Периодизация детства – проблема, прямо связанная с законом развития

ребенка, с пониманием движущих сил этого развития. Проблема периодизации детства давно привлекала внимание психологов. Существует много классификаций периодов детства. Принципами построения периодизаций служат внутренние изменения самого развития, переломы и повороты в его течении. Иногда за основу периодизации берут несколько признаков, иногда ее строят по одному определенному признаку. Например, П.П. Блонский предложил периодизацию, основанную на окостенении и состоянии зубов: беззубое, молочнозубое и постояннолзубое детство.

Аналогичную периодизацию предложил В. Штерн (1922) по симптому развития речи.

Французский психолог А. Валлон (1879–1962г.) показывает возникновение, чередование и взаимосвязь различных стадий детского развития. Каждая из них, по мнению ученого, есть результат количественных и качественных изменений. Он выделяет следующие стадии онтогенетического развития ребенка:

1. Стадия внутриутробной жизни – полная зависимость зародыша от организма матери;

2. Стадия моторной импульсивности 9от рождения до 6 месяцев) – потребности в питании, двигательной активности проявляются в спазматических подергиваниях, криках и т.д. Все это служит основой для выработки элементарных условных рефлексов как питания, так и моторики (режим, укачивание);

3. Сенсомоторная стадия (от 1года до 3-х лет) – внимание ребенка начинает привлекаться к внешнему миру за пределами отношений с близкими взрослыми благодаря появлению речи и хождения;

4. Стадия персонализма (от3 до 5 лет) начинается после кризиса 3-х лет, когда возникает чувство “Я” и стремление большей самостоятельности. Ребенок стремиться быть в центре внимания, подражать другим;

5. Стадия различения (от 6 до 11 лет) – расширяется круг взаимоотношений ребенка, он стремиться добиться признания, появляется желание занять определенное место в коллективе. Развиваются и умственные способности ребенка;

6. Стадия полового созревания и юношества (от 12 до 17 лет). Она характеризуется неуравновешенным развитием личности. Формирование психики отличается ярко выраженными противоречиями. Появляются такие чувства как любовь и ненависть, самоуверенность и неуверенность, искренность и скрытность. Развивается самоанализ и самооценка. В книге “Психическое развитие ребенка” Валлон пишет:”Развитие сопровождается конфликтами между старыми и новыми видами деятельности”.

Своеобразную периодизацию берущую в основу сексуальное развитие ребенка предложил австрийский психолог З. Фрейд. Он выделил такие периоды:

1. Оральная стадия (0 – 1 год);

2. Анальная стадия (1 – 3 года);

3. Фаллическая стадия () – высший пик детской сексуальности. Здесь появляется Эдипов комплекс и комплекс Электры;

4. Латентная стадия () – скрытая стадия. Вся сексуальная энергия перемещается в сферы общения;

5. Генитальная стадия () – подросток стремиться к нормальному сексуальному общению.

Основным критерием детской периодизации Л.С. Выготский считал

новообразования. Он предложил следующую периодизацию:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: