Авторские и структурированные пособия по математическому развитию дошкольников.
Авторы концепции дошкольного воспитания: В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.
Психологи 80-90-х Гт. XX в. П.Я. Гальперин В.В., Давыдов Н. И. Непомнящая и др.
Педагоги –методисты Е. И.Тихеева, Л.В Глаголева Ф.Н. Блехер и др.
Современное состояние теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста сложилось под влиянием следующих взглядов
Авторы теории классической системы сенсорного воспитания Ф Фребель, М. Монтессори и др.
- Создание среды, благоприятной для развития.
- Внимание к интеллектуальному развитию ребенка.
- Создание систем наглядных материалов.
- Разработка приемов развития у детей количественных, геометрических и других представлений
- Создание обстановки для успешного развития и воспитания детей.
- Разработка игровых методов обучения и подходов к их реализации.
- Конструирование содержания обучения в детском саду и подготовительных классах (в виде уроков).
-Выяснение возможностей интенсификации и оптимизации обучения детей.
- Освоение начальных математических представлений через предметные действия уравнивания и измерения. Наглядное моделирование в процессе решения арифметических задач.
- Обогащение содержания обучения и развития (связи и зависимости, логические операции и т.д.).
Ученый-исследователь А. М. Леушина (исследования 1956 г.)
- Теоретическое обоснование дочислового периода обучения детей и периода развития числовых представлений.
- Методика развития количественных и числовых представлений у детей.
- Обучение на занятиях — основной путь освоения содержания. Деление материалов на демонстрационные и раздаточные.
- Целенаправленное формирование элементарных математических представлений у детей
-Реализация идей личностно-ориентированного подхода к развитию и воспитанию детей
-Организация совместной с ребенком деятельности развивающей направленности, самостоятельной и организованной в специально созданной предметно-игровой среде.
-Активизация детской деятельности: использование проблемных ситуаций, элементов РТВ (развитие творческого воображения), моделирования и других путей развития мыслительной деятельности детей
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, 2000)
-Содержание математических представлений отнесено к познавательно-речевому направлению в развитии ребенка-дошкольника.
- Недопустимость изучения в детском саду элементов программы первого класса и «формирования у детей узкопредметных знаний и умений».
-Основы математического развития состоят в обучении умению выделять признаки, сравнивать и упорядочивать, сосчитывать и присчитывать, ориентироваться в пространстве и во времени.
Авторские методики раннего развития сейчас очень популярны. Это и понятно, ведь в раннем возрасте ребенок впитывает все, как губка, схватывая буквально на лету большой объем информации. Игры Никитина и Воскобовича, блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, игры и книги Лены Даниловой и Марии Монтессори, методики обучения чтению Домана-Маниченко, Зайцева и Чаплыгина являются помощниками в раннем развитии ребенка.
Структурированные и универсальные дидактические пособия: логические блоки Дьениша, цветные палочки Кьюизенера.
Особая роль на современном этапе обучения отводится дидактическим средствам: логическим блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера. Эти дидактические средства используются в разных странах. Отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще не достаточно. Причины этого в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а так же в недостаточном количестве соответствующей методической литературы.
Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по:
- цвету - синие, желтые, красные,
- форме - круги, квадраты, треугольники, прямоугольники,
- размеру - большие, маленькие,
- толщине - тонкие, толстые.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Число игр с блоками Дьенеша велико. Самые маленькие могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями "большой-маленький", "толстый-тонкий", "такой же", "не такой". Для более старших детей предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам. Игры, где предлагается кодировать - декодировать свойства блоков с помощью специальных символов.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками Дьенеша (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевают различными мыслительными умениями.
К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а так же логические операции «не», «и», «или».
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии сначала осваивать умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.
Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем (цвету, форме, размеру и толщине).