Основы и этапы обучения движениям
Обучение движениям представляет собой системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путем необходимого в жизни объема двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Образовательная сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике.
Двигательное умение - это степень владения техникой действия при повышенной концентрации внимания на составные части при встречающейся нестабильности движения (действия).
Двигательный навык - это степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматически, и действия отличаются надежностью.
В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные умения переходят в навык. Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет.
Процесс обучения двигательному действию включает три этапа:
Первый этап - ознакомление, первоначальное разучивание движений с целью обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приблизительной форме.
Задачи:
- создать общее представление;
- научить элементарной технике этого действия;
- сформировать общий ритм;
- предупредить грубые искажения техники.
Второй этап - углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.
Задачи:
- понять закономерности движений;
- уточнить технику действия в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;
- усовершенствовать ритм движений;
- создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Третий этап - формирование двигательного навыка, достижение совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения.
Задачи:
- закрепить навык и совершенствовать технику движения для достижения высокого результата:
- избирательно совершенствовать те физические качества, от которых зависит высокий результат в двигательном действии:
- совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, - ознакомиться с прикладными способами выполнения движения (варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практики).