Понятие института международно-правовой ответственности и его кодификация.
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ТЕМА
Регламентация статуса беженцев в Республике Беларусь.
Определяющая роль в предоставлении статуса беженца принадлежит государству. Поэто-
му оно должно выработать комплекс мер, гарантирующих защиту лица, ищущего убежища, с
момента прибытия в страну и до момента определения его статуса, что и составляет суть за-
щиты.
Правовая база системы защиты прав беженцев в Республике Беларусь основывается на
положениях Конституции, закрепляющих возможность предоставления убежища лицам,
преследуемым в других странах за политические, религиозные убеждения и национальную
принадлежность (ст. 12), и законодательства, устанавливающего национальный режим для
иностранных граждан и лиц без гражданства наряду с гражданами Республики Беларусь, ес-
ли иное не закреплено Конституцией, законом и международными договорами Республики
Беларусь (ст. 4 Закона о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства).
Предоставление статуса беженца и дополнительной защиты в Республике Беларусь регу-
лируется как Законом «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства
и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республи-
ки Беларусь». Как следует из названия Закона иностранным гражданам и лицам без граж-
данства в Республике Беларусь предоставляется 3 формы защиты: статус беженца, дополни-
тельная защита и временная защита.
Дополнительная защита предоставляется иностранным гражданам, не имеющим основа-
ний для получения статуса беженца, но у которых присутствуют вполне обоснованные опа-
сения подвергнуться в стране своего гражданства или постоянного проживания угрозе
смертной казни, пыток и других, бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство
обращений и наказаний либо угрозе жизни в ситуации происходящего в стране вооруженно-
го конфликта. Дополнительная защита предоставляется на срок до 1 года. В случае сохране-
ния в государстве гражданства или постоянного проживания вышеперечисленных опасений
срок дополнительной защиты может продлеваться до одного года.
Временная защита предоставляется группе иностранных граждан в случае их массового
прибытия и необходимости решения в этой связи вопроса об их допуске в Республике Бела-
русь и пребывания в ней с целью предоставления им статуса беженца или дополнительной
защиты. Срок временной защиты устанавливается Советом Министров и не может превы-
шать одного года. Если по истечению срока временной защиты иностранцы не вернулись в
страну их гражданства или обычного проживания либо другую страну, согласившуюся их
принять, индивидуально решается вопрос об и защите.
Анализ законодательства и иных нормативных актов Республики Беларусь по вопросам
беженцев свидетельствуют о том, что оно в целом соответствует Конвенции 1951 н., а также
международным стандартам в области прав человека. По оценке УВКБ ООН, система предо-
ставления статуса беженца на территории Республики Беларусь является одной из лучших в
СНГ.
Институт международно-правовой ответственности – совокупность принципов и
норм, регулирующих отношения между субъектами международного права, порождаемые
нарушением ими международного обязательства либо причинением ущерба при осуществ-
лении правомерной деятельности, определяющих вытекающие из этих отношений права и
обязанности.
Термин «международно-правовая ответственность» охватывает всю совокупность но-
вых правоотношений, возникающих по международному праву в связи с международно-
противоправным деянием. Такое правоотношение возлагает на правонарушителя обязан-
ность прекратить противоправное деяние, ликвидировать или компенсировать последствия, а
пострадавшему предоставляет право требовать совершения указанных действий. Правоот-
ношение ответственности является вторичным и охранительным относительно нарушенного
первичного правоотношения. Но при этом правоотношение ответственности не изменяет и
не отменяет первичное правоотношение. Оно определяет новые права и обязанности сторон,
имеющие целью реализацию первичного правоотношения, а если это невозможно, то возме-
щение причиненного ущерба.
Институт международно-правовой ответственности до сих пор не кодифицирован. В ос-
новном он базируется на обычных нормах, а также на неоднозначной практике государств. С
1956 года Комиссия международного права ООН занималась разработкой проекта статей об
ответственности государств. Процесс подготовки Проекта был отмечен противоречиями
между сторонниками устоявшейся системы международных правоотношений и теми, кто
выступал за ее дальнейшее совершенствование. Стремясь найти компромисс с целью ско-
рейшего завершения работы, Комиссия была вынуждена исключить из поля своей деятель-
ности наиболее острые и актуальные проблемы международной ответственности и сосредо-
точить внимание на областях, где международная практика не столь противоречива. К сожа-
лению, это относится и к системе реагирования на наиболее опасные нарушения междуна-
родного права со стороны мирового сообщества. В 2001 году на 56 сессии Генеральной Ас-
самблеей ООН была принята (без голосования) резолюция 56/83 «Ответственность госу-
дарств за международно-противоправные деяния», куда вошли представленные Комиссией
международного права статьи об ответственности государств за международно-
противоправные деяния.
Комиссия международного права также завершила многолетнюю работу (с 1978 г.) над
темой «Международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных
международным правом», разделив ее на две части. Соответственно в 2001 году был приня-
ты тексты проектов статей о предотвращении трансграничного вреда от опасных видов дея-
тельности, которые рекомендованы Генеральной Ассамблее в качестве основе для разработ-
ки конвенцию, а в 2007 году – тексты проектов принципов, касающихся распределения
убытков в случае трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов дея-
тельности, и рекомендованы Генеральной Ассамблее для принятия соответствующей резо-
люции. С 2002 года Комиссия работает над статьями об ответственности международных
организаций (тексты проектов статей приняты в предварительном порядке в 2008 г.).