Материалы СТС для работы при повышенных температурах

Значение этих материалов для современного мореплавания трудно пере­оценить с учетом того обстоятельства, что преобразование химической энер­гии топлива в механическую энергию вращения гребного винта, необходи­мую для движения судна, происходит в тепловых двигателях - дизелях или турбинах (см. рис. 1.4). При этом температура на поверхности многих дета­лей, образующих тепловой реактор, может достигать 700... 800 °С (рис. 2.41).


В свете отмеченного, к основным требованиям, предъявляемым к этой группе материалов, следует отнести способность при рабочих температурах:

• сохранять требуемый уровень прочности, т.е. быть жаропрочными;

• сопротивляться химической газовой коррозии под действием агрессивных составляющих продуктов сгорания топлива (например, серного ангидрида), т.е. быть жаростойкими;

• сопротивляться ползучести — медленному нарастанию во времени пластических деформаций и изменению вследствие этого размеров деталей, под действием постоянно действующих нагрузок, не превы­шающих нагрузку, отвечающую пределу пропорциональности при обычных кратковременных испытаниях: Рполз < Рпц (в турбинах это приводит вначале к уменьшению, затем полному исчезновению рабочего зазора между вращающимися лопатками и неподвижным корпусом и как печальный результат, поломке турбины).

Радикальным средством, позволяющим удовлетворить все перечисленные требования, является изготовление таких деталей из материалов, у которых температура рекристаллизации превышает рабочую: (см.р.2.5.5)

На практике это означает (см. табл. 2.20), что используемые на судах сплавы алюминия работоспособны, в основном, до температуры 150...200 °С, меди -до 200... 250 0С, низко- и среднелегированные стали -до 500... 600 0С, высоколегированные стали - до 600... 800 0С


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: