Людвиг Фейербах

«Основные положения философии будущего»

«Сущность христианства»

В основе философии Ф. - антропологический подход. Однако человек является предметом философии в качестве существа чисто биологического. В первую очередь, человек – это материальное тело, и только как следствие из этого он способен чувствовать и мыслить. Единство духовного и телесного - это две сторон одной реальности – человеческого организма. Ф. больше внимания уделяет именно биологической, а не социальной природе человека (в отличие от Маркса).

«Критика фил. Гегеля» - формируется мысль о необходимости реформы философии. Философия Гегеля устарела, так как вся она связана с христианством. А христианство истощилось и не удовлетворяет духу современности.

Новый этап философии начинается с нехристианской философии. Ф. показывает характер подмен: в новом обществе место веры занимает неверие, место Библии – разум, место религии и церкви – политика, место неба – земля, место молитвы – работа, место ада – материальная нужда, место Христа – человек. С развитием государства церковь становится ненужной. Для верующего защитник – Бог и социальная защита ему не нужна; такие люди связаны друг с другом лишь случайно. В государстве же люди слагаются в единую силу, государство подменяет Бога. Побеждают практические цели и политические интересыà политика становится религией. Основой такого поворота становится побеждающий атеизм. «Люди теперь бросаются в политику, потому что в христианстве они усматривают религию, лишающую человека политической энергии». Появляется стремление к упразднению политической иерархии и к созданию демократических институтов. Дух будущего – дух реализма. Человечество откажется от христианства, так как с христианством оно лишается права на республику. Верующему же человеку не нужна справедливость на земле, так как он верит в справедливость в будущей жизни.

«Тезисы к реформе философии» - Ф. раскрывает понятие реализма, которое он противопоставляет идеалистической философии Гегеля. Первоначало – не Бог и не абсолют, не бытие в качестве идеи, а действительное, то есть то, что наличествует. Основа бытия – в нём самом. Бытие дано через себя. Оно первично. Сущность бытия – сущность природы. Философия – это познание того, что есть. Философия эпохи реализма откажется от всяческих абстракций и обратится к конкретному. Переход от идеального к реальному происходит в практической философии.

Проблему соотношения бытия и мышления, центральную и неразрешённую в немецкой классической философии, Фейербах решает так: мышление исходит из бытия (у Маркса – бытие определяет сознание).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: