в нем исчезают яркие индивидуальности. Но если история есть высшее проявление органической жизни на земле, рассуждал Л., то как же можно считать прогрессом установление всеобщего равенства, т.е. всеобщего единообразия? Без разнообразия, без неравенства в способностях и возможностях нет и не может быть высоких взлетов мысли, нет и не может быть развитой культуры. Таким образом, Л. Выступал за развитие индивидуальности, за создание высоких образцов культуры, против всеобщей серости, уравнительности, примитивного равенства во всем. Под конец жизни Л. удалился в Оптину Пустынь, потеряв веру в прогресс.

ЛЕОХАР (IV в. до н.э.) - древнегреческий скульптор, автор «Аполлона Бельведерского».

ЛЕРМОТОВ Михаил Юрьевич (1814 - 1841) - поэт, прозаик, драма­тург. Сын армейского капитана Ю.П. Лермонтова и М.М. Лермонтовой (урожденной Арсеньевой). Детство поэта прошло в Тарханах – имении бабушки по матери. Получил прекрасное домашнее образование. В 1828 - 1830 гг. учится в Московском благородном пансионе, в это время начал писать стихи, создал первые поэмы: "Черкешенка", "Кавказский плен­ник"; «байронические» поэмы: "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата". Лермонтов вступил в литературу как наследник и продолжатель Пушкина. Уже юношеская поэзия была проникнута страстной мечтой о свободе. Ослабление общественного движения окрасило творчество поэта в пессимистические тона, и начал складываться острокритический взгляд поэта на современность. Творчество Лермонтова питали традиции ро­мантической лирики декабристов, ему была близка мятежная поэзия Дж. Г. Байрона. Лермонтовский романтизм наполнен трагически обострен­ным чувством, напряженной мыслью, при этом включает элементы ре­алистического видения мира, постепенно занимавшее все большее мес­то в поэзии Лермонтова. В 1830—1832 гг. учится в Московском универси­тете вместе с В.Г. Белинским, А.И. Герценым, Н.П. Огаревым. Осенью 1832 г. он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерий­ских юнкеров и урывками, тайком работает над романом "Вадим", рисующим эпизоды Пугачевского восстания. С 1834 г. служил в лейб-гвардии гусарском полку, стоявшем в Царском Селе. Критические наблюдения этой поры легли в основу драмы "Маскарад". Крутой перелом в творче­стве и судьбе Лермонтова определило стихотворение "Смерть поэта" (1837), отклик на гибель Пушкина. Поэт был арестован и сослан в Гру­зию. Кавказские темы заняли прочное место в творчестве Лермонтова. Со второй половины 30-х годов творчество Лермонтова становится много образнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом отношении. Лермонтов пишет стихотворные повести из современной жизни: "Сашка", "Тамбовская казначейша". В поэтический мир Лермонтова входят большие вопросы современности, раздумья о судьбе поколения ("Дума", 1838), высокие идеалы гражданской поэзии ("Поэт", 1838). Лермонтов обращается к народной теме, к устной эпической поэзии, воссоздает русский народный характер ("Песня про царя Ивана Васильевича...", "Бородино" (1937), "Завещание" (1840), "Родина" (1841)). Торжеством лермонтовского реализма явился роман "Герой нашего времени" (1838 - 1840). В этом романе, насыщенном глубоким общественным и психологическим содержанием, впервые в русской литературе была поставлена проблема обусловленности личного поведения обще­ственными законами. В 1839 г. Лермонтов пишет новую поэму "Мцыри". Подобно "Демону", она завершила замыслы, зародившиеся в 1830 - 1831 гг., и явилась высшим достижением романтической поэмы. В 1840 г. за дуэль был выслан на Кавказ. В 1941 г. в последние меся­цы своей жизни создал стихи: "Родина", "Утес", "Листок" "Нет, не тебя так пылко я люблю...", "Пророк". Ссора с офицером Н.С. Мартыновым закончилась дуэлью и смертью поэта 15 июня 1841 г.

ЛИ БО (701-762) - китайский поэт. Родился в провинции в семье купца. А это означает, что он не обладал необходимыми связями и не занимал высокого положения в китайском обществе. Тем не менее Ли Бо был образованным человеком: со­хранились сведения, что ещё ребенком он увлекался чтением классиков и даже комментировал их. В юности поэт удалился на гору Миньшань, где вместе с отшельником изучал даосизм. Он много путешествовал по стране, писал стихи. Созданный им литературный кружок носил название «Шесть бездельников из бамбуковой рощи». Такое пренебреже­ние общественным мнением звучало как открытый вызов. Будучи известным поэтом, Ли Бо, впервые оказался в столице. Он был представлен ко дво­ру и понравился самому императору Сюань-цзуну. Его обязанности состояли в том, чтобы по приказу императора писать стихи и проекты указов. Похоже, что эти обязанности не слишком тя­готили поэта — у него оставалось до­статочно времени наслаждаться об­ществом друзей. Однако Ли Бо не удержался на придворной службе слишком долго — говорили, что у него в спине засела «кость гордости», которая мешала ему гнуть спину. После трёхлетнего пребывания при дворе Ли Бо снова пустился в странст­вия. Путешествия были тогда для ки­тайского поэта делом обычным. Од­нако большинство поэтов, будучи чиновниками, отправлялись в дорогу по служебным делам, а Ли Бо — ис­ключительно по собственной воле. Сам Ли Бо говорил про себя, что он сянь, т. е. даосский отшельник, небо­житель. Пьянство Ли Бо вошло в поговор­ку. Связь поэзии и вина в творчестве Ли Бо, безусловно, не случайна — дру­гие китайские поэты тоже любили воспевать вино и как средство бегст­ва от суетного мира, и как напиток, приносящий вдохновение. Несмотря на свою «кабацкую жизнь», Ли Бо был в курсе событий политической жизни. В духе своего времени он часто жаловался на неудачную карьеру, клеветников и завистников, окружавших императо­ра. Потомкам Ли Бо достались не толь­ко его превосходные стихи, но и его новое, вполне романтическое пред­ставление о поэте, который не следу­ет привычным нормам поведения и стихосложения, а может и должен быть уникальным (даже эксцентрич­ным), должен отличаться от «толпы» учёных мужей, а те не смеют судить его. В эпоху строжайшего поэтиче­ского канона Ли Бо смело игнориро­вал общепринятые стихотворные размеры, что воспринималось как литературное хамство.

ЛИСИПП (2-ая пол. 4 в. до и. э.) - древнегреческий скульптор. Родился в Сикионе, небольшом городе с богатыми художественными традициями. Работая подмастерьем в одной из мастерских, осваивал классическое наследие, считал себя «учеником Дорифора». Позже испытал влияние Скопаса, что в итоге помогло ему найти собственный путь. Л. жил в эпоху, когда рушился давний уклад греческих полисов и складывалась империя Александра Македонско­го, где соседствовали разные народы, божества, художествен­ные стили. Скульпторы этого времени уже не могли и не стре­мились создавать статуи, подобные прежним, величественным и уравновешенным священным изваяниям. Они вносили в произведение больше личного отношения, внутреннего волне­ния и внешней динамики, чувства неустойчивости и драма­тизма жизни. Л. был одной из ключевых фигур этого перио­да. Иногда говорят, что он завершает искусство классической Эллады и кладет начало эллинистическому искусству. По некоторым данным, Л., работая с помощниками, оста­вил 1500 произведений из бронзы. Его знаменитый «Апоксиомен» (атлет, счищающий с тела грязь после борьбы) отличает­ся от классического «Дорифора» более динамичной позой, уд­линенными пропорциями. Эксперименты реставраторов пока­зали, что бронзовый оригинал «Апоксиомена» обладал необы­чайной красотой, которую лишь в малой мере передает мрамор­ная копия. Преобладающие сюжеты Л. — деяния героев, вой­на, охота, Геракл, совершающий подвиги или отдыхающий. Л. был спутником в походах и придворным скульптором Алек­сандра Македонского. Созданный им портрет царя несет чер­ты героя, «второго Ахилла», и в то же время — реального, ни на кого не похожего человека, которому не чужды тревоги и со­мнения. В трактовке портрета Александра Л. развивает тра­дицию, идущую от Скопаса. Л. выполнил также портретные изображения великих людей прошлого, в т. ч. Сократа, Эв­рипида. Эти произведения, и в особенности голова атлета-бойца, видимо, дошедшая до нас в оригинале, ставят Л. в ряд крупнейших портретистов в истории скульптуры.

ЛОКК Джон (1632 - 1704) – английский философ. Считал достоверным только умозрительное знание, т. е. усмотрение идей посредством опыта. Напротив, опытное знание только вероятное. В нем усмотрение соответствия идей достигается ссылкой на факты опыта. На чувства упирается наше убеждение в существовании внешних предметов. Этот вид знания (сенситивный) Л. ставит выше простой вероятности, но ниже достоверности умозрительного знания. В учении о государственной власти и о праве Л. развивает идею о переходе от естественного к гражданскому состоянию и к формам государственного управления. Цель государства, по Л. сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Поэтому государственная власть не может быть произвольной. Она делиться у Л. на законодательную, исполнительную и союзную (федеративную).

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711 - 1765) - великий русский ученый, поэт, художник, историк. Родился в семье рыбака-помора. С детских лет зани­мался самообразованием. Тайком от отца бежал в Москву и, преодолев многочисленные препятствия, поступил в Славяно-греко-латинскую ака­демию. В 1736 г. в числе лучших учеников был направлен в университет при Петербургской академии наук. В том же году выехал в Германию для освоения горного дела. По возвращении (1741) работал в Академии наук. В 1745 г. становится профессором химии, академиком, ведет блестящую научную и литературную деятельность, работает в области русского языка, литературной теории и практики. Основатель Московского университета (1755). Много сил отдавал Академии, боролся с засилием немцев в ней. Следуя природе русского языка, Ломоносов вслед за Тредиаковским настаивал на замене силлабической системы стихосложения (от rp. sillabe - слог) силлабо-тонической (от гр. tonos - ударение), распространяя последнюю на все виды стиха. Точно так же он считал возможным употреблять не только двухсложные, но и трехсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест; особенно ценил ямб. Для того чтобы внести известный порядок в литературный язык, разумно ограни­чить употребление церковно-славянских и иностранных слов и оборо­тов, Ломоносов распределил весь словарный состав славяно-российско­го языка по трем группам -"штилям", закрепив за каждым из них опре­деленные литературные виды (жанры). Его вкладом в развитие теории поэзии явились "Краткое руководство к красноречию" и "Российская грамматика". "Предисловие о пользе книг церковных в российском язы­ке", открывшее первый том собрания сочинений Ломоносова, подыто­жило искания русских литераторов в области стилистики новой русской литературы и завершило филологическое обоснование теории "штилей". В собственной поэтической практике Ломоносов отдавал предпочтение высоким жанрам, прежде всего оде. В числе произведений этого жанра выделяются естественнонаучные оды ("Письмо о пользе стекла" и др.). Менее удачны опыты Ломоносова в области трагедии ("Тамира и Се­лим", "Демофонт"). Неоконченная героическая поэма "Петр Великий" оказала сильное воздействие на последующее развитие этого жанра в рус­ской поэзии и высоко оценивалась современниками.

ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988) - русский фи­лософ, филолог, культуролог. В 1930 г. по идеологическим соображениямвласти запретили печатать его работы; разрешили в пятидесятые годы. Всего им опубликовано около 400 работ. Л. -оригинальный мыслитель. В 1930 г. вышла «Диалектика мифа», в которой миф рассматривается не как вид поэтической образности, а как «сама жизнь», «жизненна ощутимая и творимая, веще­ственная реальность и телесность». Одновременно миф может догматизироваться, окостеневать, Разрушать нормальное восприятие жизни. Самая знаменитая работа Л - восьмитомная «История античной эстетики» 1963-1988) с ее необозримым материалом, широкими культурологическими обобщениями, блестящими портретами Сократа, Платона, Плотина, Аристотеля, десятков др. представителей древнегреч. мысли. В фундаментальном труде «Эстетика Возрождения» Л. показывает противоречивость Ренессанса, его неоднозначность, соединение в нем «возвышенного» и «низменного». Основные работы (кроме названных): «Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», «Диалектика чис­ла у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма», «Владимир Соловьев его время», «Философия. Мифология. Культура». Культурологические идеи Л. оказали значительное влияние на гуманистическую мысль и культуру современников.

ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965) - русский философ, представитель интуитивизма и персонализма; с 1922 г. - в эмиграции. В своих работах уделял боль­шое внимание анализу характерных черт русской философии и культуры. В кн. «Условия абсолютного добра» (1949) Л. раскрыл особенности русского национального характера. Он заметил, что к «западноевропейской культуре Россия приобщи­лась только при Петре Великом и поразительно быстро усвоила ее настолько, что начала творчески проявляться в этой области». Л. негативно относился к концепции локальных культур. Он сторонник их взаимопроникновения: «Соборное единение различных народов предполагает возможность взаимопроникновения национальных культур». В работе «Характер русского народа» (1957) Л. говорил о том, что «недостаток внимания к средней, области культуры...есть отрицательная сторона русской жизни». В качестве определяющих черт рус. народа он выделял повышенную религиозность и постоянное искание идеала абсолютного добра. Основные культурологические идеи Л. нашли отражение в работах «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938); «Бог и мировое зло» (1941); «Условия абсолютного добра» (1949); «Достоевский и его христианское миропонимание» (1953); «Учение о перевоплощении. Интуитивизм» (1992).

ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922—1993) — известный специалист в области истории и теории литературы, эстетики, культуры, семиотики, культурологии. Историко-научные труды Л. посвящены русской литературе XVIII - сер. XIX в., творчеству Радищева, Карамзина, Мерзлякова, декабристов, Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. деятелей русской культуры, рассмотрению их в контексте общественной жизни и развития социально-философской мысли; в последние годы занимался активной просветительской работой не только как педагог, но талантливый публицист. Л. сформулировал наиболее общие принципы культурного диалога как формы межкультурных взаимодействий. 1) «…самые резкие внешние текстовые вторжения в основном играют роль катализаторов: они не меняют внутреннюю динамику развития культуры, а выводят из состояния дремотного равновесия (т.е. энтропии) её внутренние потенции, которые без такого вторжения могут или пребывать в состоянии взаимно тормозящего равновесия, или развиваться крайне медленно». 2) «…энергия потоков поступающих извне текстов значительно ниже, чем ответного выброса», и содержательно беднее, и формально бледнее. «…Именно в тот момент, когда русская культура (имеется в виду XIX в. как реакция на сильное влияние Зап. Европы на Россию в XVIII в.) стала подчёркнуто противопоставлять себя Западу, она приобрела в глазах Запада интерес». 3) «Процесс энергетического возрастания при переходе от приёма к выбросу свидетельствует, что повторяемость в истории не есть топтание на месте, а отражает синусоидно-волнообразный и пульсирующий характер поступательного движения. (Лотман Ю.М. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении. М., 1989.). В этой же работе он писал: «Русская культура, видимо, характеризуется сменой периодов самоизоляции, во время которых создаётся равновесная структура с высоким уровнем энтропийности. Периоды эти сменяются эпохами бурного культурного развития, повышения информативности (непредсказуемости) исторического движения. Субъективно периоды равновесия структур переживаются как эпохи величия («Москва – Третий Рим») и в самоописаниях культуры склонны отводить себе центральное место в культурном универсуме. Неравновесные, динамические эпохи склонны к заниженным самооценкам, помещая себя в пространстве семиотической и культурной периферии, и отмечены стремлением к стремительному следованию, обгону культурного центра, который предстает и как притягательный и как потенциально враждебный». Л. применил методы изучения языка к исследованию произведений искусства, взятых в качестве знаковых систем; разработал структурально-семиотический подход к изучению художественных произведений. В своих трудах учёный смог реализовать познавательные возможности семиотического подхода на материале произведений искусства, построения эстетических канонов как знаковых систем и других объектах культуры, которые можно приравнять к знаку или знаковой системе («Структура художественного текста», 1970; «Семиотика кино и проблемы киноэстетики», 1973; «Культура и взрыв»: Сб., 1992 и др.). Работы Л. показали, что применение лингвистических методов к изучению культуры имеет определённое методологическое значение для культурологического познания.

ЛУКИАН (около 120 — около 190 до и. э.) - древнегреческий писатель-сатирик. Наиболее известные его произведения «Разговоры богов» и «Разговоры в царстве мёртвых», на­правленные против житейских предрассудков и традиционного почита­ния олимпийских богов, пронизанные эпикуреизмом, скеп­тицизмом, философией киников.

ЛЮМЬЕР Луи (1864-1948) – французский кинодеятель. Устроил первый показ немого кино 28 декабря 1895 г. в «Большом кафе» на бульваре Капуцинов. Этот день вошел в историю культуры как день рождения кино. Изобретение киноаппарата и усовершенствование его американским изобретателем Т. Эдисоном позволило Л. от фотографии перейти к движущимся цветным картинкам-рисункам. Первая программа публичных сеансов продолжалась всего 10-15 минут. Первоначально кино рассматривалось как аттракцион или техническое изобретение, а не как вид искусства, но деятели кино упорно нащупывали свой художественный язык.

ЛЮТЕР Мартин (1483 - 1546) - глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 октября 1517 на дверях виттембергской Замковой церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь стой католической церкви. Отверг католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Лютер объявил веру христианина единственным путем «спасения души», которое даруется ему непосредственно богом; Лютер утверждал, что и мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивают человеку возможность «отдаться вере», занимают важное место в христианской религии. Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий и требовал восстановления авторитета Священного писания. Своими новыми положениями Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христианства в духе «смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души.

МАКИАВЕЛЛИ Николо (1469 - 1527) – итальянский мыслитель, идеолог зарождающейся буржуазии. Общество, учил М., развивается не по воле бога, а в силу естественных причин. В основе его развития лежат «материальный интерес» и сила. М. отмечал противоположность интересов народных масс и правящих классов, выступал за создание сильного государства, свободного от феодальных междоусобиц, способного подавить народные волнения. В политической борьбе считал допустимым во имя великих идей пренебрегать законами морали и применять любые средства, оправдывал жестокость и вероломство правителей в их борьбе за власть. Основные труды: «О государе», «Князь».

МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935) - советский художник. Учился в МУЖВЗ (1904-1905) и в частной студии в Москве. Преподавал в Народной художественной школе в Витебске (1919-1922). Участник выставок "Бубновый валет" (1910), "Ослиный хвост" (1912) и др. На ру­беже 1900-1910-х годов создавал близкие к кубизму, но насыщенные интенсивным цветом композиции, в которых предметная форма кон­струировалась из цилиндрических и конусовидных элементов ("На сено­косе" 1909); практически беспредметными были его опыты в духе футуризма ("Станция без остановки", 1911). С 1913 г. Малевич раз­рабатывал собственную систему абстрактного искусства — так называе­мый супрематизм, основанный на комбинировании на плоскости про­стейших геометрических фигур, окрашенных в контрастные цвета. Про­граммное произведение этого периода - "Черный квадрат" (простой чер­ный квадрат, написанный на белом фоне; 1913) стал, наряду с тео­ретическими сочинениями Малевича, своего рода манифестом беспредметничества, символом нигилистического отношения к социально-об­щественным и познавательным функциям искусства. В 1918 г. оформлял 1-ю постановку «Мистерии-буфф» В.В. Маяковского. В 1920-х годах с помощью пространственных композиций ("Архитектонов") изучал фор­мальный язык пластического искусства, создавал проекты бытовых ве­щей, рисунки для текстиля и др. В начале 1930-х годов вернулся к изобразительности, обратился к советской тематике ("Скачет красная конница...", 1918—1930; "Девушка с красным древком", 1932).

МАЛИНОВСКИЙ Бронислав Каспер (1884—1942) - английский эт­нограф и социолог польского происхождения, один из основате­лей и лидеров английской функциональной школы в британской антропологии. Степень доктора философии по физике и матема­тике получил в 1908 в Ягеллонском университете в Кракове. Изу­чал психологию и историческую политэкономию в Лейпцигском университете, затем в 1910 поступил в Лондонскую школу эко­номики. В 1914—1918 проводил интенсивные полевые исследо­вания в Меланезии. С 1927 — профессор социальной антрополо­гии в Лондонском университете. В 1938—1942 работал в Йельском университете (США). Считается отцом этнографии, главой функционалистского крыла социальной антропологии. Родился в Кра­кове. Его отец — крупный филолог-славист. Сам М. владел польским, русским, немецким, французским, английским, италь­янским и испанским языками. Проявлял постоянный интерес к экономике, теории культуры, семейно-родственным отношени­ям, первобытному праву, религии, этике, этнографической тео­рии языка. Как и большинство антропологов его времени, он был убежден в том, что задача этнографии заключается в изучении и записи культурного многообразия народов, находящихся перед угрозой вестернизации. С 1910 М. начинает интенсивно зани­маться проведением полевых исследований культуры австралий­ских аборигенов. Основное исследование провел в Меланезии (острова Тробриан, Новая Гвинея) в 1915—1918. Его первая кни­га «Аргонавты Тихого океана» (1922), повествующая о культуре неизвестных племенах, живущих в Новой Гвинеи, стала пово­ротным пунктом в развитии социальной антропологии потому, что она положила конец господствовавшей прежде спекулятив­ной традиции изучения культуры, знаменовала начало эмпири­ческому этапу развития антропологии и культурологии. Несколь­ко лет он прожил среди туземцев, построил хижину в местной деревне и изнутри наблюдал повседневную жизнь южан. Вмес­те с ними он ловил рыбу, охотился, выучив местный язык, актив­но общался, участвовал в праздниках, обрядах и церемониях. Он глубоко постиг местные обычаи, узнал верования, символы, уста­новки, поведенческие реакции людей. В основе его теории, изложенной в книге «Научная теория куль­туры» (1944), лежит система человеческих потребностей. Над первичными потребностями в добывании пищи, крова, обороны и воспроизводства надстраиваются вторичные, но уже не при­родные, а культурные. Культура выступает как инструмент удов­летворения первичных, базовых потребностей Людей и одновре­менно как совокупность артефактов, организованных традицией. Следуя принципам функционализма, сторонником которого М. оставался всю жизнь, считал, что в культуре нет ничего лишнего, в ней все функционально связано друг с другом. А то, что кажет­ся лишним, свидетельствует о нашем непонимании местной куль­туры. Всякое культурное событие или явление благотворно по­тому, что наделено функцией. Надо только обнаружить ее. У каждой социальной группы свои инновации, т.е. реакции на из­меняющуюся реальность. Если бы все они сохранялись, челове­ческая культура представляла собой хаотическое образование. Множеству социальных и национальных групп в обществе соот­ветствует множественность культурных ответов на одну и ту же потребность. М. предлагал взглянуть на проблему изнутри, по­нять внутренние мотивы поведения представителей местной культуры. Его метод получил в науке название включенного на­блюдения. Огромное значение М. придавал статистическому ана­лизу этнографических данных, который проводил на основе со­ставления карт и таблицы, генеалогии и данных переписей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: