II53 и II6 в проходящих оборотах

Трезвучие второй ступени.

Секстаккорд второй ступени.

XII. Секстаккорд и трезвучие II ступени (II6, II53).

XI. Скачки при разрешении D7 в тонику.

D7 и его обращения могут разрешаться в тонику не только плавно, но и с использованием скачков, что придаёт мелодии большее своеобразие и свободу.

Наибольшее количество разных видов скачков допускается при разрешении D2 в T6:

- скачки прим (1-1) восходящие;

- скачки квинт (5-5) восходящие и нисходящие;

- смешанные скачки (3-5 и т.д.);

- двойные скачки.

Пример 1 (C-dur: D2 «f-h-d-g» - T6 «e-g-c-c»).

D43 и D65 со скачкообразным разрешением встречаются редко, например нисходящие скачки квинт при разрешении D65 в T53 и восходящие скачки прим при разрешении D43 в T53.

В заключительной каденции нередко неполный основной D7 разрешается разрешается в неполное T53 со скачками прим. В данном соединении допускаются скрытые и параллельные октавы и квинты.

Пример 2 (C-dur: D7 «g-f-h-g» - T53 «c-e-c-c»).

II53 входит в субдоминантовую группу аккордов. Из всех трезвучий этой группы (VI53, S53) оно наиболее диссонирующее, т. е. «сильное». В основном виде применяется редко, т.к. в миноре и гармоническом мажоре является уменьшённым. Наиболее распространён II6. В творчестве ряда композиторов встречается даже чаще, чем S53 (Л. Бетховен). Преимущества II6: б о льшая неустойчивость, Наличие общего звука с доминантой (II ступень), ладовое разнообразие (минорное звучание в мажорных тональностях).

II6 воспринимается скорее как S53 с секстой, поэтому у него чаще удваивается басовый звук (терция аккорда), однако могут удваиваться и другие звуки.

Приготавливается:

1. аккордами тоники (T53, T6). Соединение мелодическое. В мажоре существует опасность возникновения параллельных квинт.

Пример 1 (C-dur: T53 «с-с-g-e» - II6 «f-a-f-d»).

2. S53 от сильной доли к более слабой.

Пример 2 (С-dur: S53 «f-c-a-f» - II6 «f-d-a-f»).

После II6 следуют аккорды доминантовой группы (D53, D6, D7 с обращениями), а также К64. При соединении с D53 и К64 есть опасность появления параллельных квинт. Соединение с D7 и его обращениями гармоническое.

Пример № 3 (С-dur: II6 «f-a-f-d» - D53 «g-g-d-h»; II6 «f-d-a-f» - D6 «h-d-g-d»; II6 «f-a-f-d» - D2 «f-g-d-h» - T6 «e-g-c-c»; II6 «f-a-f-d» - K64 «g-g-e-c» - D7 «g-f-d-h» - T53 «c-e-c-c»).

В миноре следует избегать хода на ув4 при соединении II6 с D6 и D65.

Применяется только в мажоре после S53, T6, изредка после T53. Переходит в D53, D7 с обращениями. При соединении S53 и II53 возможны скачки терцовых тонов в мелодии.

Пример № 4 (С-dur: S53 «f-c-f-a» - II53 «d-d-a-f»)

II53 и II6 применяются в однородных и неоднородных проходящих оборотах.

Однородный проходящий оборот: II53 – T6 – II6. Есть опасность возникновения параллельных квинт.

Пример № 5 (С-dur: II53 «d-a-d-f» - T6 «e-g-c-e» - II6 «f-a-d-d»).

Неоднородный проходящий оборот: S6 – T64 – II6.

Пример № 6. (С-dur: S6 «a-c-f-f» - T64 «g-c-e-g» - II6 «f-a-d-f»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: