Принципы и основания международно-правовой ответственности. Обстоятель-

Понятие института международно-правовой ответственности и его кодификация.

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ТЕМА

Регламентация статуса беженцев в Республике Беларусь.

Определяющая роль в предоставлении статуса беженца принадлежит государству. Поэто-

му оно должно выработать комплекс мер, гарантирующих защиту лица, ищущего убежища, с

момента прибытия в страну и до момента определения его статуса, что и составляет суть за-

щиты.

Правовая база системы защиты прав беженцев в Республике Беларусь основывается на

положениях Конституции, закрепляющих возможность предоставления убежища лицам,

преследуемым в других странах за политические, религиозные убеждения и национальную

принадлежность (ст. 12), и законодательства, устанавливающего национальный режим для

иностранных граждан и лиц без гражданства наряду с гражданами Республики Беларусь, ес-

ли иное не закреплено Конституцией, законом и международными договорами Республики

Беларусь (ст. 4 Закона о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства).

Предоставление статуса беженца и дополнительной защиты в Республике Беларусь регу-

лируется как Законом «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства

и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республи-

ки Беларусь». Как следует из названия Закона иностранным гражданам и лицам без граж-

данства в Республике Беларусь предоставляется 3 формы защиты: статус беженца, дополни-

тельная защита и временная защита.

Дополнительная защита предоставляется иностранным гражданам, не имеющим основа-

ний для получения статуса беженца, но у которых присутствуют вполне обоснованные опа-

сения подвергнуться в стране своего гражданства или постоянного проживания угрозе

смертной казни, пыток и других, бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство

обращений и наказаний либо угрозе жизни в ситуации происходящего в стране вооруженно-

го конфликта. Дополнительная защита предоставляется на срок до 1 года. В случае сохране-

ния в государстве гражданства или постоянного проживания вышеперечисленных опасений

срок дополнительной защиты может продлеваться до одного года.

Временная защита предоставляется группе иностранных граждан в случае их массового

прибытия и необходимости решения в этой связи вопроса об их допуске в Республике Бела-

русь и пребывания в ней с целью предоставления им статуса беженца или дополнительной

защиты. Срок временной защиты устанавливается Советом Министров и не может превы-

шать одного года. Если по истечению срока временной защиты иностранцы не вернулись в

страну их гражданства или обычного проживания либо другую страну, согласившуюся их

принять, индивидуально решается вопрос об и защите.

Анализ законодательства и иных нормативных актов Республики Беларусь по вопросам

беженцев свидетельствуют о том, что оно в целом соответствует Конвенции 1951 н., а также

международным стандартам в области прав человека. По оценке УВКБ ООН, система предо-

ставления статуса беженца на территории Республики Беларусь является одной из лучших в

СНГ.

Институт международно-правовой ответственности совокупность принципов и

норм, регулирующих отношения между субъектами международного права, порождаемые

нарушением ими международного обязательства либо причинением ущерба при осуществ-

лении правомерной деятельности, определяющих вытекающие из этих отношений права и

обязанности.

Термин «международно-правовая ответственность» охватывает всю совокупность но-

вых правоотношений, возникающих по международному праву в связи с международно-

противоправным деянием. Такое правоотношение возлагает на правонарушителя обязан-

ность прекратить противоправное деяние, ликвидировать или компенсировать последствия, а

пострадавшему предоставляет право требовать совершения указанных действий. Правоот-

ношение ответственности является вторичным и охранительным относительно нарушенного

первичного правоотношения. Но при этом правоотношение ответственности не изменяет и

не отменяет первичное правоотношение. Оно определяет новые права и обязанности сторон,

имеющие целью реализацию первичного правоотношения, а если это невозможно, то возме-

щение причиненного ущерба.

Институт международно-правовой ответственности до сих пор не кодифицирован. В ос-

новном он базируется на обычных нормах, а также на неоднозначной практике государств. С

1956 года Комиссия международного права ООН занималась разработкой проекта статей об

ответственности государств. Процесс подготовки Проекта был отмечен противоречиями

между сторонниками устоявшейся системы международных правоотношений и теми, кто

выступал за ее дальнейшее совершенствование. Стремясь найти компромисс с целью ско-

рейшего завершения работы, Комиссия была вынуждена исключить из поля своей деятель-

ности наиболее острые и актуальные проблемы международной ответственности и сосредо-

точить внимание на областях, где международная практика не столь противоречива. К сожа-

лению, это относится и к системе реагирования на наиболее опасные нарушения междуна-

родного права со стороны мирового сообщества. В 2001 году на 56 сессии Генеральной Ас-

самблеей ООН была принята (без голосования) резолюция 56/83 «Ответственность госу-

дарств за международно-противоправные деяния», куда вошли представленные Комиссией

международного права статьи об ответственности государств за международно-

противоправные деяния.

Комиссия международного права также завершила многолетнюю работу (с 1978 г.) над

темой «Международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных

международным правом», разделив ее на две части. Соответственно в 2001 году был приня-

ты тексты проектов статей о предотвращении трансграничного вреда от опасных видов дея-

тельности, которые рекомендованы Генеральной Ассамблее в качестве основе для разработ-

ки конвенцию, а в 2007 году – тексты проектов принципов, касающихся распределения

убытков в случае трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов дея-

тельности, и рекомендованы Генеральной Ассамблее для принятия соответствующей резо-

люции. С 2002 года Комиссия работает над статьями об ответственности международных

организаций (тексты проектов статей приняты в предварительном порядке в 2008 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: