Мыслительные операции, связанные с речью

Факторы порождения речи

Речь ребенка формируется под влиянием языковой способности. Языковая способность – это совокупность 3-х факторов.

1. Социальный фактор (речевое окружение ребенка).

Ребенок должен расти в речевой среде, т.к. из этого речевого окружения ребенок «выуживает» правильную языковую норму. Языковых норм много:

- нормативное произнесение звуков,

- слоговая норма

- морфемная норма

- семантическая норма

- норма соединения слов в предложение

- норма соединения предложений в тексте

Кроме этого существует норма литературного языка и диалектная норма.

2. Физиологический фактор (ребенок должен быть здоров).

Для полноценной реализации речевой функции необходима нормативная работа всех анализаторных систем:

- речедвигательный анализатор – дает возможность говорить ребенку самому (кинетическая и кинестетическая организация движений)

- речеслуховой – воспринимать и понимать речь

- зрительный анализатор – формирует связь слова с предметом и «добывает» значение слова

3. Психологический фактор

У ребенка должны быть сформированы элементарные психические процессы (гнозис и праксис) и высшие психические функции (внимание, память и мышление).

Ребенок видит указательный жест матери и следом за ним слышит слово.

Зрительное восприятие помогает установить соотношение между предметом и его именем.

Тактильное восприятие помогает накопить в речи прилагательные.

Слуховое восприятие позволяет различать неречевые шумы, определять направление звука и является базой для развития фонематического слуха.

Память. Следует различать кратковременную (рабочую) и долговременную память. Кроме этого память имеет свою модальность: зрительная, слуховая. Зрительная память по объему всегда больше, чем слуховая. Последовательное запоминание необходимо:

- для развития фразовой речи

- для формирования любого вида анализа

Мышление. Взаимоотношение мышления и речи является центральной проблемой логопедической науки.

Л.С. Выготский считал, что речь первична, а мышление вторично. Они развиваются как независимые друг от друга процессы. Но в определенном возрасте наступает перекрест, что дает нам интеллектуальную речь и речевое мышление (в 2.5 года).

Существует мнение. Что мышление в своем развитии обгоняет речь. Способность ребенка мыслить побуждает его говорить.

I. ОБОБЩЕНИЕ

Существует 4 уровня обобщения, каждый из которых формируется к определенному возрасту

1. Группировка предметов через слово – 1г.3 месяца

2. Группировка предметов по внешним признакам (цвет) – к 2 годам

3. Родово-видовые обобщения(овощи - фрукты) – к 3 годам

4. Логический тип

II. Сериация – это способность разложить вряд предметы по нарастанию иди убыванию ведущего признака

III. Сравнение – это нахождение сходных и различных признаков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: