В. Топоров

Контрольные вопросы

1) Что такое модель?

2) Что такое моделирование?

3) По каким признакам можно классифицировать модели?

4) Приведите примеры учебных моделей.

5) Чем отличаются статические модели от динамических?

6) Приведите примеры статических и динамических моделей.

7) Какие модели называются материальными?

8) Дайте определение информационной модели.

9) Приведите примеры табличных, сетевых и иерархических информационных моделей.

10) Что такое формализация?

11) Дайте определение компьютерной модели.

Задания для самостоятельного выполнения

Задание 1. Заполните таблицу

Объект Человек Земля Автомобиль
Модели      
     
     
     

Задание 2. Заполните таблицу «Виды моделей (по области использования)»

№ п/п Виды моделей Описание Примеры
       
       
       

Задание 3. Заполните таблицу «Типы информационных моделей»

№ п/п Типы моделей Описание Примеры
       
       
       

Задание 4. Постройте фрагмент модели иерархической файловой системы вашего компьютера.

Задание 5. П остройте фрагмент модели генеалогического древа вашей семьи.

МОДЕЛЬ МИРА

Модель – сокращённое и упрощённое отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах.

Мир – это человек и среда в их взаимодействии; результат переработки информации о среде и о самом человеке. «Человеческие» структуры и схемы часто переносятся (экстраполируются) на среду, и среда описывается на языке антропоцентрических понятий.

Мифопоэтическая модель мира не относится к числу понятий эмпирического уровня, т.е. носители данной традиции могут не осознавать её в полном объёме.

На синхронном уровне системность и операционный характер модели мира даёт возможность решить проблему тождества (т.е. различить инвариантные и вариативные отношения). На диахроническим уровне – установить зависимости между элементами системы и их потенциями исторического развития (связь логического и исторического).

Для мифопоэтической модели мира очень важен вариант взаимоотношения с природой. Природа в мифопоэтическом модели мира – не результат переработки первичных данных органами чувств (органическими рецепторами). Природа – это результат вторичной перекодировки первичных данных с помощью знаковых систем.

Таким образом, модель мира реализуется в различных семиотических воплощениях. Ни одно из этих семиотических воплощений для мифопоэтической модели мира не является полностью независимым, так как все они скоординированы между собой, образуют единую универсальную систему и ей подчинены.

Мифопоэтическая модель мира восстанавливается на основании различных источников:

  1. данные палеонтологии;
  2. данные биологии;
  3. этнографии современных архаических коллективов;
  4. пережиточные представления в сознании современных людей;
  5. языковые данные;
  6. символика сновидений;
  7. сфера бессознательного (более глубокая, чем сновидения);
  8. художественное творчество.

Эти данные – то, в чём могут быть обнаружены или реконструированы архаические структуры (включая архетип).

Мифопоэтическая модель мира предполагает особую зависимость, связь иногда – тождество – микрокосма и макрокосма. Этим объясняются различные антропоморфные черты построения некоторых образов и космического пространства и бытовых сфер: разные черты предметов соотносятся с названиями человеческого тела (подножие горы, ножка стола и т.п.).

Мифопоэтическая модель мира всегда ориентирована на предельную космологизированность всего сущего (всё мыслится причастным космосу).

Мифопоэтическая модель мира предполагает описание вселенной:

  1. пространственно-временное (связь пространства и времени; его постоянные характеристики – небо, год, древо мировое и т.п.; центр мира; начало во времени святынь, праздников и других сакральных точек);
  2. причинное (мера, которой всё соответствует);
  3. этическое (определение сфер хорошего и плохого; должного и запрещённого; создание этических эталонов);
  4. количественное (сакральные числа; чёт-нечет);
  5. семантическое (качественная структура мира);
  6. персонажное.

Для мифопоэтической модели мира характерна техника бриколажа (от франц. – играть отскоком, пользоваться окольным путём для достижения цели).

Вырабатывается система бинарных оппозиций:

  • структура пространства (верх – низ; небо – земля; щемля – подземное царство; правый – левый; восток – запад; север – юг);
  • временные (день – ночь; весна (лето) – зима (осень);
  • цветовые ( белый – чёрный; красный – чёрный);
  • природно-естественные и культурно-социальные, их стык (вода – огонь; мокрый – сухой; сырой – приготовленный);
  • социальные (мужской – женский; старший – младший; предки – потомки; свой – чужой; близкий – далёкий; внутренний – внешний);
  • общие (сакральный – мирской, профанический).

Отношения между этими противоположностями могут быть описаны и с помощью и более общих оппозиций: счастье – несчастье; доля – недоля; жизнь – смерть; чёт – нечет.

Эти универсальные знаковые комплексы сами передаются определёнными символами, например – мировое древо.

Мировое древо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow