Тема 3. Принципы, методы сбора и анализа краеведческой информации

Тема 2. Объекты и источники краеведческого туризма

В качестве объектов краеведческого туризма могут быть:

- памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства;

- здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;

- природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;

- экспозиции государственных и народных музеев картинных галерей, постоянных и временных выставок;

- памятники археологии - городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;

- памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство.

В организации туристско-краеведческой работы следует придерживаться следующих принципов:

- осуществлять комплексный подход, т.е. всестороннее изучение родного края – природы, хозяйства, литературы, этнографии, искусства, народных промыслов, традиций и обычаев и т.п.;

- соблюдать систематичность и непрерывность организации процесса изучения родного края, только в этом случае краеведческая работа даёт эффективные результаты;

- обеспечивать поисково-исследовательский характер изучения родного края, что способствует формированию и развитию познавательной деятельности и интереса, овладению элементарными приемами научного исследования, умениями и навыками самостоятельной работы, развитию творческих способностей.

Активность, целенаправленность и результативность туристско-краеведческой работы во многом зависит от системы методов познания края. В краеведении широко используются как всеобщие, общенаучные, так и частные методы. К всеобщим методам относятся диалектический, индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогии и др. Для получения эмпирических знаний используются наблюдения и измерения.

В системе общенаучных методов выделяются логические, математические, статистические, информационные, описательные и др.

Среди частных можно выделить описательный метод, он является наиболее традиционным в краеведении. Сравнительно-географический метод заключается в сопоставлении отдельный территориальных частей изучаемой территории по характеристикам природной среды, результатам хозяйственной деятельности, развитию инфраструктуры, параметрам жизнедеятельности людей. Картографический метод позволяет создать модель территории, которая наиболее полно отражает территориальную структуру и функции местности, размещение населения и производительных сил. Тематика современных картографических произведений настолько расширилась, что позволяет охватить все компоненты человеческого бытия в пространстве и времени, все процессы, явления, связи и отношения развития территории края.

Для выявления степени влияния окружающей природной среды на жизнедеятельность людей и антропогенного воздействия на природу используется система оценочных методов. Она позволяет определить комфортность среды, экологическую чистоту ландшафтов, инфраструктурную обустроенность территории. Критериями оценки являются состояние геобиоценозов, благополучие и здоровье людей, геодемографическая ситуация и уровень жизни населения. В краеведении широко используются методы социологического анализа. В частности для выявления мнения людей об условиях жизни и труда применяются анкетирование, интервьюирование, опросы общественного мнения и др.

Первичная краеведческая информация собирается в ходе полевыхэкспедиционныхработ. Сбор первичной информации сопровождается визуальными наблюдениями и измерениями на местности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: