| Религиозная теория
| Теория палеовизита
| Естественнонаучные (материалистические) теории
|
| Ч. Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории
| Ф. Энгельс (1820-1895) – социальный мыслитель, политический деятель, один из основоположников марксизма
|
| Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке
| Человек – создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа
| Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими
| Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности
|
| Антропогенез
|
| Социогенез
|
| процесс становления и развития человека
|
| процесс становления и развития общества
|
|
|
|
|
| Антропосоциогенез
|
|
|
| длился более 3-х млн. лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| биологическое существо
|
| социальное существо
|
| Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
|
| Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
|
|
| Человек
|
|
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям
|
| Индивидуальность – неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности
|
| Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями
|
|
| Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры
|
|
|
|
| основные типы
|
| роль мировоззрения в деятельности людей
|
|
|
|
|
| обыденное (житейское) – возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности
|
| дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности
|
|
|
|
|
| религиозное – основой которого являются религиозные учения
|
| дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности
|
|
|
|
|
| научное – включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания
|
| позволяет человеку находить истинные ценности жизни и культуры
|
|
|
|
|
| гуманистическое – наиболее перспективно для деятельности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно-технического, социального и экологического прогресса
|
|
|
|
|
|
|
| Структура деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средства достижения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| результат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Мотивы
| 
| Деятельность – это вид активности, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которой получается нечто новое
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Признаки
|
| Основные виды
|
| – Человек (или субъект) с его целями, ценностями, знаниями и навыками.
– Операции целесообразной деятельности.
– Объекты, на которые направлена деятельность субъекта в процессе этих операций.
|
| – Игра – превращает в цель сам процесс, но не его результат.
– Общение – такой вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями и материальными предметами (коммуникация).
– Труд – разновидность социальной деятельности человека, направленной на преобразование среды его существования.
|

|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| материальная деятельность
| | духовная деятельность
| | управленческая деятельность
| | социальная деятельность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей
|
| создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей
|
| обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни, регулирование связей между людьми, их деятельностью и общественными отношениями
|
| воспроизводство, сохранение полноценной, здоровой жизни, стимулирование активности человека
|
| Мотивы деятельности – (от франц. – то, что побуждает) – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности
|
| социальные установки – общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предопределенность действовать определенным образом относительно этого объекта
|
| убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки
|
| интересы – причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их социальное поведение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| виды потребностей человека
|
| биологические
|
| социальные
|
| идеальные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| переживание нужды в дыхании, питании, воде, движении, самосохранении и т.д.
|
| переживание нужды во взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении
|
| переживание нужды в познании окружающего мира, осознании своего места в нем, смысле и предназначении своего существования
|
| Сознательная деятельность человека
|
|
|
|
| Свобода – это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями
|
| Ответственность – это социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований
|
|
|
|
|
|
|
| виды
|
|
|
| – историческая; – политическая; – юридическая; – нравственная и т.п.; – индивидуальная (персональная); – групповая; – коллективная
|
Познание – это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный, прежде всего, практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование
|
|
|
|
|
|
| Рациональное (от лат. ratio – разум) познание (абстрактное или логическое мышление)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения
|
|
|
| суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе
|
| Чувственное познание
|
| понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса
|
|
|
|
|
| представление – актуализирует образ объекта познания, запечатленный в памяти, а, следовательно, когда-то воздействовавший на органы чувств
|
|
| восприятие – это отражение целостной картины объекта познания (чувственно-конкретный образ)
|
|
| ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса
|
|
  Истина – процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека
|
|
|
|
|
| Объективная истина
| Абсолютная истина
| Относительная истина
|
| Отражает реальное положение вещей, окружающий мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания
| Полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки
| Знание, характеризующее ограниченность и несовершенство наших представлений о действительности. Зависит от реальных исторических условий (точность или совершенство средств наблюдения или измерения, эксперимент)
|
|
|
|
|
|
| возможные критерии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| чувственный опыт
|
| разум
|
| практика – материальная предметно-чувственная деятельность человека (материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент)
|
| теория
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | |
|
| Формы знания
|
|
|
|
|
| Научное – объективное, истинное знание
|
| Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое находится в противоречии с существующей научной картиной мира
|
|
|
|
|
| Донаучное – прототип, предпосылочная база научного знания
|
| Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
|
|
|
|
|
| Лженаучное – знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки
|
| Антинаучное – знание утопично и сознательно искажающее представления о действительности
|
|
|
|
|
| Обыденно-практическое – знание, доставляющее элементарные сведения о природе и окружающей действительности, основой которых выступал опыт повседневной жизни
|
| Личностное – знание, являющее достоянием отдельной личности
|
| | | | | |
| Эксперимент, сравнение, наблюдение
|
| Непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность
|
| Выражает объективные факты, выявление в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей
|
| эмпирические
|
| признаки
|
| эмпирический
|
|
|
|
|
|
|
| методы
|
| Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания
|
| Уровни
|
|
|
|
|
|
|
| теоретические
|
| формы
|
| теоретический
|
| анализ, синтез, обобщение, формализация
|
| вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция
|
| выявление фундаментальных закономерностей, которые иногда идут вразрез с чувственными восприятиями, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений. Этот уровень составляют идеи, концепции, идеальные объекты.
|
| Социальное познание
|
|
|
|
|
|
|
|
| Особенности
|
|
|
| Принципы
|
|
|
|
|
|
|
| субъект и объект познания – общество – совпадают
|
| рассматривать социальную действительность в развитии
|
|
|
|
|
|
|
| сложность изучаемого объекта
|
| изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости
|
|
|
|
|
|
|
| возможность наблюдения и эксперимента ограничены
|
| выявлять общее и особенное
|
|
|
|
|
|
|
|
| главный источник знаний
|
|
|
|
|
|
|
|
| социальная действительность
|
| исторический опыт
|
| общественная практика
|
|
|
|
|
|
|
|
| основа знаний об обществе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| социальный факт
|
|
|
|
|
|
|
|
| объективный факт
|
|
|
| научный факт
|
|
|
|
|
|
|
| событие, имевшее место в определенное время, при определенных условиях
|
| знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| виды
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп
|
| продукты человеческой деятельности (материальные и духовные)
|
| словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки
|
| | | | | | | |