Рис.5. Смещение кривой спроса под влиянием неценовых факторов
Рис. 4. Кривая спроса
Спрос
Тема 3. Теория спроса и предложения
Вопросы
1. Спрос
2. Предложение
3. Рыночное равновесие
4. Реакция рынка на изменение спроса и предложения
Спрос – это желание и способность покупателей приобретать блага. Спрос – это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары.
Объем спроса – количество товаров, которое потребители желают и могут купить по определенной цене за определенное время.
Функция спроса - это взаимосвязь между желаниями потребителей иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами.
Функция спроса:
где - объем спроса, P-цена на товар, I -доход покупателя, T- вкусы и предпочтения потребителя, PS-цена на товары-заменители (субституты), Pс - цена на дополняемые товары (комплементы, сопутствующие), N - число покупателей.
Если на объем (величину) спроса действует только один фактор – цена товара, то функция спроса имеет вид и графически изображается – см. рис.4.
|
|
Закон спроса (см. рис.4): при прочих равных условиях (неценовые факторы I, T, Ps, Pc, N остаются неизменными) при увеличении цены на товар объем спроса уменьшается и наоборот. Между ценой и объемом спроса существует обратная зависимость.
Точки А и В на кривой спроса – величины. Они курсируют по кривой Д под влиянием изменения цены.
Под воздействием неценовых факторов кривая спроса начинает перемещаться: если вправо вверх, то объем спроса увеличивается; если влево вниз - объем спроса уменьшается (см. рис.5)
Смещение кривой спроса под влиянием ряда неценовых факторов – см.табл.2.
Следует помнить о нижеизложенных понятиях следующее!
---------------------------
Величина спроса – это то количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определенного времени.
Объем спроса – количество продукта, которое могут и хотят купить потребители по данной цене в данное время.
Изменение спроса – изменение количества товара, которое хотят и могут купить потребители, связанное с действием неценового фактора.
Изменение объема спроса – изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, вызванное изменением его цены (при прочих равных условиях).
---------------------------
Конфигурацию кривой спроса объясняют эффект дохода и эффект замещения.
Эффект дохода: снижение цен равносильно увеличению дохода потребителя, что позволит ему покупать большее количество подешевевшего товара.
Эффект замещения: подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, который в ином случае был бы направлен на приобретение других товаров.
|
|
Другие эффекты
Парадокс Гиффена (товары Гиффена – Giffen goods) – товары, для которых положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замещения. В этом случае закон спроса нарушается, то есть количество ротребляемых товаров изменяется в том же направлении, что и цена. Впервые на это явление обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910), исследуя положение крестьян в Ирландии в середине 19 века и положение на рынке картофеля, являющегося основным продукетом питания ирландских бедняков.
Эффект Веблена (сноба)
Цена спроса – это максимальная цена, которую согласен уплатить потребитель при покупке данного товара.
Таблица 2
Предложение – желание и способность продавцов поставлять товар для продажи на рынок.
Объем предложения – это количество товара, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.
Функция предложения показывает связь между объемом предложения продавцов и факторами, его вызывающими. Функция предложения
где - объем (величина) предложения; P – цена товара; Pres – цена ресурсов, используемых при производстве товара; T- налоги и субсидии; PS, Pс - цена на товары- заменители и дополняемые товары соответственно; N - число продавцов; K – уровень технологии.
Если на объем (величину) предложения оказывает влияние только изменение цены на товар, то функция имеет вид и графически изображается – см. рис 6.