Тема 6. Методология творчества

Лекция 7. Современные методы генерирования идей. Методы мозговой ата­ки. Функционально-стоимостной анализ технических объектов (ФСА). Порядок проведения ФСА. Сбор и анализ информации.

Методы мозгового штурма, или мозговой атаки (МА), основываются на сле­дующем психологическом эффекте. Если взять группу в 5—8 человек и каждому предложить независимо и индивидуально высказывать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, то в сумме можно получить N идей. Если предложить этой группе коллективно выска­зывать идеи по этой же задаче, то получится Л идей. При этом оказывается, что Л намного больше N.

Обычно за 15—30 мин коллективно высказывается (при соблюдении правил МА) от 50 до 150 разных идей, а при индивидуальной работе только 10—20 идей.

Во время сеанса МА происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву. В одном из американских руководств по методу МА говорится: «99 процентов ваших конструктивных идей возникает подобно элек­трической искре при «контакте» с мыслями других людей».

В связи с этим Г. Я. Буш, известный советский специалист по эвристиче­ским методам технического творчества, пишет: «Мозговая атака, предложенная А. Осборном, представляет собой применение эвристического диалога Сократа с ши­роким использованием механизма свободных ассоциаций творческого коллектива и одновременно созданием путей той или иной психоэвристической настройки оп­тимального микроклимата для творчества».

Современные методы МА имеют далекую предысторию, уходящую в XVI— XVII века — время расцвета смелых морских путешествий. В это время в морской практике вырабатывается порядок действий на случай, когда судно терпит аварию или бедствие. В таких экстремальных ситуациях капитан судна (или оставшийся в живых старший по положению) проводит со всей оставшейся командой непро­должительный корабельный совет, на котором каждый должен высказывать свои предложения по устранению возникших затруднений и опасностей. При этом со­блюдался строгий порядок выступавших. Сначала высказывались юнги и младшие матросы, затем старшие матросы и т. д. до капитана. Такая процедура стимулиро­вала мышление более старших и опытных людей, которые приходили к более тол­ковым и приемлемым идеям.

Современные методы МА возникли и были развиты в США. Их основателем считается морской офицер А. Осборн, который во время второй мировой войны был капитаном небольшого транспортного судна. Однажды судно под его коман­дованием везло груз в Европу и оказалось без надежной охраны и прикрытия. В это время была получена радиограмма о скором нападении немецких подводных лодок. А. Осборн собрал всех на палубе, сообщил о готовящемся нападении и по­просил каждого подумать и высказать свои соображения по поводу того, что необходимо сделать, чтобы предотвратить гибель судна, которое не имело эффек­тивных средств защиты. Один из матросов сказал, что нужно всей команде встать вдоль борта, к которому будет приближаться торпеда, дружно дуть на торпеду и «отдуть ее в сторону».

На этот раз встреча с подводными лодками не была роковой. Однако выска­занная матросом смешная абсурдная идея оказалась плодотворной. Когда судно вернулось на свою базу, А. Осборн по разработанным в пути эскизам изготовил вентилятор, создающий мощный направленный поток воды, и этим вентилятором в одном из рейсов действительно «отдул» торпеду от борта.

Так у А. Осборна родилась идея создания метода коллективного поиска идей для устранения затруднительных ситуаций. После войны он разработал ме­тод мозговой атаки и создал свою школу подготовки изобретателей и ра­ционализаторов.

Методы МА представляют собой эмпирически найденные эффективные способы решения творческих задач. С точки зрения психологии, кибернетики и других наук феномен МА остается белым пятном, которое требует серьезного и глубокого изучения. Такие исследования, несомненно, обеспечат значительное по­вышение эффективности этого популярного и широко распространенного метода.

Методы МА рекомендуются для изучения в числе первых и обязательных эвристических методов при подготовке изобретателей, Это вызвано рядом причин, кроме уже отмеченной его высокой эффективности. Изучение методов МА не требует специальной подготовки, и они осваиваются легко и быстро как учащимися средних школ и молодыми рабочими, так и опытными конструкторами. В послед­нее время оправдали себя и прогрессивно развиваются различные формы коллективного технического творчества (творческие группы, бригады и т. п.). Для этих форм метод МА представляется наиболее естественным и подходящим. И еще од­но достоинство МА — универсальность метода и весьма широкая область его

применения.

Мозговую атаку целесообразно использовать:

при решении изобретательских и рационализаторских задач в самых раз­личных областях техники;

при самых различных постановках задачи (по форме, детальности и глубине проработки);

на различных этапах решения творческой задачи и на различных стадиях разработки и проектирования изделий;

в сочетании с другими эвристическими методами.

Удивительная универсальность методов МА позволяет с их помощью рас­сматривать почти любую проблему или любое затруднение в сфере человеческой деятельности. Это могут быть также задачи из области организации производства, сферы обслуживания, бизнеса, экономики, социологии, уголовного розыска, воен­ных операций и т. д., если они достаточно просто и ясно сформулированы.

МЕТОД ПРЯМОЙ МОЗГОВОЙ АТАКИ Формулировка задачи. Постановка задачи перед творческой группой — участниками МА может иметь самую различную форму и содержание. Однако в ней должны быть четко сформулированы два момента:

что в итоге желательно получить или иметь;

что мешает получению желаемого.

Задачу может сформулировать внешний заказчик, руководитель творческой группы или ее член. Важно одно, чтобы перед сеансом МА имелась достаточно исчерпывающая четкая постановка задачи, желательно в документальном виде. Постановка задачи для МА должна также отличаться краткостью изложения.

В соответствии с рекомендациями гл. 7 постановка задачи может быть дана в виде описания проблемной ситуации (операция 1). Иногда имеет смысл дать бо­лее детальное изложение постановки, когда описание проблемной ситуации до­полняют предварительной формулировкой задачи в соответствии с операцией 5.

Главное содержание поставки задачи (операция 1) содержится в ответах на вопросы а) и б). Ответы на вопрос г) и частично на вопрос а) должны стимулиро­вать и вдохновлять членов творческой группы на активную деятельность, чтобы предлагаемая задача стала для них главной задачей, которую необходимо неот­ложно решить.

Если формулировка задачи содержит очень специальные и малопонятные термины для специалистов из смежных или других областей, то необходимо сде­лать вторую редакцию предварительной формулировки без специальных терми­нов.

Формирование творческой группы. Наиболее эффективное число участ­ников в творческой группе для проведения сеанса МА составляет 5—12 человек, хотя допустимо и меньшее (до 3) и большее число участников.

Как правило, творческие группы состоят из двух подгрупп: постоянное ядро группы и временные члены. Ядро группы постепенно отбирается при решении различных задач методом МА. В ядро группы входят ее руководитель и сотрудни­ки, легко и плодотворно генерирующие идеи, а также хорошо знающие и соблю­дающие правила игры (правила для участников сеанса МА).

Временные члены приглашаются в зависимости от характера и содержания предстоящей задачи. В творческую группу никогда не включаются прирожденные скептики и критиканы. Временные члены служат необходимым и гармоничным дополнением к ядру группы, обеспечивающим выполнение следующих рекомен­даций: число специалистов по решаемой задаче должно быть не более половины; в состав группы целесообразно включать специалистов-смежников (конст­рукторы, технологи, экономисты, снабженцы и. т. д.), которые обеспечат ком­плексное и всестороннее рассмотрение задачи; в состав группы желательно включать женщин, которые весьма практично и оригинально мыслят, стимулируют и повышают дух соревнования среди мужчин; наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, на который об­рушивается ничем не ограниченная критика. Объектом обратной МА может быть конкретное изделие или его узел, технологический процесс или его операция, сфе­ра обслуживания и т. д.

Обратная МА может быть использована при решении, например, следую­щих вопросов и задач:

уточнение постановки изобретательских и рационализаторских задач;

разработка технического задания или технического предложения;

экспертиза проектно-конструкторской документации на любой стадии раз­работки (техническое задание, техническое предложение, эскизный, технический или рабочий проект, экспериментальный или опытный образец);

оценка эффективности закупаемых изделий.

Формулировка задачи. Формулировка задачи для обратной МА должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

а) Что представляет собой объект, который требуется улучшить?

б) Какие известны недостатки объекта, связанные с его изготовлением, экс­плуатацией, ремонтом и т. д.?

в) Что требуется получить в результате МА?

г) На что нужно обратить особое внимание?

Изложение по п. а) желательно сопроводить наглядным эскизом, слайдами, кинофильмом, показом макета и натурного образца («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Наиболее полно и объективно информация по п. б) может быть собрана у изготовителей, пользователей, наладчиков и ремонтников.

По п. в) МА должна дать максимально полный список недостатков и дефек­тов у рассматриваемого объекта. Во время сеанса МА мы должны прозорливо уга­дать все будущие недостатки на 10—20 лет вперед, чтобы полученный полный список недостатков обеспечивал наиболее длительную конкурентоспособность созданного объекта.

По п. г) нужно указать, в каком направлении особенно нетерпимы недостат­ки и дефекты (например, прочность определенных деталей, надежность работы системы, экономия жидкого топлива, охрана окружающей водной среды и т. п.).

При составлении формулировки задачи следует также принять во внимание рекомендации п. 2 гл. 8.

Формирование творческой группы. Здесь остаются в силе рекомендации п. 2 гл. 8, кроме одного пожелания. В творческую группу необходимо включить технологов, наладчиков, ремонтников, эксплуатационников, работников по сбыту и продаже.

Правила для участников сеанса МА. Эти правила совпадают с правилами проведения прямой МА. Помещение должно быть по возможности нейтральное (лучше не кабинет директора) и не шумное. Лучше всего сидеть за круглым или П-образным столом, чтобы все друг друга видели.

Весьма повышают эффективность различные мероприятия по психологиче­ской настройке и психоэвристическому стимулированию, например: показ перед МА короткометражного фильма, заставляющего забыть заботы дня, или фильма, актуализирующего постановку задачи;

включения негромкой фоновой музыки во время сеанса МА;

показ натурального образца, макета или эскиза объекта, который требуется улучшить;

показ на экране аналогичных объектов, случайно выбранных предметов или слов (существительных и глаголов);

угощение чаем или кофе;

объявление перед сеансом о гонораре, вручаемом сразу после окончания со­вещания (это могут быть интересные сувениры, билеты в сауну, лотерейные биле­ты или деньги, действительно новая и смешная миниатюра, которую участники будут с удовольствием пересказывать своим знакомым и т. п.).

Запись и оформление результатов МА. Фиксирование идей, высказывае­мых во время сеанса МА, производится одним из трех способов:

среди участников имеется стенографист (можно записывать и не стеногра­фическим текстом); с помощью магнитофона; каждый участник после высказывания записывает свою идею.

После сеанса проводится быстрое коллективное редактирование полученно­го списка идей с полукритическим отношением. При этом участники МА быстро отбрасывают наименее приемлемые и абсурдные идеи. Они могут также усилить и конкретизировать высказанные идеи и дополнить список новыми идеями, возник­шими во время редактирования. Все полученные идеи желательно разделить на три группы: наиболее приемлемые и легко реализуемые для решаемой задачи, наиболее эффективные и перспективные, прочие.

Отредактированный и оформленный список передается заинтересованным лицам для дальнейшей более детальной оценки и проработки с точки зрения патентоведения и использования в проектно-конструкторских разработках.

После принятия решения об оформлении отдельных идей (в виде рациона­лизаторских предложений, заявок на изобретение, технических предложений для проектирования и т. д.) уточняется и определяется список авторов с руководите­лем группы, а затем согласуется со всей творческой группой, участвовавшей в се­ансе МА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: