double arrow

Коррозионностойкие материалы

Основным требованием к этой группе специальных материалов является способность сохранять свое строение и, как следствие — свойства под воздействием агрессивной внешней среды. При электрохимической и химической коррозии оно выполняется разными путями.

Учитывая, что электрохимическая коррозия сопровождается переносом электрических зарядов между фазами материала различной природы (например, в углеродистых сталях между ферритом и цементитом), то для ее предотвращения (снижения) используют следующие принципы:

· устраняют саму причину возникновения разности потенциалов, используя вместо многофазных сплавов чистые металлы или однофазные сплавы (например, вместо двухфазного силумина АЛ2, состоящего го А1 и Si - чистый алюминий);

· повышают значение электродного потенциала материала детали до положительного значения путем легирования (например, заменяя уг­леродистую сталь высоколегированной хромистой или хромоникелевой сталью с содержанием Сr 12,5%, используя специальные однофазные латуни вместо простых);

· создают на поверхности корпуса судна или детали изолятор - пленку, не проводящую электрический ток:

- легируя материал элементами, создающими плотные оксидные пленки (например, насыщая сталь при химико-термической обработке хромом, никелем, кремнием, титаном - именно эти элементы и образуют такую пленку);

- нанося лакокрасочное покрытие (см. ниже);

· формируют искусственную гальваническую пару из защищаемого от коррозии материала с другим, имеющим более низкое значение элек­тродного потенциала (т.н. протекторная защита);

· подают от судового источника питания на корпус судна постоянное отрицательное напряжение, создающее плотность тока ~ 10 мА/м (т.н. катодная защита)

Результатом реализации 2-х первых и частично 3-го принципов является получение материалов различной коррозионной стойкости как против элек­трохимической, так и химической коррозии (табл. 2.19 и 2.20). Помимо ста­лей, в судостроении и судоремонте широко применяются и другие материа­лы, работающие в условиях коррозионного воздействия окружающей среды.

Таблица 2.19- Коррозионная стойкость наиболее распространенных судостроительных материалов в морской среде

Группа стойкости Скорость коррозии, мм/год Материал
Совершенно стойкие менее 0,001 Титан и его сплавы
Весьма стойкие 0,001... 0,01 Коррозионностойкие стали (20X13, 12Х18Н9Т идр.)
Стойкие 0,01...0,1 Медь, латуни (ЛО 70-1, ЛА 77-2, ЛЦ17КЗ и др.), бронзы (Бр А9Мц2, Бр Б2 и др.)
Пониженно стойкие 0,1...1,0 Конструкционные стали (ВСт.З, 10ХСНД, 40ХНМ, 65С и др.), чугуны (марок СЧ, КЧ и ВЧ), алюминий и сплавы на его основе
Малостойкие 1,0... 10 Магний, цинк и сплавы на их основе
     

Принципиально важным является то обстоятельство, коррозионная стой­кость материала при изменении окружающей среды может сильно изменять­ся. Так, титан и его сплавы, обладая исключительно высокой стойкостью в морской среде, интенсивно корродируют в 5 %-ном водном растворе соляной кислоты даже при комнатной температуре.

Таблица 2.20 - Наиболее распространенные марки специальных металлических и неметаллических материалов на судах

Марка Область применения
Коррозионностойкие материалы
Сталь 20X13 Валы, втулки насосов, работающих в слабокоррозионных средах (пресная вода, водные растворы солей невысокой концентрации)
Сталь 12Х18Н9Т Детали, работающие в движущейся морской воде: гребные вин­ты, несущие элементы судов на подводных крыльях
Латунь ЛО70-1 (адми­ралтейская латунь) Латунь ЛА77-2 Детали, находящиеся в морской воде: трубные доски, сальнико­вые втулки, штоки арматуры и насосов
Латунь Л17КЗ Литые детали, работающие в морской воде: корпуса и крышки судовой арматуры, втулки сальников
Бронза Бр О10С2 Ответственные литые детали, работающие в морской воде: крыльчатки насосов, корпуса, облицовки валов
Бронза Бр Б2 Бронза Бр КМцЗ-1 Упругие немагнитные элементы приборов, работающих в мор­ской среде: пружины, мембраны, сильфоны
Сплав ВТ5 Ответственные детали, работающие в морской воде: обшивка судов, детали насосов, гребные винты
Мельхиор МНЖ 5-1 Трубы тегшообменных аппаратов, работающих на морской воде; непрерывно действующие трубопроводы морской воды
Сплав АМг5 Корпусные сварные конструкции морских и речных судов, спа­сательные боты и шлюпки, забортные трапы
Сплав АМгЗ Радиаторы парового отопления, трубопроводы масла и топлива, кожухи дымовых труб и вентиляции
Алюминий АД1 Емкости для хранения пищевых продуктов, воды; переговорные трубы
Стекла Судовые иллюминаторы, изделия судовой светотехники, камбузная посуда
Полихлорвинил Полиэтилен Фторопласт Цистерны питьевой воды, топливные и масляные цистерны, ак­кумуляторные баки
Антифрикционные материалы.
Баббит Б 83 Бронза Бр СЗО Антифрикционные материалы, работающие в условиях при тре­нии скольжения при динамической нагрузке: заливка вклады­шей рамовых и мотылевых подшипников СДВС, направляющих крейцкопфов
Баббит Б 16 Заливка вкладышей подшипников скольжения, работающих при спокойной нагрузке: шпилей, брашпилей, лебедок
Бронза 05Ц5С5 Облицовка гребных валов диаметром до 350 мм
Бронза БрАЖНЮ-4-4 Ответственные детали, работающие в тяжелых условиях изна­шивания: седла клапанов, направляющие втулки, шестерни
Латунь ЛЦ40МцЗЖ Облицовка гребных валов катеров и малых судов

Продолжение табл. 2.20

Латунь ЛЦ26К4 Малонагруженные детали трения механизмов с ручным приво­дом при обильной смазке
Чугун СЧ21 Чугун СЧ24 Чугун СЧ28 Поршневые кольца СДВС и паровых машин, золотников и ком­прессоров
Текстолит ПТК-С Капролон В Резина Втулки дейдвудных подшипников морских судов при смазке забортной водой
Фторопласт Ф-4 Втулки подшипников скольжения, работающих в агрессивных средах, включая морскую воду
Материалы СТС для работы при повышенных температурах
Медь МЗ Прокладки для систем трубопроводов высокого давления (до SO МПа, температура до 250 °С)
Латунь Л68 Детали, не соприкасающиеся с морской водой, работающие при температуре до 250 "С: детали маслоохладителей конденсаторов, диафрагмы турбин
Бронза Бр АЖ9-4 Детали арматуры и систем, работающих в слабокоррозионных средах при температуре до 250 °С: пробки кранов, крышки сальников, втулки и пр.
Сплав АК4 Деформируемый сплав алюминия для работы при температурах не более 300 °С: поршни высокооборотных дизелей, головки ци­линдров, крылатки центробежных компрессоров и др.
Сталь 12ХМФ Детали паровых котлов и паропроводов, паровых и газовых тур­бин, работающих при температурах до 580
Сталь 20X13 Детали, работающие в слабокоррозионных средах при темпера­турах до 450 °С: седла клапанов, лопатки паровых турбин, уп­лотнения и др.
Сталь 12Х18Н10Т Детали, работающие в средах средней агрессивности (включая морскую воду) в диапазоне температур -196... 600 "С: направ­ляющие лопаток турбин, теплообменные аппараты, трубные доски и т.п.
Сталь 40X10С2М Детали, работающие при температурах до 800 "С: выпускные клапаны СДВС, форкамеры, распылители сопел и др. Устойчива в серосодержащих средах (продукты сгорания топлива)
  Материалы с высокими электропроводностью и сопротивле­нием
Медь МО Медь Ml Проводники электрического тока: провода, кабели, обмотки трансформаторов
Манганин МНМц 3-12 Резисторы, тепловые датчики, шунты электрических приборов, обмотки реостатов
Сталь Х13Ю4 Нагревательные элементы для работы при температурах менее 900 0С
Нихром Х20Н80 Нагревательные элементы для работы при температурах менее 1100°С
  Материалы с малой плотностью
Сплав АЛ2 Малонагруженные детали, работающие в сухих помещениях без контакта с морской водой, кожухи, маховики, рукоятки
Сплав Д1 Клепаные конструкции, работающие без контакта с морской во­дой: настил пола, переборки, легкие двери, мебель
Сплав ВТ6С Штампосварные конструкции, емкости высокого давления

Два последних случая реализуют непосредственно в условиях эксплуата­ции судна - для конкретной марки материала и известной среды уменьшают скорость коррозии.

Типичная протекторная система защиты корпуса судна из углеродистой стали включает отливки из цинка массой до 100... 150 кг, закрепленные на подводной части корпуса судна вдоль линий тока воды для снижения гидро­динамического сопротивления. Их плотность на корме должна быть выше, т.к. здесь имеет место максимальная волновая активность и скорость обте­кающей судно воды. Помимо Zn, при стальном корпусе и плавании в пресно­водных акваториях протектор может изготавливаться из магния (см. табл. 2.10). При докованиях судна протекторы системы заменяются.

Катодная защита отличается от протекторной тем, что на уже имеющую­ся протекторную систему накладывается упомянутое выше напряжение от судового источника электропитания. Она обычно работает автоматически и позволяет обеспечить более равномерную скорость коррозии и таким обра­зом избежать коррозионных язв различной формы и свищей (сквозных язв).

Как свидетельствует конкретные примеры (см. табл. 2.20), в зависимости от условий эксплуатации в качестве коррозионностойких могут выступать как металлические, так и неметаллические материалы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: