double arrow

ТЕМА 6. ОЦЕНКА И ВЫБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

6.1. система показателей технологических решений

При разработке изделия (технологического процесса) необходимо выполнение следующих требований:

1. Обеспечение технологичности конструкции изделия (ТКИ) - функция подготовки производства, включающая комплекс взаимосвязанных мероприятий по управлению процессом обеспечения технологичности и совершенствованию условий выполнения работ при производстве, эксплуатации и ремонте изделия.

2. Отработка конструкции изделия на технологичность - часть работ по обеспечению ТКИ, направленная на достижение заданного уровня технологичности и выполняемая на всех стадиях разработки изделия:

1) общие показатели ТКИ:

- материалоемкость - воплощенные в конструкции затраты материальных ресурсов, необходимых для производства, эксплуатации и ремонта изделия;

- энергоемкость - воплощенные в конструкции затраты топливно-энергетических ресурсов;

2) производственные показатели ТКИ:

- трудоемкость изделия при установке, монтаже и ремонте - суммарные затраты труда на выполнение технологических процессов изготовления (ремонта) изделия;

технологическая себестоимость изделия в изготовлении (ремонте) - затраты средств на осуществление технологических процессов изго­товления;

3) эксплуатационные показатели: средняя оперативная трудоемкость изделия в техническом обслуживании (текущем ремонте) за определенные периоды эксплуатации; средняя оперативная продолжительность технического обслуживания (текущего ремонта) за определенные периоды эксплуатации.

3. Разработка изделия - сложный, многоступенчатый процесс, для которого характерны три четко выраженные фазы:

1) разработка технического задания, в котором определяются исходные требования, характеристики и очертания объекта разработки;

2) разработка проектной конструкторской документации с технико-экономической проработкой инженерных решений на основании результатов научно-исследовательских работ и практического опыта;

3)разработка рабочей конструкторской документации, необходимой для изготовления изделия.

6.2. основные причины инвестиций в технологии И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Руководителями услуг, по данным анализа интервью, приведенного Национальной Академией США, определены основные причины направления инвестиций в технологии.

1. Сохранение или расширение рыночной доли. Этот параметр может использоваться как основа для получения власти на рынке и благоприятных условий поставки от поставщиков. Некоторые фирмы в сфере услуг вынуждены инвестировать большие средства в технологии для сохранения рыночной доли, даже если нет необходимости увеличивать объем выпуска или производительность.

2. Уход от рисков или альтернативных издержек. Некоторые организации инвестируют технологии, чтобы снизить или полностью избежать возможных рисков. Например, сейчас аэропорты устанавливают различные аппараты-детекторы взрывчатых веществ и оружия, рентгеновские установки для избежания террористических актов. Многие аэропорты оснащаются современными радарными системами для определения изменения скорости ветра, который вблизи или на территории аэропорта часто является причиной авиационных аварий.

3. Создание гибкости для реагирования на изменения экономической среды компании. Экономическая обстановка на рынке постоянно меняется. Изменение степени вмешательства государства в экономику страны, рост конкуренции, усложнение процессов и изменение вкусов потребителей все это вносит вклад в неопределенность и степень сложности окружающей обстановки, в которой действуют предприятия услуг. Гибкие системы информационных технологий часто помогают справиться с быстро изменяющейся обстановкой.

4.Улучшение внутренней среды компании. Многие фирмы инвестируют технологии, чтобы упростить работу сотрудников и создать благоприятную рабочую обстановку, исключив утомительные задачи и сделав работу интересней. Также использование информационных технологий улучшает процессы сбора данных и их обработку, систему прогнозирования возможностей предприятия, а следовательно, обеспечивает большую стабильность выполнения ее процессов.

5.Улучшение качества услуг и взаимодействия с клиентами. Качество и удовлетворенность потребителей сегодня находятся в центре внимания многих предприятий сферы услуг. Некоторые параметры удовлетворенности потребителей и качества услуг включают надежность, стабильность, точность и скорость оказания услуг. Когда информационные технологии использованы эффективно и компетентно, они могут позволить предприятию поставить все эти элементы на рынок для достижения долгосрочной потребительской приверженности. Инвестиции в технологии также усиливают положительное восприятие предприятия и ее услуг как среди сотрудников, так и среди потребителей.

По методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов и отбору для финансирования, утвержденным Российской Федерацией 31.03.94 № 7-12/47, экспертная оценка рисков инвестиционных проектов производится по уровням риска, который определяется как высокий, средний, низкий по следующим основным позициям:

- реальность идеи;

- наличие необходимых специалистов;

- качество управления;

- финансирование;

- безопасность;

- экология;

- взаимодействие с местными властями и населением;

- готовность среды, приспосабливаемость к среде.

При анализе рисков охватываются основные стадии проекта. Для технологической системы учитываются:

- приобретение и монтаж нового технологического оборудования;

- разработка и изготовление технологической оснастки;

- рынок;

- характеристики продукта;

- система реализации;

- реклама;

- особенности сервиса и стандарты обслуживания.

6.3. функционально-стоимостный анализ

Целью фукционально-стоимостного анализа (ФСА) является выявление наиболее экономичного варианта исполнения изделия (услуги) с точки зрения производителя и потребителя. Эта цель достигается путем поиска и применения способа получения той или иной функции с наименьшими затратами

Под ФСА понимается метод системного исследования функций объекта, направленный на минимизацию затрат, связанных с обеспечением его полезности для потребления.

Теоретической основой ФСА являются теория систем, методы системного анализа, теорема функциональной организации, методы экономического анализа. Системный подход заключается в рассмотрении объекта во взаимосвязи и взаимообусловленности его потребительских свойств.

Функциональный подход состоит в представлении объекта в виде совокупности взаимосвязанных функций с определенным характером как самих функций, так и связей между ними.

Принцип соответствия значимости и полезности функций затратам на их реализацию является следствием функционального совершенства изделия как технической системы.

Проведение ФСА состоит из нескольких этапов: 1) подготовительного, 2) информационного, 3) аналитического, 4) творческого, 5) исследовательского, 6) рекомендательного и 7) внедрения. На первых трех этапах устанавливают функции изделия, взаимосвязи между выявленными функциями, их предварительную стоимостную и качественную оценки.

На других этапах проводятся оценки нескольких типов:

- функционально-стоимостная оценка вариантов (задача дифференциаций);

- функционально-стоимостная оценка синтезированных решений по изделию в целом (задача интеграции);

- выбор оптимального варианта (задача оптимизации).

6.4. основные понятия стандартизации, метрологии И СЕРТИФИКАЦИИ

6.4.1. Общие положения

Декретом Кабинета Министров Украины № 46-93 определены основные требования, правовые и экономические основы стандартизации. Главными принципами стандартизации являются:

- ориентация на уровень развития науки и техники, экологические требования, экономическую целесообразность для производителя, а также безопасность и полезность для потребителя;

- гармонизация с международными, региональными и межотраслевыми стандартами;

- обеспечение соответствия требованиям нормативных документов и законодательных актов;

- участие в разработке нормативных документов всех заинтересованных сторон - от органов государственного управления до потребителей;

- возможность использования требований нормативных документов для сертификации продукции производственной и непроизводственной сфер. Установлены следующие категории нормативных документов по стандартизации:

1) международные;

2) межгосударственные стандарты стран;

3) государственные отраслевые стандарты;

4) технические условия;

5) стандарты предприятия.

Правила применения стандартов определяет Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации.

Обязательные требования к стандартам всех категорий:

- обеспечение безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды;

- требования к методам изменения и оценки указанных выше показателей;

- обеспечение безопасности и гигиены труда, предусмотренных санитарными нормами и правилами;

- установление метрологических норм, правил и положений, обеспечивающих достоверность измерений в одинаковых физических единицах.

В международной системе единиц (СИ) в области метрологии установлены основные, дополнительные и производные единицы физических величин (табл. 6.1).

Таблица 6.1. Международная система единиц (неполная)

*Измеряется также в градусах Цельсия, (t,°С); t = Т - 273, где Т — температура в градусах Кельвина.

Для всех физических единиц измерения имеются эталоны, хранящиеся и Палате мер и весов. Метрологическое обеспечение измерительных прибором и устройств осуществляется их периодической проверкой в соответствии с установленными временными интервалами. Проверки выполняются специализированными лабораториями, аттестованными органами стандартизации, метрологии и сертификации государственного или регионального подчинения. Например, бытовые счетчики холодного и теплового водоснабжения должны проходить проверку через два года. Все установленные бытовые счетчики должны быть опломбированы.

6.4.2. Системы стандартов

Основополагающим для национальной системы стандартизации является ДСТУ 1.1, в котором указывается все, что должно быть стандартизованным.

Различаются три основные группы объектов стандартизации:

1) полезный потребителю или обществу результат деятельности, который может быть таким:

- предмет (продукты и материалы, изделия, транспортные средства, сооружения, которые за время эксплуатации теряют свой ресурс);

- услуга, которая касается разных сфер деятельности (информационная, торговая, туристическая, развлекательная и т.д.);

- документ - нормативная, техническая и технологическая документация, компьютерная модель и др.;

2) человеческая деятельность, направленная на получение полезного результата. По ДСТУ ISO 9000 процесс - совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая превращает входы в выходы;

3) окружающая среда.

Стандарты, разработанные Международной организацией по стандартизации, имеют серию ISО, следующие затем цифры из 4-5 знаков соответствуют принятой классификации по назначению или отрасли производства. Так, серии ISО 9000 и 14000 предусматривают количественную оценку качества и экологической чистоты продукции, а также экологичности предприятия.

При Международной академии информатизации, являющейся ассоциированным членом ООН, образован Методический центр системы сертификации качества (ССК), зарегистрированный Госстандартом РФ. Донецкая торгово-промышленная палата совместно с разработками ССК осуществляет сертификацию качества товаров и услуг на предприятиях Донецкой области по двум направлениям: сертификат качества и экологический стандарт.

Национальная система стандартов имеет серию ДСТУ (Державний стандарт України), а для отрасли строительства и строительных материалов -ДБН (Державні будівельні норми). Разработка последних и контроль за их исполнением возложены на Министерство по делам строительства и архитектуры Украины. Кроме того, специальными распоряжениями Госстандарта Украины действует ряд ГОСТов на базе разработанных бывшим Госстандартом СССР.

Серия ISО 9000 нашла отражение в таких стандартах ДСТУ:

- ISО 9000-2001. Системи управління якістю. Основні положения та словник. - К.: Держстандарт України, 2001;

- ISО 9000-2001. Системи управління якістю. Вимоги. - К.: Держстандарт України, 2001;

- ISО 9000-2001. Системи управління якістю. Настанови щодо поліпшення діяльності. - К.: Держстандарт України, 2001.

По оформлению научных отчетов в Украине действует ДСТУ-3008-95. Документация. Отчеты в сфере науки и техники.

6.5. сертификация продукции и услуг

Процесс сертификации - это выполнение системы проверок независимой от продавца и потребителя третьей организацией, которая удостоверяет в письменной форме, что данный продукт, система обслуживания, предприятие соответствуют установленным нормам и требованиям (стандартам или техническим условиям). Документом может быть сертификат соответствия, знак соответствия, сертификат системы качества.

Сертификация позволяет реализовывать единый подход к оценке качества продукции, предоставления услуг. Технология сертификации системы обслуживания:

1. Оценка имеющейся системы обслуживания потребителей на соответствие требованиям ISО 9000; 2000.

2. Определение необходимых изменений.

3. Разработка программ обслуживания потребителей.

4. Определение и внедрение новых технологий обслуживания и услуг.

5. Разработка руководства по обслуживанию потребителей.

6. Предварительная встреча с аудитором для анализа документации по системе обслуживания.

7. Аудит обслуживания потребителей.

8. Получение сертификата соответствия.

Сертификат системы качества - это свидетельство, выданное по правилам системы сертификации и удостоверяющее соответствие системы обслуживания потребителей заданному стандарту.

Сертификация может быть обязательной (законодательно-регулируемой) и добровольной. В первом случае она связана, как правило, с безопасностью, охраной окружающей среды, здоровьем потребителей. Цель добровольной сертификации - создание условий для повышения конкурентоспособности услуги, а также для получения определенных гарантий фактического качества объектов, кредитования и страхования.

Сертификацию осуществляют органы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке. В сфере услуг функции органа по сертификации выполняет Госкомитет и организации, отвечающие требованиям независимости и компетентности, а также прошедшие аккредитацию, имеющие лицензию и не менее двух аккредитованных экспертов в штате, аттестованных для проведения этих работ.

Обязательным условием сертификации предприятий является наличие за­ключения государственных служб (пожарной, санитарной, технического и других органов надзора) о соответствии нормам безопасности.

Порядок проведения сертификации (подача заявки, выбор схемы, методика проведения сертификационных проверок, выдача сертификата, заключение договора на инспекционный контроль) определен нормативными документами. Срок действия сертификата устанавливает орган сертификации, но не более чем на три года. При отрицательных результатах сертификационных проверок или отказе заявителя от оплаты работ по сертификации орган выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.

При добровольной сертификации заявитель сам определяет документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация на условиях договора между заявителем и органом по сертификации, аккредитованным в системе.

Юридические и физические лица, а также органы госуправления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданскую ответственность.

'Предприятие разрабатывает и внедряет систему качества в соответствии с ISО серии 100, сертифицирует ее в органе сертификации систем качества и предоставляет копию сертификата качества в орган сертификации.

6.6. система штрих-кодирования

Методология классификации современных систем технологий базируется на нормативно-методической базе, стандартах различных уровней (международных, государственных, отраслевых, предприятий). Требования к продукции должны соответствовать системе сертификации и классификации товарной продукции, например, путем штрихового кодирования. В рыночных условиях возникла необходимость создания справочно-информационных систем для поиска потенциальных клиентов и партнеров. Основой создания таких справочных изданий является статистический метод группировок. Примером может быть справочник «Компас», в котором все виды деятельности разбиты на укрупненные классы: продукты и сырье, производство, строительство и коммунальные работы, торговля, туризм, транспорт, связь, услуги, отдых. Эти классы кодируются на двухзначном уровне по отраслям, затем на четырехзначном уровне - по направлению деятельности. По такой схеме осуществляется кодирование в других системах, например единая система конструкторской документации (ЕСКД), товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, штриховое кодирование и др.

Штриховое кодирование в оптовой торговле полностью исключает ручной труда за счет автоматизированного формирования товарных партий. Внедрение товарного кодирования в розничной торговле позволяет увеличить объем продаж до 30%, ускоряет проведение инвентаризации, исключает обман покупателей при продаже подделок.

Впервые штриховое кодирование стали применять в США в 60-е годы при идентификации железнодорожных вагонов. В 1973 г. был разработан универсальный код, имеющий следующие преимущества:

- считывается в любом направлении независимо от места его расположения на упаковке;

- более устойчив к износу и повреждениям.

В 1977 г. была учреждена Международная ассоциация о товарной нумерации - система ЕАН (European Article Numbering), которая применяется более чем в 60 странах.

Код ЕАН это набор цифр и штрихов, расположенных по особой сис­теме. Набор цифр из 13 знаков называется кодом полной длины и разделяется на четыре части:

- первые 2-3 цифры обозначают код страны (для США и Канады - 00-13, России - 460-469, Украины 482, Венгрии - 599 и т.д.);

- следующие 4-5 - код изготовителя;

- следующие 5 - код для идентификации товара;

- последняя цифра - контрольная (для проверки правильности кода, определяется расчетом).

Код страны присваивается Ассоциацией ЕАН, остальные национальными организациями. Для изделий в мелкой расфасовке применяется код сокращенной длины, состоящий из восьми цифр. Штриховое изображение состоит из четырех зон (двух светлых, двух темных), которые формируются семью сегментами (модулями). Код шифровки с помощью сканера и ПК, имеющего в памяти образцы кодов, переводит их в соответствующее буквенное и цифровое обозначение.

Товарное кодирование с помощью машиночитаемых штриховых кодов получает широкое распространение.

6.7. УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Согласно ISО 8402 качество - это совокупность характеристик объекта, определяющих его способность удовлетворить потребности.

По ДСТУ ISО 9000, качество - это уровень, до которого совокупность характеристик удовлетворяет предъявляемые или ожидаемые требования, которые могут быть общепринятыми или обязательными.

Можно также считать, что качественным является товар, который имеет спрос на рынке.

Качество должно поддерживаться в течение всего жизненного цикла товара, объекта и др., включающего такие укрупненные этапы: изучение потребности рынка и прогноз ее развития, конкретизация требований к качеству продукции, разработка продукции и технологии ее производства, изготовление, доведение до потребителя, техническое обслуживание, утилизация отходов и остатков, не нашедших сбыта.

Имеется понятие брак, т.е. наличие дефектов. По ДСТУ ISО 9000, дефект - несоответствие требованию, предъявляемому ожидаемым или фактическим потребителем. Это относится как к потребительским качествам, так и к требованиям безопасности.

Перевод экономики на новые условия хозяйствования требует совершенствования управления НТП, одной из главных задач которого является качество технологических решений. Оно обеспечивается на основе учета следующих условий:

1. Необходимость интенсивного развития экономики требует экономного и рационального использования первичного сырья, т.е. внедрения малоотходных и безотходных технологий, что обеспечивает также снижение загрязнения окружающей среды. Известно, что всего 1% сэкономленных ресурсов обеспечивает ежегодное увеличение национального дохода на 1,2 млрд. грн.

2. Переход на технологии замкнутого цикла как безотходного технологического процесса, например, при переработке качественных отходов на месте.

3. Организация целенаправленной системы планирования, главным рычагом является перевод всех звеньев замкнутого технологического цикла на хозрасчетные отношения.

4. Организация замкнутого цикла, сочетающего традиционные и новые технологические процессы.

5. Внедрение системы стимулирования, основанной на реализации интересов участников жизненного цикла безотходных технологий.

Классические представления об оценке качества товара и услуги сводились к определению степени соответствия качества установленному стандарту. Однако при таком подходе из системы обеспечения качества исчезал потребитель. Концепция всеобщего управления качеством позволяет учесть взаимоотношения между повышением качества товаров (услуг) и расходами, доходами, долей рынка и производительностью. Эта система всеобщего управления качеством (Т(ЗМ) развивается с конца 1950-х годов. В США с 1988 г. был создан федеральный институт качества. Система является социально ориентированной, поощряющей участие в повышении качества продукции11.

Таким образом, в концепции подхода к качеству продукции и услуг должны иметь приоритет следующие подходы:

1) ориентировка на продукт с определением количественных характеристик, например длительности выполнения заказа, объема спроса на продукт. Но здесь не учитываются различия во вкусах и предпочтениях отдельных клиентов;

2) ориентировка на потребителя, т.е. качество определяется с точки зрения потребителя как пригодность к использованию - качество перед глазами очевидца;

3) ориентировка на производство, т.е. соответствие установленным требованиям. Например, если услуга авиалинии допускает прибытие с отклонением от графика на 15 мин, то уровень качества может быть оценен с помощью сравнения фактического прибытия с заявленным в расписании.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по тематическому модулю № 1

1. Ваше понятие производственной и непроизводственной сфер, их единство и различия.

2. Раскройте сущность понятий и взаимосвязи: технологические операции, технологические процессы, техника, системы технологий; приведите обобщенную или конкретную схему для предприятия.

3. Охарактеризуйте технологию и ее составляющие как теоретическую и прикладную отрасли знаний.

4.Основные этапы развития технологии как науки, их хронология и краткая характеристика сущности и особенностей.

5.Принципы и содержание научной (теоретической) и практической технологии.

6. Группы параметров технологического процесса (ТП), характеристика системы Вход - ТП - выход.

7. Дайте характеристику эволюционного и революционного путей развития технологий и их систем. Приведите примеры.

8. Охарактеризуйте модель жизненного цикла технологической единицы, их связь с экономическими и техническими периодами.

9. Три основных теоретических показателя развития технологии как науки, количественные и качественные характеристики.

10.Фундаментальные законы, которым должны отвечать технологиче­ские системы.

11 .Покажите роль развития технологий микробиологического синтеза и микроэлектроники.

12.Основные перспективные направления технологий энергетики.

13.Значение разработки и внедрения замкнутых технологических сис­тем, приведите примеры.

14.Ваше понятие «гибкие автоматизированные системы», перспективы их разработки на базе взаимодействия новейших технологий.

15.Прокомментируйте классификацию методов интенсификации тех­нологических процессов (по учебному пособию Остапчука И.В. и др., стр 65). Какой принцип заложен, опишите составляющие способов интенси­фикации.

16.Осветите роль энерго- и ресурсосбережения в совершенствовании систем и технологий.

17.Научные способы интенсификации технологических процессов.

18.Роль повышения коэффициента использования оборудования пути его обеспечения.

19.Ваше понимание принципа оптимизации технологических операций, принцип Парето.

20.Основные цели и составляющие социальной технологии, ее приори­тетные направления.

21.Характеристика комплекса информационных технологий, его влияние на научно-технический прогресс.

22.Современные направления использования новых технологий в производственных процессах.

23.Прокомментируйте основные математические зависимости, характеризующие технологический процесс и их иерархические уровни.

24. Содержание системного подхода в совершенствовании технологии производства и области его применения.

25.Понятие «качество продукции» и системы качества.

26.Представьте модель ценности услуги и ее отличие от составляющих понятия качества услуги.

27.Основные составляющие имиджа предприятия и пути его создания и поддержания.

28. Охарактеризуйте смысл понятий: новшество, инновация, инновационный процесс. Возможные области применения инноваций.

29.Условия внедрения инновационных технологий в производственной и непроизводственной сферах.

З0. Приведите периодизацию научно-технического прогресса по наиболее существенным признакам (по отраслям, по техническим новшествам и др.) по Вашему мнению.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по тематическому модулю № 2

1. Факторы, влияющие на себестоимость товара (услуги) и показатели экономичности технологического процесса.

2. Показатель уровня технологии (по В.А. Трапезникову).

3. Понятие комплексной системы качества продукции и ее характеристика на различных этапах жизненного цикла продукции.

4. Группа надежности продукции промышленного производства и определение показателя надежности системы.

5. Модели распространения технологий по Солтеру, Мэнсфилду и Дейвису.

6. Экономические понятия «эффект» и «эффективность», принципы, учитываемые при определении целесообразности инвестиций в технологию (по П.А. Орлову)

7. Показатели экономической оценки технологический инноваций (минимум приведенных затрат, срок окупаемости, коэффициент рентабельности).

8. Методы экономической оценки дополнительных эффектов инноваций (четыре метода).

9. Понятие «конкурентное преимущество» и значение технологии в ею обеспечении (с примерами).

10. Пути обеспечения конкурентного преимущества с помощью технологии (по Л. Бери).

11. Основные причины необходимости инвестиций в технологии (из опыта США).

12. Оценка эффективности и рисков инвестиционных проектов.

13. Требования к разработке технологического процесса изготовления изделия и технологичности его конструкции (ТКИ).

14. Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА) разработки изделия (услуги), его этапы.

15. Основные принципы стандартизации категории нормативных документов по стандартизации.

16. Понятие метрологии, основные и производные единицы системы ГЧ.

17. Объекты стандартизации. Международные и национальные системы стандартов (привести примеры для сферы услуг).

18. Понятие процесса сертификации продукции и услуг, документы сертификации.

19. Технология осуществления сертификации системы обслуживания, виды сертификации.

20. Три схемы сертификации гостиничных услуг.

21. Понятие системы штрих-кодирования, виды кода ЕАН.

22. Понятие «качество» по системе ISО, национальные стандарты качества.

23. Пути обеспечения качества технологических решений и приоритетные подходы к достижению этой задачи.

24. Дайте определение экономическим показателям, по которым оценивается уровень технологии. Охарактеризуйте показатель В.А Трапезникова.

25. Уровни надежности для изделий промышленного производства, порядок расчета уровня надежности системы. Дайте пример определения количества отказов за 200 ч работы системы из 20 элементов уровня 8 (0,5;10 5отк/ч)

26. Охарактеризуйте S - образную логистическую кривую распространения инноваций.

27. Понятие «эффект» и эффективность инноваций, принципы оценки привлекательности инноваций для инвестиций.

28. Методика определения критерия минимума приведенных затрат, срока окупаемости капиталовложений, коэффициента их рентабельности и другие приоритеты для принятия решения об инвестициях.

29. Охарактеризуйте четыре основные метода стоимостной оценки инноваций в технологии.

30. Определите возможное количество отказов за квартал для следующей системы:

количество элементов - 40;

уровни надежности - Я - для 40% элементов; 5 - для остальных 60%;

Работа в сутки: 2 смены по 8 ч, число рабочих дней в квартале - 75 сут. Частота отказов на один элемент для уровня К 20 х/ О'1 отк/ч, 5-0,5хЮ"5отк/ч


Сейчас читают про: