Особенности развития личности. Самосознание как центральное новообразование возраста

Характеристика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте. Значение игры для психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Особенности развития личности. Самосознание как центральное новообразование возраста. Умственное развитие. Произвольность психических процессов. Предпосылки учебной деятельности в дошкольном возрасте

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Характеристика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.Значение игры для психического развития ребенка в дошкольном возрасте.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему пока еще недоступно. Кроме того, не менее сильного он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. По мнению И.П. Чабыева – игра – единственный для ребенка способ проникновения в недоступные для его непосредственного участия сферы жизни взрослых и взаимоотношения между ними. Значение игры для психического развития ребенка хорошо понимал Ф. Шиллер, когда писал: “Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле этого слова, и он может играть только тогда, когда он является вполне человеком”. В игре, по мнению З Фрейда, воплощается стремление ребенка стать взрослым.

Игра, есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. В игре ребенок “прорабатывает роли взрослых”, овладевает их содержанием.

Игра является средством общения детей. Комфортно себя чувствуя в игре, дети непосредственно и полноценно общаются между собой. Игра – это средство обмена информацией.

Игра способствует свободному выражению чувств ребенка, и помогает ребенку выражать свои чувства, путем проецирования их на игрушки. В игре ребенок выводит на поверхность свои чувства, получает возможность посмотреть на них со стороны и либо научиться управлять ими, либо отказаться от них. В игре ребенок решает свои проблемы и конфликты. Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка.

Кроме того, по мнению Ж. Пиаже, игра – это мостик между конкретным опытом ребенка и абстрактным мышлением. В развитой ролевой игре создается простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Таким образом, игра становиться ведущим видом деятельность в дошкольном возрасте.

На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Это режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются новым смыслом. Например, кубик, проводимый рычанием по столу, превращается в глазах мальчика в машину. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок изображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием такой игры является яркое переживание. Жан Пиаже описал примеры образно-ролевой игры. Его дочь, наблюдавшая во время каникул старую деревенскую колокольню, слышавшая колокольный звон, остается под впечатлением увиденного и услышанного долгое время. Она подходит к столу своего отца и, стоя неподвижно, воспроизводит оглушительный шум. “Ты же мне мешаешь, ты же видишь, что я работаю”.– “Не говори со мной, – отвечает девочка, – Я – церковь”.

В другой раз дочь Ж. Пиаже, зайдя на кухню, была потрясена видом ощипанной утки, оставленной на столе. Вечером девочку находят лежащей на диване. Она не двигается, молчит, не отвечает на вопросы, затем раздается ее приглушенный голос:”Я – мертвая утка”.

Режиссерская и образно-ролевая игра становятся источником сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Однако возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных, – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, – это “период первоначального фактического склада личности”. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. К определяющим личность образованиям относятся: притязание на признание, осознание себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве (осознание своего долга перед другими и своих прав среди других).

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста, благодаря интеллектуальному и личностному развитию, хотя истоки его можно наблюдать к концу раннего возраста. Самосознание считается центральным личностным новообразованием дошкольного возраста.

Самооценка появляется во второй половине дошкольного возраста на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки (“Я хороший”) и рациональной оценки чужого поведения. После того, как у ребенка возникло отношение к себе как к “хорошему” у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников. Его самооценка поэтому почти всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего – оценкой близких взрослых. Дошкольник, как бы видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих.

В целом самооценка дошкольника завышена, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, и только к 7 годам у большинства детей она становиться более адекватной.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. Если в начале дошкольного возраста ребенок не осознает свои эмоциональные переживания, то к концу дошкольного возраста он ориентируется в них.

Для этого периода характерна половая идентификация. Ребенок осознает себя как представителя какого-то пола и усваивает соответствующие нормы и правила поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, а девочки – аккуратными, деловитыми в быту и мягкими, кокетливыми в общении. К концу дошкольного детства у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем.

Еще одним чрезвычайно важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном детстве, является соподчинение мотивов. Оно появляется в начале возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

В раннем возрасте, если разные мотивы, выступающие как желания, возникали одновременно, ребенок оказывался почти в неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок может сравнительно легко принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например, не реагировать на привлекательный предмет. Появляются и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, – мотивы достижения успеха, соревнования.

Главное достижение дошкольного детства – соподчинение мотивов, а уже в младшем школьном возрасте и в подростковом возрасте будет завершаться построение стабильной мотивационной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: