Кругооборот товаров, денег, факторов производства в рыночной экономике

Вопросы

Тема 2. Рыночная экономика и ее основные черты

1. Рынок: понятие, условия функционирования, плюсы и минусы, функции, структуры и их характеристика, классификация.

1. Рынок: понятие, условия функционирования, плюсы и минусы, функции, структуры и их характеристика, классификация

В более широком значении понятие «рынок» означает такую организацию экономической жизни общества, при которой производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают фундаментальные вопросы экономики (что, как, для кого).

Экономическую организацию жизни общества, основанную на рыночном механизме, называют рыночной экономикой.

Для успешного функционирования рыночного механизма необходимо три условия: наличие частной собственности, свободных цен, конкуренции.

Под частной собственностью понимается форма юридического закрепления за гражданином, группой людей прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, независимо от того, используют ли они его для личного потребления или для осуществления предпринимательской деятельности. Наличие частной собственности в экономике страны означает, что государство практически не ограничивает свободу выбора собственников ресурсов.

Свободные цены – важнейшее условие развития рынка. Благодаря наличию свободных цен, в рыночной экономике производится именно та продукция, которая имеет спрос и дает прибыль производителям. Ценовой механизм эффективно работает только в условиях свободной конкуренции.

Конкуренция – это отношение между продавцами за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, за получение наибольшей прибыли. Именно конкуренция выполняет функцию контроля за производством и потреблением в рыночной экономике.

Выделяют ценовую и неценовую конкуренцию между производителями товаров и услуг.

Ценовая конкуренция означает, что производители стремятся сделать цену на свою продукцию, которая отличается от цены конкурентов, и таким способом привлечь к себе новых покупателей.

Неценовая конкуренция имеет место, когда производители привлекают новых покупателей неценовыми методами: оригинальным названием и оформлением товара, дизайном магазинов, рекламой, гарантийным обслуживанием, более простыми условиями покупок, «подарками» для покупателей товара.

Конкуренция создает стимулы для развития технического прогресса, чтобы улучшить качество товаров, расширить объемы их производства.

Конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их ждут убытки или даже банкротство.

Рыночный механизм имеет и «плюсы», и «минусы».

«Плюсы рынка»:

1) производятся товары и услуги, которые покупатели желают и могут купить;

2) обеспечивается высокая эффективность производства, так как конкуренция толкает производителей на использование достижений научно-технических разработок, внедрение новых технологий и оборудования;

3) происходит эффективное распределение ресурсов, так как никто и ничто не сдерживает их перелив из менее эффективных сфер производства в более эффективные. Это ведет к быстрой переорганизации в производстве, а значит, к удовлетворению разнообразных потребностей людей, к росту качества товаров и услуг;

1) дана свобода выбора и действий участников рыночных отношений.

«Минусы» рынка:

1) не может самостоятельно бороться с исключительным положением отдельных фирм, тех фирм, которые не заботятся о повышении качества производимой продукции, диктуют свои цены покупателям;

2) безразличен к ущербу (отрицательные экстерналии), который может наносить бизнес человеку и природе;

3) не заботится о создании необходимых обществу, но бесприбыльных благ (например, не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, учреждений культуры);

4) усиливает неравенство в обществе;

5) ведет к нестабильности в экономике.

Недостатки рыночной экономики могут быть компенсированы путем вмешательства государства в рыночный механизм.

Функции рынка:

1) Интеграционная

Состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (производителей) и сферу потребления (потребителей) в общий процесс активного обмена продуктами и услугами.

2) Информационная

Заключается в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки за кредит рынок дает участникам производства информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. В этом отношении рынок поступает как конкретный механизм саморегуляции экономики.

3) Регулирующая

Связана с воздействием рынка на все сферы экономики и, прежде всего, на производство. Рынок дает ответы на фундаментальные вопросы. В рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствуют качество и количество созданных продуктов.

4) Посредническая

Проявляется в том, что рыночный обмен является способом осуществления экономических интересов продавцов (производителей товаров) и покупателей (потребителей).

5) Ценообразующая

На рынок обычно поступают продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты. Только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь устанавливается стоимость и цена товара, чутко реагирующая на изменение в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

6) Санирующая

Рыночный механизм - это жесткая и даже жестокая система. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок "очищает" общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и, напротив, дает "зеленую улицу" более предприимчивым и эффективным.

Структура рынка - это основные характерные черты рынка:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: