X. D7 и его обращения. Приготовление, разрешение, перемещение

IX. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды.

Скачки при секундовом соотношении аккордов

Двойные скачки

Смешанные скачки

При гармонизации смешанных скачков возможно также любое сочетание аккордов: от трезвучия к секстаккорду и от секстаккорда к трезвучию. Однако следует помнить, что терцовый тон в мелодии гармонизуется только трезвучием. Пример 2 (C-dur: T53 «с-g-c-e” – S6 «a-f-c-c»).

Самый распространённый вид двойного скачка – одновременный скачок прим и квинт (прямой и противоположный). Во избежание параллельных квинт в таком соединении прима располагается выше квинты. Пример 3 (C-dur: T53 «с-e-g-c” – S6 «a-f-c-f»).

При секундовом соотношении аккордов (S – D6 или S6 – D) возникают только смешанные скачки. Пример 3 (C-dur: S53 «f-a-d-f” – D6 «h-g-d-d»).

В целом, скачки используются в основном в мелодии, обогащая мелодическую линию. При этом происходит смена расположения аккордов: от тесного к широкому в восходящих скачках и от широкого к тесному в нисходящих скачках.

Проходящими называются квартсекстаккорды, появляющиеся в проходящих оборотах на слабой доле такта в поступенном восходящем или нисходящем движении баса между трезвучием и секстаккордом.

В проходящем обороте между T53 и T6 располагается D64, в проходящем обороте между S53 и S6 располагается T64. Голосоведение в проходящих оборотах плавное: бас и один из верхних голосов (обычно сопрано) двужутся поступенно в противоположную сторону, общий звук остаётся на месте, а оставшийся голос переходит на соседнюю ступень и возвращается к прежнему звуку. Пример 1 (C-dur: T53 «c-c-g-e» - D64 «d-h-g-d» - T6 «e-c-g-c»). Пример 2 (C-dur: S53 «f-f-a-c» - T64 «g-e-g-c» - S6 «a-f-c-f»).

Применяются проходящие обороты в середине построения.

Вспомогательными называются квартсекстакорды, появляющиеся во вспомогательных оборотах между трезвучием и его повторением. Во вспомогательном обороте между T53 и его повторением располагается S64, во вспомогательном обороте между D53 и его повторением располагается T64. Голосоведение во вспомогательных оборотах также плавное: басовый звук и его удвоение в другом голосе остаются на месте, оставшиеся голоса движутся на соседнюю ступень и возвращаются к прежним звукам. Пример 1 (C-dur: T53 «c-c-e-g» - S64 «c-c-f-a» - T53 «c-c-e-g»). Пример 2 (C-dur: D53 «g-g-h-d» - T64 «g-g-c-e» - D53 «g-g-h-d»).

Вспомогательный оборот в рамках тоники применяется обычно после заключительной каденции, вспомогательный оборот в рамках доминанты – в половинной каденции.

Доминантовым септаккордом называется септаккорд, образующийся на V ступени мажора и гармонического минора. Это главный септаккорд доминантовой функциональной группы. При разрешении основного D7 в тонику в басу образуется квартовый или квинтовый ход с I к V ступени лада, что делает появление тоники более убедительным. Кроме того, основной D7 разрешается по тяготению в неполное T53 (без квинты, с утроенным основным звуком), поэтому он употребляется в заключительной каденции. Так как D7 является самым диссонирующим аккордом доминантовой функциональной группы, то приготавливаться он может аккордами тоники (T53, T6), субдоминанты (S53, S6) и К64. Соединение преимущественно плавное. Пример 1 (C-dur: T6 «e-c-g-c» - D7 «g-d-f-h»). Пример 2 (C-dur: S53 «f-c-a-f» - D7 «g-h-f-d»). Пример 3 (C-dur: K64 «g-c-g-e» - D7 «g-h-f-d»).

Также основной D7 может приготавливаться более простыми аккордами доминантовой группы (D53, D6). Пример 3 (C-dur: D53 «g-d-g-h» - D7 «g-d-f-h»).

Употребляется основной D7 как в полном, так и в неполном виде (без квинты, с удвоенным основном звуком). Неполный D7 разрешается также по тяготению в полное T53. Пример 1(C-dur: D7 «g-d-f-h» - T53 «c-c-e-c»). Пример 2(C-dur: D7 «g-d-f-g» - T53 «c-c-e-g»).

D7 имеет три обращения: D65 – строится на VII ступени, D43 – на II ступени D2 – на IV ступени. Обращения применяются полными и разрешаются по тяготению в тонику: D65 и D43 – в T53, D2 – в T6.

Применяются обращения D7 в середине построения, хотя D2 может использоваться и в половинной каденции.

Приготавливаются обращения D7 также, как и основной вид, аккордами тоники и субдоминанты. D2 может приготавливаться К64. Голосоведение преимущественно плавное. Пример 1 (C-dur: T53 «c-e-g-c» - D65 «h-f-g-d» - T53 «c-e-g-c»). Пример 2 (C-dur: K64 «g-c-e-g» - D2 «f-h-d-g» - T6 «e-c-g-c»).

Обращения D7 могут также приготавливаться более простыми аккордами доминантовой группы (D53, D6). Пример 3 (C-dur: D53 «g-h-d-g» - D2 «f-h-d-g» - T6 «e-c-c-g»).

D7 и его обращения можно перемещать. При перемещении септиму D7 следует оставлять на месте. Допускаетя только взаимное перемещение септимы и квинты. Пример 4 (C-dur: D7 «g-f-h-d» - D7 «g-d-h-f»).

D43 может применяться в проходящих оборотах в качестве проходящего аккорда при движении от T53 к T6 или наоборот – от T6 к T53. При этом бас и чаще верхний голос движутся в одну сторону параллельными терциями. Пример 5 (C-dur: T53 «c-g-c-e» - D43 «d-g-h-f» - T6 «e-g-c-g»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: