Восприятие букв и слов

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Восприятие речи представляет собой проникновение в лежащий за знаковой формой речи смысл. На всех уровнях восприятия реципиент стремится приписать смысл языковым структурам. Так, даже такая фраза из псевдо­слов (придуманная Л.В.Щербой), как (1) может быть истолкована как имеющая смысл на основании знаний о закономерностях сочетаний языко­вых элементов в речи. (1) Глокая куздра ште.ко будлащла бокра и кудрячит бокрёнка.

Восприятие письменной речи осуществляется саккадическими (скачкообразными) движениями глаз, причем смысл осознается во время остановки движения. Даже если слова несут ошибку, но напоминают слова, знакомые реципиенту, они воспринимаются как знакомые. Особенно ясно это проявилось в экспериментах с тахитоскопом. (2а) tobxcco воспринимается в тахитоскопе как tobacco; (26) Shakesbeth Масреаге воспринимается как Shakespeare Macbeth.

В том случае, если значение слова конкурирует с его формой, возника­ет затруднение при чтении. Так, слово black, написанное красным цветом будетвоеприниматься медленнее, чем написанное привычно (Stroop effect).

Слово, написанное разными по размеру буквами, также будет более
трудным для восприятия.(таб. Стр25)

Восприятие слова определяется помимо прочего его непосредственной дистрибуцией и многозначностью: (4а) The python cauaht the mouse. (46) John caught the mouse. (An) John caught the ball.

При понимании многозначного слова несколько его смыслов конкури­руют между собой до тех пор, пока слово не получает своего определенного контекстуального значения. (5) Rumour had it that, for years, the government building had been plagued

with problems. The man was not surprised when he found several spiders,

roaches, and other buss in the corner of his room.

Параллельное зрительное предъявление слов, контекстуально соответ­ствующих и несоответствующих значению многозначного слова, показы­вает, что в момент восприятия многозначного слова оно воспринимается как несущее два смысла и лишь только после восприятия определяющего контекста оно получает нужное значение.(таб. Стр25)

Восприятие слов определяется также их соотнесенностью с другими словами того лее семантического пространства. (6а) A canary can sing. (66) A canary can fly. (6в) A canary has skin.

Присущая канарейке способность летать (6а) определяется ее принад­лежностью к классу птиц. Наличие же кожи (6в) связано с ее принадлеж­ностью к классу животных. Однако, семантическое расстояние между пени­ем (6а) и полетом (66), с одной стороны, будет меньше, чем между пением (6а) и наличием кожи (6в), с другой. Иными словами, восприятие (6в) бу­дет более трудным в силу того; что слово канарейка в языковом сознании носителя языка ближе к классу птиц, чем к классу животных.

При предъявлении в тахитоскопе слова будут опознаваться как осмыс­ленные быстрее в том случае, если они близки между собой ассоциативно (7а), и медленнее, если они далеки (76).

При восприятии слова и понимании всего смысла речи важны и его эмоциональность и оценочность. Так, две группы испытуемых, отвечая на один и тот же вопрос о скорости движения машины, по-разному ответили на него в зависимости от того, какой глагол использовался в вопросе: ней­тральный или содержащий экспрессию.

(8) "About how fast were the cars going when they hit each other?"

(9) "About how fast were the cars going when they smashed into each other?"

При формулировке вопроса (8 - столкнулись) скорость движущихся на экране автомобилей была определена испытуемыми в среднем как 55.7 км/час, а при вопросе, заданном в форме (9 - врезались), как 65.3 км/час.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: