Всемирная служба погоды и ее значение для морского транспорта

Во Всемирной службе погоды существует три глобальные системы: наблюдений, обработки данных и телесвязи. Первая предусматривает поступление обычной метеорологической информации с сухопутных станций, торговых судов и кораблей погоды, а также получение метеорологической информации с помощью метеорологических искусственных спутников Земли. Вторая готовит и представляет в распоряжение стран – членов ВMO обработанную метеорологическую информацию через систему мировых, региональных и национальных метеорологических центров. Задача третьей системы заключается в сборе гидрометеорологических данных со всего земного шара и быстрой их передачи в соответствующие центры и подразделения Служб погоды, а также в распространении всевозможных карт с анализами и прогнозами и предупреждений о надвигающихся опасных явлениях погоды.

С целью своевременного сбора и распространения метеорологической информации земной шар поделен на зоны ответственности между тремя мировыми метеорологическими центрами (ММЦ), а также региональными (РМЦ) и национальными (НМЦ).

ММЦ находятся в Москве, Вашингтоне и в Мельбурне. Основные его функции заключаются в получении разнообразной метеорологической информации со всех частей земного шара и в передаче соответствующей информации другим мировым, региональным и национальным центрам. MMЦ передают факсимильные карты фактического состояния атмосферы и состояния водной поверхности (карты погоды, карты барической топографии, карты волнения и ледовой обстановки и т. д.), а также прогностические карты, охватывающие значительную чисть полушария или все полушарие.

Региональные центры служат связующим звеном между мировыми и национальными центрами. Они выпускают всевозможные «анализы» и «прогнозы», а также обрабатывают и хранят основную метеорологическую информацию.

Оперативные органы Службы погоды. В настоящее время все страны мира располагают национальными метеорологическими службами, в состав которых входят наблюдательные станции, научно-исследовательские учреждения и прогностические подразделения Службы погоды. Задача прогностических органов – оперативное обслуживание прогнозами погоды и штормовыми предупреждениями отраслей.промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Синоптическая сеть метеорологических станций. Каждые сутки во всем мире производится приблизительно 100 000 наблюдений над погодой у поверхности Земли и около 11 000 над состоянием погоды в верхних слоях атмосферы. Эти наблюдения производят примерно 8000 наземных станций, расположенных по всему миру, 3 000 транспортных и специальных самолетов и 4000 торговых судов. Сюда следует прибавить информацию, которую в настоящее время получают при помощи ИСЗ, ракет и автоматических станций.

Метеорологические станции, информация которых используется в Службе погоды, подразделяются на сухопутные и морские. В свою очередь сухопутные делятся на основные, которые входят в международную синоптическую сеть, и дополнительные, сведения с которых используются внутри страны. Станции, где осуществляются радиозондовые, радиопилотные и шаропилотные наблюдения, принято называть аэрологическими.

Каждой метеорологической станции, расположенной на материке и островах, присвоен пятизначный индекс (номер), в соответствии с принятым международным районированием. Первые две цифры индекса обозначают номер большого района, последующие три – номер станции в пределах этого района. Морским станциям, организованным на кораблях погоды, вместо пятизначных номеров присваивают буквенные индексы.

Морские транспортные, промысловые и рыболовецкие суда, с которых передаются метеорологические наблюдения, указывают координаты своего местоположения: квадрант земного шара, широту и долготу.

Кодирование метеорологической информации. Метеорологическая информация, т. е. результаты наблюдений с метеорологических станций, штормовые предупреждения, консультации о состоянии погоды и атмосферных процессах, прогнозы погоды и т. д., имеет ценность только в том случае, если передается оперативно, в самые сжатые сроки. В то же время ее большой объем требует значительного времени на передачу по линии телесвязи и радио. Поэтому для ускорения, удешевления и идентичности распространяемого материала в Службе погоды широко применяется кодирование информации. Преимущественно применяют цифровые коды.

Коды состоят обычно из пятизначных групп, которые всегда передаются в строгой последовательности. В каждой группе тому или иному метеорологическому элементу отведено точно определенное место. Сведения о том или ином метеорологическом элементе или явлении передаются одной, двумя или тремя цифрами, в зависимости от кодовых таблиц.

В оперативной синоптической работе в СССР применяются следующие, основные коды (в скобках дано соответствие международной схеме кода):

КН-01 - для составления ежедневных метеорологических телеграмм на сухопутных станциях (М-11Е);

КН-09 - для составления ежедневных метеорологических телеграмм на судах (FM-21E); КН-09с - для составления ежедневных гидрометеорологических телеграмм на судах, сокращенная схема (FM-22E);

КН-03 – для передачи данных ветрового зондирования атмосферы (FM-32E и FM-33E);

КН- 04 – для передачи данных вертикального зондирования атмосферы (FM-35E и FM-36E);.

КН-53 –.консультации по картам погоды (FM-45B).

На судах, где наблюдения производит штурманский состав, для составления синоптических телеграмм используется код КН-09с (с действующей схемой, содержанием групп и спецификацией отдельных символов когда можно подробно познакомиться в официальных его изданиях).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: