Теории развития личности

Движущая сила развития личности — противоречия

• Между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможно­стями их удовлетворения.

• Между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами дея­тельности. *

• Между растущими требованиями со стороны общества, группы, референт­ных лиц и наличным уровнем развития личности.

Парадигмы развития личности: социогёнетическая, биогенетическая, персогенетическая, на которых формируются различные теории развития личности.

- психоаналитическая (3. Фрейд и его последователи);

- теория научения (бихевиоризм)(Б. Скиннер и др.);

- экзистенциальная (К. Ясперс и др.);

- гуманистические (К. Роджерс, А. Маслоу и др.);

- антропософия (Р. Штайнер);

- когнитивная (Ж. Пиаже и др.);

- интеракционистские (Дж. Мид, Э. Берн и др.);

- теологические (Ж. Маритен и др.);

- деятельностная (А. А. Ухтомский, Л. С. Выготский и др.) и др.

Отечественная наука стоит на позициях признания значимости влияния на развитие личности как биологических, так и социальных факторов при ак­тивной позиции самой личности.

Соотношение воспитания и развития личности

Влияние воспитания Зона развития
Воспитание отстает от развития личности До зоны актуального развития («я это давно умею делать сам»)
Воспитание идет на одном уровне с развитием личности Зона актуального развития («я это могу сделать сегодня сам»)
Воспитание ускоряет развитие лично­сти (развивающее воздействие) Зона ближайшего развития («я это могу сделать сегодня, но с определен­ным усилием и помощью»)
Воспитание тормозит развитие из-за неправомерно высокого уровня предъ­являемых требований или полного лишения растущего человека возмож­ностей проявления активности и ини­циативы (гиперопека) Далеко за зоной ближайшего разви­тия («я не смогу этого сделать даже с чьей-либо помощью» или «я это де­лаю с посторонней помощью на пре­деле своих сил и возможностей». При гиперопеке: «я ничего не могу сделать сам», а со временем: «я не хочу и не умею ничего делать сам»)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: