Нарушения речи

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РЕЧИ

Свой вклад в становление психолингвистики внесли и ученые, из­учавшие расстройства речи (дефекты и нарушения). Тот факт, что повреж дения мозга влекли за собой нарушения речи, позволяет говорить об опре­деленной локализации центров порождения и восприятия речи.

П.Брока в 1861 г. открыл в мозгу человека центр речи (центр Брока), который находится в задней части лобной доли левого полушария. Люди, у которых поражена зона Брока, понимают речь, но с большим трудом могут организовывать слова во фразы. Второй центр речи находится в височной доле левого полушария (открыт К.Вернике в 1874 г.). У больных с пораже­нием центра Вернике сохранена собственная речь, но затруднено восприя­тие чужой речи. Обе речевые зоны соседствуют с более общими зонами дея­тельности: двигательным центром (для центра Брока) и слуховым (для цен­тра Вернике).

При локальных поражениях коры левого полушария мозга и при не­которых психических заболевалиях может возникать такое нарушение ре­чи, как афазия. Афазия — это системное нарушение речи и о на является нарушением уже сформировавшейся речи. Различается несколько видов афазий: эфферентная моторная, динамическая, афферентная моторная, акустико-гностическая сенсорная, акустико-мнемическая сенсорная, семан­тическая.

Эфферентная моторная афазия вызывает распад грамматики высказы­вания и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов.

Для динамической афазии характерны трудности построения связного высказывания при относительной сохранности моторных и сенсорных ком­понентов речи. Больной может повторять слова, понимать речь, но наруше­на способность говорить фразами — нет связности. Он не может перекоди­ровать общий замысел в схему речевого высказывания, не может планиро­вать свою речь. Говорит преимущественно существительными (телеграфный стиль). Существует трудность актуализации слов, обозначающих действия. Пересказывая сказку, такой больной произносит: Вот... у хозяина была курица... и золотые яйца... и он ее убил... вот.

Для афферентной моторной афазии характерно нарушение звена вы­бора звука (халат произносится как ханат или ходит, дом как лом или том). Спонтанная речь может совсем отсутствовать, диалогическая — грубо нарушена и характеризуется эхолалией — простым повторением слов собе­седника — или эхопракеией — человек механически повторяет за собеседни­ком движения. Эти типы афазий возникают при поражениях в центре Бро­ка.

При акустико-гностической сенсорной афазии наблюдается утрата спо­собности понимания звуковой стороны речи. Нарушена слухоречевая па­мять, т.е. взаимосвязь между звуковым составом и значением слова. Раз­личные слова могут звучать для больного одинаково (хвост как гвоздь, кость шли трость).

Акустико-мнемическая сенсорная афазия — это нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость. Это приводит к трудно­стям понимания длинных, многосложных высказываний.

Семантическая афазия — это симптомокомплекс, характеризующийся нарушением пониманием смысла грамматически сложных фраз, отношений между словами, выражаемых с помощью флексий, атрибутивных кон­струкций (отец, брат по отдельности понимаются, а брат отца, отец брата — нет), предлогов (трудно выполнить задание типа Положите ка­рандаш справа от вилки и слева от ручки), сравнительных конструкций (Коля выше Миши и ниже Васи. Кто из них самый высокий?). Трудности возникают и в понимании сложных синтаксических конструкций, выра­жающих причинно-следственные, временные и пространственные отноше­ния, деепричастные и причастные обороты.

В целом речь афатиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, ' почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.

6.5. РЕЧЬ В СОСТОЯНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ

Состояние эмоциональной напряженности возникает в случаях, когда человек вынужден принимать ответственное решение в условиях дефицита времени. При этом возможно как существенное повышение, так и пониже­ние громкости речи; возможен излом голоса; убыстряется либо наоборот замедляется темп речи; произношение может становиться более отчетли­вым; повышается на 50% количество пауз хезитации; речь прерывается вздохами и фразы не завершаются. Увеличивается количество существи­тельных и глаголов по сравнению с прилагательными и наречиями. Нару­шения в синтаксическом строении фраз сближают речь с телеграфным сти­лем; имеются семантически нерелевантные повторы и двусмысленности.

Выбираются более, короткие слова с наиболее высокой частотностью в языке. Возрастает количество слов-паразитов, неологизмов и парафазии (ошибочных употреблений слов). Появляются слова со значением семанти­ческой безысключительности ("allness terms") — вечно, всегда, никогда, ни­кто, и т.п. Речь характеризуется, с одной стороны, большей резкостью в оценках, с другой стороны — нерешительностью.

Речь человека в измененных состояниях сознания — в экстремальных внешних условиях (в высокогорье, в плавильном цеху и т.п.), при алко­гольном и наркотическом опьянении, в гипнотическом состоянии — также характеризуется снижением разнообразия лексикона, стереотипизацией ре­чи, упрощением синтаксиса, увеличением количества ошибок, размыванием цельности речи, в целом дестабилизацией языкового сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: