Механизм вероятностного прогнозирования

При восприятии речи реципиент проявляет активность, которая за­ключается в том, что он опирается на свой прошлый опыт (как речевой, так и неречевой), производит эквивалентные замены, осуществляет вероят­ностное прогнозирование. Зависимость восприятия от прошлого опыта (апперцепция) окажет влияние на то, что реципиент услышит после улич­ного происшествия:

(33) Расскажите мне // об аварии // о Баварии.

В процессе восприятия речи реципиент сам прогнозирует, что он мо­жет услышать или прочитать на следующей странице или строчке. Дж.Миллер описывает прогнозирование так: "Слушатель начинает с пред­положения о сигнале на входе. На основе этого предположения он порожда­ет внутренний сигнал, сравниваемый с воспринимаемым. Первая попытка, возможно, будет ошибочной; если так, то делается поправка и используется в качестве основы для следующих попыток, которые могут быть точнее".

Возникающая таким образом "нервная модель обстановки" (П.К.Анохин) оказывается под воздействием "модели будущего" (С.И.Бернштейн). В отличие от модели "прошедшего-настоящего' модель будущего имеет вероятностный характер. В любой физе экстраполирования прошлого и настоящего на будущее, мозг в состоянии лишь наметить для предстоящего момента таблицу вероятностей возможных исходов. Выдви­гаются наиболее вероятные гипотезы, которвю либо подтверждаются, либо отвергаются в процессе сличения гипотезы и входящего сигнала. Выдвиже­ние гипотезы сопровождается актуализацией всего семантического поля, составляющие которого выступают в качестве эталонов в процессе сличе­ния.

В традиционной методике существует представление о том, что при об­учении иностранному языку уделять внимание обучению прежде всего формальному прогнозированию, а смысловое угадывание разовьется у уча­щегося по мере его знакомства со смысловыми связями иноязычных тек­стов.

То, насколько человек будет успешно угадывать каждый следующий элемент, зависит от самой гипотезы, которая может быть как верной, так и неверной. Завершая фразу (34), большинство испытуемых восстанавливают ее нормально (34а), но некоторые испытуемые восстанавливают и странным образом (346), поскольку у них может быть нарушено действие механизма вероятностного прогнозирования из-за шизофрении.

(34) Из леса вышла старушка с на плечах.

(34а) с вязанкой хвороста, с корзиной

(346) с погонами на плечах.

Несомненно, что велика роль знания общеязыковых законов и законо­мерностей функционирования единиц языка в речи. Так, если фраза начи­нается как (35), то естественным будет ожидание продолжения (36). Появ­ление же (37) будет нарушением законов сочетания языковых знаков и вы­зовет эффект обманутого ожидания (и возможный смеховой эффект).

(35) Шел дождь и (36) было холодно.

(35) Шел дождь и (37) два студента один в пальто, другой в аптеку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: