Гражданство. Права человека и гражданина

План.

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Начальник кафедры государственно-правовых

дисциплин Смоленского филиала МосУ МВД РФ

кандидат исторических наук,

подполковник милиции И.А. Кипров

«____»_________________________ 2007 г.

Л Е К Ц И Я

по учебной дисциплине: «Теория государства и права»

Тема: «ЛИЧНОСТЬ, ПРАВО И ГОСУДАРСТВО»

Смоленск, 2007

Лекция по учебной дисциплине «Теория государства и права». Смоленск: Смоленский филиал МосУ МВД России, 2007.

Подготовлена доцентом кафедры государственно-правовых дисциплин, к.ю.н., капитаном милиции Перетокиной Н.Н.

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин СФ МосУ МВД России «___»_________ 2007 г.

Протокол № ____

Смоленский филиал Московского университета МВД России, 2007.

1. Личность, человек, индивид: соотношение понятий.

2. Правовой статус личности: понятие и элементы.

3. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ.

Основная литература:

· Конституция РФ 12 декабря 1993 г. М., 2005.

· Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2006;

· Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2006;

· Теория государства и права / Под ред. В.П. Малахова, В.Н. Казакова. М., 2005.

· Теория государства и права / Под ред. А.С. Мордовцева, В.Н. Синюкова. М., 2005.

· Теория государства и права / Под ред. П.В. Анисимова. М., 2005.

Дополнительная литература:

· Айбазов Р.У., Крупеня Е.М., Эбзеев Б.С. Научная картина прав человека в современном мире // Государство и право, 2004, №3, С. 119-121.

· Илларионова Т.И., Канашевский В.А. Категория «гражданские права» в международных договорах о защите прав человека в законодательстве РФ // Государство и право, 2004, № 9, С.40-45.

· Гаджиев Г.А. Конституционные принципы добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективными правами // Государство и право, 2002, № 7, С.54-62.

· Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества // Государство и право, 2002, № 10, С.17-25.

· Степанов О.А. Право, государство и безопасность личности в условиях развития информационно-электронной среды // Государство право, 2004, № 11, С.34-38.

· Цымбаренко И.Б. Международно-правовые основы судебной защиты прав и свобод личности // Государство и право, 2004, № 2, С.49-57.

· Глухарева Л.И. Методологические аспекты развития теории прав человека // Государство и право, № 3, 2006, С. 14-19.

1. ЛИЧНОСТЬ, ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД: СОТНОЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Проблема личности занимает одно из ведущих мест в общест­воведении: философии, социологии, психологии, юриспруденции и других отраслях общественной науки. В каждой из перечислен­ных сфер человеческих знаний существует общее понятие личности. Вместе с тем в различных науках это понятие используется применительно к их предмету и задачам. В правоведении важна характеристика личности с точки зрения ее правоспособности, дееспособности, способности нести юридическую ответственность. В философии понятие «личность» раскрывается путем сопостав­ления с понятиями «человек», «индивид». Такой философский подход позволяет полнее получить представление о том, что такое «личность».

Слово «человек» в Толковом словаре русского языка объясня­ется так: «Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе обще­ственного труда»1. Как видно из определения, приведенное поня­тие включает два начала: природное и социальное.

Действительно, человек воспринимался и воспринимается прежде всего в качестве живого существа природы. Ф. Энгельс писал: «Уже сам факт происхождения человека из животного царства обусловливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному».

Очевидно, человек — существо не только природное, но и со­циальное. Его специфические качества (мышление, речь, способность создавать орудия труда и др.) могли сформироваться и развиваться только в обществе.

Понятие «личность» в литературе рассматривается примени­тельно к определенному этапу развития человеческого общества.

Это правильно, поскольку человека на низшем этапе его развития в качестве личности рассматривать нельзя. Личность формируется на таком этапе развития общества, когда человек получает относи­тельную независимость от природы, некоторую свободу действий.

Можно сказать так: «Личность — это человек, как носитель социальных свойств, находящийся в системе социальных связей. Для понимания этого важны следующие слова К. Маркса: «Для характеристики сущности личности имеют значение не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социаль­ное качество».

Личность формируется под влиянием двух факторов: 1) инди­видуальных, врожденных черт и свойств; 2) социальной среды, которая способна воздействовать на человека.

В научной литературе признается, что личность - это всегда человек. Но есть утверждения о том, что человек не всегда явля­ется личностью. Заметим, такой вывод сформировался за преде­лами юриспруденции, в частности, в психологии. Согласно такому подходу личностью не родятся, ею становятся в процессе приоб­ретения и использования в деятельности социального опыта. Из­вестно, что в далекой древности душу появившегося на свет ре­бенка уподобляли чистому листу бумаги. Мыслилось так, что этот лист постепенно заполняется знаками по мере восприятия под­ростком окружающего мира.

Наш современник А.Н. Леонтьев, известный психолог, отмечал: «Слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития».

Близка к приведенной следующая позиция американского ученого Ш. Джордана: «Человеческая личность зависит и продик­тована разумными намерениями. Неразумное человеческое суще­ство, например, младенец, может сформироваться как личность только посредством взаимоотношения с разумными личностя­ми». Действительно, младенец с первых минут жизни включен в совокупность человеческих отношений, поэтому потенциально он уже личность, хотя реально еще нет.

Нормальный мозг с точки зрения медицины — это одна из ма­териальных предпосылок становления личности. Мозг — один из органов, с помощью которых реализуется личность. Он выполняет функцию управления «ансамблем» отношений человека с други­ми людьми. Можно сказать так: «Каждая личность — это непо­вторимый мир, в значительной степени предопределяемый систе­мой общественных отношений». Имеется в виду то, что в одних исторических социальных условиях формируется один тип лич­ности, в других — иной.

Бесспорно, общественные отношения оказывают решающее влияние на личность. Но и личность не простая проекция соот­ветствующих социальных условий, не результат их автоматичес­кого воздействия, а активное начало.

Какова структура личности? Какие главные компоненты вхо­дят в эту структуру? Убедительной представляется позиция авто­ров, считающих, что структура личности включает такие компо­ненты, как сознание, воля, способность к деятельности. Эти эле­менты находятся в диалектическом единстве, определяют соци­альную природу личности.

Человеческое сознание — цементирующий элемент, означаю­щий способность отражать действительность, отдавать себе отчет в своих поступках. Если разрушено самосознание личности, то не имеет смысла говорить и о самой личности. Надо прислушать­ся к выводу известного русского философа и государствоведа И.А. Ильина (1882-1954 гг.): «Личность — это обусловленное включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и обще­житии».

Воля как компонент структуры личности — это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевое поведение включает принятие реше­ния, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.

Деятельность — необходимый компонент структуры личнос­ти, процесс, связанный с использованием интеллектуальной и фи­зической энергии, специальных средств, направленный на дости­жение поставленной цели, определенного результата.

Уместно отметить, что относительно понятия личности в ли­тературе встречаются крайние суждения. Одно из них: личностя­ми являются только выдающиеся люди, обладающие исключи­тельными способностями, яркой индивидуальностью. Это само­стоятельность мысли, определенность оценок и выводов, взгля­дов, оригинальность чувств, сила воли. Думается, по отношению к личности здесь предъявляются завышенные требования. Спе­циалисты по философии и правоведению иногда дают описатель­ное (нормативное) определение личности. При таком подходе по­нятие «личность» рассматривается только в связи с положитель­ными социальными ценностями, в частности, с ее ответственнос­тью перед обществом. Выходит, если человек не обладает высокой сознательностью, то он не может рассматриваться в качестве лич­ности. С этим трудно согласиться. В юридической теории и прак­тике понятие «личность» распространяется не только на законо­послушных граждан, но и на лиц, совершающих противоправные деяния.

Это имеет практическое значение в деле использования вос­питательных средств в отношении лиц, отбывающих наказание. К тому же, в одном отношении, в решении одних вопросов лич­ность может играть положительную роль, а в другом отношении — отрицательную. На это обратил внимание Р. Гамзатов, размыш­ляя о судьбах людей. По его мнению, генерал Скобелев — для Бол­гарии освободитель, для Средней Азии — захватчик. Генерал Ер­молов для одних — герой Отечественной войны 1812 г., а для Чечни и Дагестана — человек, который сказал: «Я не успокоюсь, пока последнее чучело горца не увижу в Ставропольском музее».

Есть смысл уточнить и то, что вкладывается в понятие «ин­дивид», «индивидуум». В Большом энциклопедическом словаре сказано: «Индивидуум (индивид) (от лат. — недели­мое, особь) — 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм; 2) отдельный человек, личность». Отсюда понятие «ин­дивидуальность» — неповторимое своеобразие отдельного суще­ства, человека, личности. Можно сказать, понятие «индивид» — существенная характеристика личности, связано с ее относитель­ной самостоятельностью от общественных отношений. Понятие «индивид» необходимо для выяснения в личности общего и осо­бенного, общего и частного.

Д. Карнеги пишет: «На свете нет человека, подобного Вам. Сотни миллионов людей имеют два глаза, нос и т.д., но никто из них не выглядит так же, как Вы. Никто из них не имеет в точности таких черт лица, такого склада ума, как Вы. Не многие из них будут говорить и выражать свои мысли в точности, как Вы... Дру­гими словами, у Вас индивидуальность — это драгоценное досто­яние. Развивайте его. И далее. Личность — это нечто расплывчатое и неуловимое, не поддающееся анализу, как запах фиалки. В ней сочетается все, что есть в человеке: физическое, духовное, умственное, психологическое... Личность столь же сложна, как и эйнштейновская теория относительности, и ее понимание столь же мало».

2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ.

Категория «личность» имеет для правоведения исходно-клю­чевое значение. Личность здесь рассматривается в качестве носи­теля прав и обязанностей, состоящего в определенных взаимоот­ношениях с государством, иными субъектами права. Сущность личности укоренена в ее теле, т.е. внешних физических формах организма человека, как материальном носителе личностного на­чала. Думать иначе — значит абсолютизировать сознание челове­ка в качестве единственного носителя личностного начала.

Личность есть индивидуальное средоточие и выражение обще­ственных отношений. Как видно, на современном этапе развития нашего общества необходимо, чтобы участниками общественной жизни были не люди-«винтики», а личности, субъекты, реали­зующие возможности, предусмотренные социальными нормами, в том числе юридическими.

Права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, гарантированные возмож­ности их реализации — одно из необходимых условий формиро­вания демократического типа личности.

Очевидно, задача заключается в том, чтобы право, законы, по возможности, своевременно и адекватно отражали объективные тенденции развития общества, новые потребности и запросы лич­ности. В этой связи представляются актуальными следующие слова: «Еще громадное количестве несомненных интересов, чрез­вычайно важных для индивидуума, ждет своего формально-пра­вового признания».

В государственно-организованном обществе в системе факто­ров, определяющих положение человека, исключительно важная роль принадлежит государству. Известно, что в послереволюци­онный период в России государство трактовалось, как особая ор­ганизация силы, организация насилия для подавления какого-либо класса.

Такое понимании государства было своеобразным фундамен­том для формирования административно-командной системы — системы управления обществом. В этих условиях государство и соответствующая ему административно-командная система не были демократическими образованиями. Они не включали граж­дан в процессы своего функционирования. В названных структур­ных образованиях господствовала воля разнообразных «бюро»; в них не было самих механизмов реализации воли людей - граж­дан страны. Для административно-командной системы была пол­ностью приемлемой «усредненная» личность, т.е. не отличающая­ся инициативностью и вместе с тем исполнительная и послушная. Бюрократическая регламентация формирует у людей жизненный принцип социального иждивенчества, безынициативности, отри­цательного отношения к творческим людям. Разумеется, причи­на такого внешнего пассивного приспособления к жизненным об­стоятельствам лежит не только в авторитарных методах социаль­ного управления, но и в низком уровне политической, правовой культуры людей, н их нежелании брать на себя личную ответст­венность из-за страха перед возможными осложнениями.

Осуществляемое в настоящее время обновление общественных отношений в стране создает новую ситуацию и для государства, и для личности. В современной литературе государство нередко признается как форма и механизм взаимосвязей и взаимодействия множества людей. Утверждается также, что государство призвано выявить всеобщие интегрированные потребности, интересы и цели жизнедеятельности своих сограждан, представить и норма­тивно закрепить всеобщую волю, выражая се в форме законов обязательных правил поведения.

В настоящее время перед Российским государством объектив­но стоит задача не только закреплять в законах формальные при­вила поведения индивидов и организаций (нормы), но и обеспе­чить их практическую реализацию с использованием правовых средств. Имеется в виду создание стимулирующих условий для обязательного исполнения требований юридических норм всеми участниками государственного регулирования, поддержание по­средством законности и правопорядка необходимого всем граж­данам уровня свободы и безопасности.

Отказ от монопольного положения государственной собственности, признание равноправия различных форм собственности — эти и подобные им меры способствуют развитию инициативы людей, их социальной активности. Словом, происходящие в об­ществе изменения создают новые возможности для граждан, влияют на их ценностные ориентации, социальные установки, социальную активность. Как видно, в создавшихся условиях тре­буется внесение новых моментов в концепцию личности. Дума­ется, это, во-первых, отказ от бывшей патерналистской модели отношений — государства и личности, согласно которой власть «отечески» заботится о благе каждого, что в действительности неизбежно оказывается государственным деспотизмом; и, во-вто­рых, смещение акцентов с адаптации человека к существующим социальным механизмам и регуляторам на создание необходи­мых условий для проявления индивидуальности личности, по­вышения ее активности в сфере труда, политических и правовых отношений.

Связь личности с государством отчетливо просматривается при анализе его признаков.

Во-первых, государственная публичная власть выступает как официальный уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между личностью и обществом преиму­щественно носят государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

Во-вторых, государство — это территориальное устройство об­щества. Соответственно этому действуют законодательные, испол­нительные органы, административно-управленческий аппарат. Как видно, действие нормативных, правовых актов по кругу лиц связано в основном с территориальными пределами их действия. Акты федеральных органов распространяются, как правило, на всю территорию РФ. Соответственно, они действуют в отношении всех лиц, находящихся на этой территории. Представляется, что в рассматриваемом плане, достаточно отчетливо просматривается связь государства, права и личности.

В-третьих, государство отличается от других организаций (по­литических, религиозных и др.) тем, что издает законы и подза­конные акты, содержащие нормы права. Система юридических норм, являясь инструментом государства, прежде всего, служит организованности общества, при которой реализуется демокра­тия, экономические возможности граждан и организаций, свобода личности. На основании нового российского законодательстве в стране проводятся референдумы, свободные выборы. Государство посредством права стремится согласовать интересы различных со­циальных групп, личности, общества, установить взаимную с лич­ностью ответственность. Это проявляется прежде всего в установ­ленных государством законодательных ограничениях своей ак­тивности по отношению к личности, в наличии реальных мер от­ветственности должностных лиц государства за неисполнение их обязанностей перед личностью, объектом (ст. 136, 137, 138, 139, 141, 143, 144 УК РФ и др.). В свою очередь, свобода, личности, согласно действующему законодательству, регламентирована пра­вом, интересами и правами других лиц.

В-четвертых, характерным признаком государства являются налоги, которые всегда были главным источником пополнения казны. Налоги — это обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые с граждан и юридических лиц. «Каждый обязан пла­тить законно установленные налоги и сборы» — закрепляется в Конституции России 1993 г. (ст. 57).

В этой сфере оптимальное соотношение интересов государства и личности состоит в установлении таких налогов, чтобы, с одной стороны, не страдали интересы государства, а с другой, поддер­живались интересы производителей материальных благ, людей, реализующих свои знания и способности в различных областях общественной жизни.

В-пятых, одним из важнейших признаков государства явля­ется суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Очевидно, верховенство в рамках страны «преломляет» интересы и государства, и личности. Имеется в виду способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязатель­ные для всех членов общества правила поведения, определять права и обязанности граждан, осуществлять юрисдикцию, т.е. де­ятельность по рассмотрению и разрешению различных социаль­но-правовых конфликтов с учетом приоритета прав человека и гражданина. Для выполнения этой функции существует система процедур, призванных защитить права человека, обеспечить достоинство личности.

В целом, речь идет об особом характере взаимоотношений че­ловека и государственной власти, при котором личность выступает не как объект команд и распоряжений, а как равноправный партнер государства.

Нужно заметить: личность взаимодействует с государством именно через право. Законы, другие нормативно-правовые акты определяют ее юридическое состояние, права, обязанности, ответственность.

Право определяет принципы взаимоотношений лич­ности с государством и обществом, меру ее юридической свободы, гарантии осуществления прав и обязанностей, способы защиты прав и законных интересов.

Право, следовательно, необходимая предпосылка осуществ­ления свободы личности в условиях правопорядка в обществе. При тоталитарном режиме преобладает не право, а практическая (нередко политическая) целесообразность, практикуются закры­тые формы судебного разбирательства. Существенным фактом права является его способность обеспечить от произвола и рядо­вого гражданина, и представителей «правящей государственной элиты». Более конкретно связь права и личности рассматривается посредством использования понятий «правоспособность», «дее­способность», «деликтоспособность», «правовой статус». Они от­ражают существенные свойства, связи и отношения личности и правовой системы. Раскрывать содержание названных выше по­нятий нет необходимости, поскольку этому уделено специальное внимание в главе, посвященной правоотношениям.

Следовательно, права человека — права, которые принадле­жат любому индивиду, поскольку он человек. Предпосылка воз­никновения прав человека — объективная потребность в обеспе­чении общих для всех людей условий существования (право на жизнь, право на пищу, на свободу передвижения, право на со­здание семьи и др.). Такие права имеют отношение к человеку как существу биологическому, отражают постоянство осново­полагающих качеств человеческого рода. Такие права существу­ют независимо от конкретных этапов развития общества, от за­конодательных норм. Они имеют высший социальный статус, выступают внешним критерием оценки любого политического строя.

Такова характеристика прав человека. Что означают права гражданина? В юридической литературе общепризнано положе­ние о том, что права гражданина — это такие права человека, ко­торые находятся под охраной и защитой государства. Именно го­сударственное признание прав человека превращает их в права гражданина. Следовательно, государственное признание прав че­ловека, законодательное закрепление их в нормативно-правовых актах конкретных стран придает им новое свойство. Они стано­вятся правами гражданина.

Надо учитывать и то, что на территории любого государства находятся не только граждане этого государства, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Соответственно, права человека распространяются как на граждан данной страны, так и на иных лиц. С учетом этого надо также говорить о правах человека и пра­вах гражданина.

Отмечу, что на международной арене все более непосредствен­но начинает выступать индивид. Нередко международные доку­менты прямо адресуются отдельному человеку, закрепляя его не­отъемлемые права и свободы. Индивид в ряде случаев может не­посредственно защищать свои права перед международными ор­ганами. Это показатель международной правосубъектности чело­века.

Гражданство. Понятие «личность» тесно связано с понятием «гражданин». В большинстве случаев слово «гражданин» пони­мается как лицо, принадлежащее территориально и юридически к конкретному государству с республиканской формой правления. В государствах-монархиях используется слово «подданный». Сей­час эти понятия фактически равнозначны.

С понятием «гражданин» органически связано понятие «граж­данство». Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав, обя­занностей и ответственности. Гражданство возникает по рожде­нию, в результате приема в гражданство и по другим законным основаниям. По законодательству большинства стран никто не может быть лишен гражданства или права изменить его. Государ­ство оказывает покровительство и защиту своим гражданам, на­ходящимся за его пределами. Эти положения содержатся в Дек­ларации прав и свобод человека Российской Федерации (1991 г.). Все вопросы, связанные с приобретением гражданства, выходом из гражданства и приемом в него и другими, регулируются Зако­нами о гражданстве. Закон о гражданство в России принят в 1991 г. и дополнен в 1993 г. и в 1995 г.

Итак, гражданство проявляется как взаимоотношения между государством и лицом, находящимся под его властью. Государство гарантирует гражданину его законные права и интересы; защищает его и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин обязан соблюдать законы и другие предписания госу­дарства и выполнять установленные им обязанности. На основа­нии ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь граж­данство иностранного государства (двойное гражданство) в соот­ветствии с федеральным законом или международным договором РФ. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного госу­дарства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обя­занностей, вытекающих из российского гражданства.

Права человека и гражданина. Права человека — это такие права, которые принадлежат каждому, независимо от его граж­данской принадлежности (право на жизнь, право собственности, право на создание семьи и др.).

Права и свободы человека закреплены во Всеобщей деклара­ции прав человека, в Международном пакте о гражданских и по­литических правах и др. Такие права признаются международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм меж­дународного права. Они рассматриваются в качестве обязатель­ных для всех государств мира, не зависят от их социально-эконо­мического строя. Такие права (права человека) должны предостав­ляться каждому субъекту (индивиду) и гарантироваться консти­туцией страны и иным национальным законодательством. Соот­ветственно, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто нахо­дится под его юрисдикцией.

Таким образом, взаимосвязь государств мира приводит к суже­нию сферы, в рамках которой конкретное государство может дей­ствовать по своему усмотрению, независимо от мирового общест­венного мнения. Это значит, что права и свободы человека в зна­чительной мере вышли за пределы чисто внутренней компетенции государства. Любой индивид может использовать как националь­ные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в между­народные органы защиты прав человека.

3. ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ.

Права человека — сложное многомерное явление, политико-правовая категория, один из ориентиров в развитии общества. В различные эпохи проблема прав человека занимала лучшие умы человечества. В этой связи обращалось внимание на природу прав человека, их сущность, роль в установлении нормальных взаимо­отношений между индивидом, обществом, государством.

В этом смысле все многочисленные взгляды и теории по рас­сматриваемой проблеме можно свести к двум основным направле­ниям. Одно из них состоит в том, что права человека принадлежат ему от природы, он обладает ими по рождению, эти права неотъемлемы. Соответственно, задача государства и общества состоит в том, чтобы защищать эти права, не допускать их нарушения. Очевидно, эти идеи основаны на представлениях о внутренней вза­имосвязи и единстве права, свободы и справедливости. Согласно другому направлению, свои права человек получает от общества и государства, природа этих прав патерналистская. Такой подход свойствен мировосприятию, основанному на признании официаль­но властного авторитета государства, оказывающего основное вли­яние на фундаментальные основы человеческого бытия.

В нашей стране в дореформенный период преобладал второй подход к правам человека, а сама идея прав человека рассматри­валась в качестве предпосылки противостояния различных по идеологической направленности сил. В таких условиях права че­ловека не были главным ценностным ориентиром общественного развития. Переход российского общества на путь преобразования явился основой формирования современного представления о пра­вах и свободах человека, привел к осмыслению того, что правосубъектность индивидов, их права и свободы, правовой характер их отношений с властью — это не продукт воли и усмотрения по­литической власти, а существенная составляющая часть склады­вающихся в обществе отношений и права.

Институт прав и свобод обеспечивает доступ личности к исполь­зованию материальных и духовных благ, побуждает публичную власть придерживаться в этом плане общепринятых международ­ных стандартов. Эти стандарты провозглашены в таких актах, как Международный Билль о правах человека, включающий Всеоб­щую декларацию прав человека (1948 г.). Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международ­ный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), Второй факульта­тивный протокол к Международному пакту о гражданских и по­литических правах, направленный на отмену смертной казни.

Показательна в этой связи принятая в ноябре 1991 г. Декла­рация прав и свобод человека и гражданина, ставшая органичес­кой частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законо­дательства, относящегося к личности.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., за­крепляет те права и свободы, которые в наибольшей степени со­циально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, государства. Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В этой связи воз­никает вопрос: «Что понимать под основными правами, можно ли их отождествлять с конституционными правами»? По-видимо­му, можно. Такой вывод следует, например, из сопоставления ст. 17 со ст. 55 Конституции РФ.

В последней из названных статей отмечается, что перечисле­ние в Конституции Российской Федерации основных прав и сво­бод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах и свободах, что по­зволяет обратить внимание на их особые свойства (неотчуждае­мость, принадлежность каждому от рождения).

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав. Так, ч.1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновен­ность каждого. Это основное право порождает систему прав, за­крепленных в УК РФ, КоАП. Очевидно, все права, предопреде­ляемые нормами трудового права, основываются на конституци­онных положениях о труде; права граждан в области здравоохра­нения — на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Вы­деление категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.

Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и свободы граждан. Можно сказать, что какого-либо принципиального различия между понятиями «право» гражда­нина и «свобода» гражданина в сущности нет. Опираясь на этот вывод, укажем на один нюанс, отмечаемый в литературе. Речь идет о том, что лишь некоторые из прав, а именно «требующие особенно высокой личной инициативы, индивидуального усмот­рения и самодеятельности по отношению к другим лицам, явля­ются свободами». Следовательно, «свобода» гражданина предпо­лагает большую избирательность возможности варианта поведения. Показательны в этой связи свобода слова, печати, свобода совести, вероисповедания, свобода художественного, научного, технического и других видов творчества.

Конституционные права и свободы принято условно класси­фицировать на три группы: личные, политические, социально-эко­номические.

1. Специфические особенности личных прав и свобод заклю­чаются в следующем:

а) по своей сути они являются правами че­ловека, т.е. каждого индивида и не связаны непосредственно с принадлежностью к гражданству государства;

б) эти права че­ловека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;

в) они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для обеспечения его жизни, свободы, достоинства как человечес­кой личности.

Названные особенности личных прав и свобод индивидов под­тверждаются содержанием ст. 20-30 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем анализ названных статей приводит к выводу о декларативной направленности некоторых из них, отсутствии механизма реализации. Назовем в этой связи ст. 27 Кон­ституции РФ, предусматривающую право свободно выбирать мес­то пребывания и жительства. Здесь налицо противоречие между юридическим и фактическим содержанием статьи. Переходное за­конодательство, таким образом, содержит много привлекатель­ных положений, ни правовая практика нивелирует их, превра­щает в фикцию. К сожалению, нет механизма, способного обес­печить реализацию конституционных принципов о высшей цен­ности прав и свобод человека (ст. 2), а также об их непосредст­венном действии (ст. 18) и др.

Особенности политических прав и свобод в том, что они свя­заны с обладанием гражданством государства. Это различие фик­сирует Конституция РФ, адресуя личные права «каждому» от рождения как человеку, политические – «гражданам». Послед­ние нацелены на включение личности в жизнь страны, управление ее делами. Поскольку гражданин — это лицо, обладающее устой­чивой правовой связью с государством, постольку политические права и свободы призваны укрепить эту связь. Сказанное под­тверждается содержанием ст. 31-33 Конституции Российской Фе­дерации.

Связь политических прав с гражданством может создать впе­чатление, что они производны от воли государства, носят вторичный характер и не относятся к естественным правам гражданина. Думается, это не так. Естественный характер прав гражданина определяется тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее много­национальный народ (ст. 3 Конституции РФ). Государство при­знает, соблюдает и защищает политические права гражданина так же, как и личные права человека (ст. 2 Конституции РФ). Наи­более общим, как бы объединяющим все другие политические права и свободы, является право граждан участвовать в управле­нии делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Это право ад­ресовано каждому гражданину, осуществляется в различных фор­мах как непосредственно, так и через своих представителей. Не­посредственные формы реализации рассматриваемого права — это: участие граждан в референдуме — всенародном голосовании по важнейшим вопросам государственной и местной жизни, в вы­борах в органы государственной власти и органы местного само­управления и т.д.

Примечательно, что многие формы участия граждан в управ­лении делами государства в настоящее время не используются эф­фективно. Показательны в этой связи такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов государственной влас­ти и органов местного самоуправления, невысокий интерес к дея­тельности избранного ими депутата, к участию в различного рода общественных формированиях. Представляется, что причина низ­кой правовой и политической активности граждан коренится не только в правовой сфере. Одной из основных причин неполной реализации права является экономический кризис, осложнивший взаимоотношения государственной власти и граждан, породив­ший их неверие в новые ценности.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права. Они касаются таких сфер жизни человека, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потреб­ности личности. К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции РФ, относятся:

- свобода предприни­мательской деятельности;

- право частной собственности, в том числе и на землю;

- свобода труда и право на труд в надлежащих условиях;

- право на отдых;

- охрана семьи;

- право на социальное обес­печение;

- право на жилище;

- право на охрану здоровья, на благо­приятную окружающую среду;

- право на образование;

- свобода ли­тературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;

- право пользования учреждения­ми культуры (ст. 34).

Приведенный перечень социально-эко­номических прав и свобод, по оценкам многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, также нередко не содержит необ­ходимого механизма реализации. Многие конституционные поло­жения (ст. 40 — право на жилище, ст. 33 — защита материнства и детства, ст. 43 — право на образование и др.) объективно не могут быть реализованы в полном объеме, так как не обеспечены материальными и правовыми гарантиями.

В самом деле, сложно говорить о праве гражданина на труд в условиях возрастающей безработицы, о праве на жилище в обста­новке увеличивающейся дороговизны жилья и т.д.

Сказанное подтверждает необходимость всестороннего учета социальных факторов в процессе разработки и принятия законо­дательных и иных нормативно-правовых актов. Декларирование прав, которые могут быть реализованы гражданами только в условиях экономически состоявшегося общества, приводит к тому, что человек перестает ценить, уважать право, законы. И это объ­яснимо, поскольку он не видит в праве своего надежного гаранта. В этой связи и складывается атмосфера правового нигилизма.

В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, исключительно важная роль принадлежит государству. Следует отметить, что правовое государство, несмотря на особенности, остается государством в подлинном смысле слова, т.е. организацией публичной власти. Связь личности с государством отчетливо просматривается при анализе его признаков.

Во-первых, государственная публичная власть выступает как официальный уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между личностью и обществом преиму­щественно носят государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство.

Во-вторых, государство — это территориальное устройство об­щества. Соответственно этому действуют законодательные, исполнительные органы, административно-управленческий аппарат. Как видно, действие нормативных, правовых актов по кругу лиц связано в основном с территориальными пределами их действия. Акты федеральных органов распространяются, как правило, на всю территорию РФ. Соответственно, они действуют в отношении всех лиц, находящихся на этой территории. Представляется, что в рассматриваемом плане, достаточно отчетливо просматривается связь государства, права и личности.

В-третьих, государство отличается от других организаций (по­литических, религиозных и др.) тем, что издает законы и подза­конные акты, содержащие нормы права. Система юридических норм, являясь инструментом государства, прежде всего, служит организованности общества, при которой реализуется демокра­тия, экономические возможности граждан и организаций, свобода личности. Государство посредством права стремится согласовывать интересы различных социальных групп, личности, общества, установить взаимную с личностью ответственность. Это проявляется прежде всего в установленных государством законодательных ограничениях своей активности по отношению к личности.

В-четвертых, характерным признаком государства является наличие системы налогом. В этой сфере оптимальное соотношение интересов государства и личности состоит в установлении таких налогов, чтобы, с одной стороны, не страдали интересы государства, а с другой, поддерживались интересы производителей материальных благ, людей, реализующих свои знания и способности в различных областях общественной жизни.

В-пятых, одним из важнейших признаков государства является суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Имеется в виду способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, определять права и обязанности граждан, осуществлять юрисдикцию, т.е. деятельность по рассмотрению и разрешению различных социально-правовых конфликтов с учетом приоритета прав человека и гражданина.

Таким образом, личность взаимодействует с государством через право. Законы, другие нормативно-правовые акты определяют ее юридическое состояние, права, обязанности, ответственность. Права человека – это права, которые принадлежат любому индивиду. Такие права существуют независимо от конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Они имеют высший социальный статус, выступают внешним критерием оценки любого политического строя и определяют правовой характер государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: