Виды и формы международно-правовой ответственности

Понятие и классификация международных правонарушений.

Основанием международно-правовой ответственности является международное право-

нарушение. В Статьях международное правонарушение определяется как поведение госу-

дарства, состоящее в действии или бездействии, присваиваемом государству по междуна-

родному праву и являющееся нарушением международно-правового обязательства государ-

ства (ст. 2). Следовательно, элементами международно-противоправного деяния являются: а)

поведение, которое согласно международному праву присваивается данному субъекту меж-

дународного права, т.е. считается им совершенным (субъективный элемент); б) поведение,

представляющее собой нарушение данным субъектом лежащего на нем обязательства по

международному праву (объективный элемент). В числе элементов международно-

противоправного деяния вина не указана.

Отсюда вытекает специфика международного правонарушения в отличие от уголовного

преступления: а) нет явно выраженного элемента вины (государство не может осуществлять

противоправные действия, не осознавая свое поведение); б) не обязательно наличие ущерба,

поскольку любое нарушение права другого субъекта означает причинение ущерба его за-

конным интересам и уже в силу этого нет оснований выделять причинение ущерба в особый

элемент. Например, нарушение многосторонних обязательств по защите прав человека не

причиняет никакого материального ущерба, не посягает на честь и достоинство участников.

Статьи об ответственности основаны на концепции объективной ответственности, в соот-

ветствии с которой ответственность наступает в результате самого факта нарушения нормы,

независимо от вины или причинения конкретного ущерба.

В гл. III Статей в общих чертах излагаются условия, при которых поведение, присваивае-

мое государству, представляет собой нарушение его международно-правового обязательства.

Такое нарушение имеет место, когда деяние данного государства не соответствует тому, что

требует от него соответствующее обязательство, независимо от его происхождения и харак-

тера (ст.12). Содержание такого поведения может быть различным: им может являться дей-

ствие или бездействие, им может являться принятие закона или конкретного административ-

ного или другого решения, а также окончательного судебного решения.

В международной практике возникает вопрос об определении начала противоправного де-

яния и его продолжительности. В случае если деяние не носит длящегося характера, то пра-

вонарушение происходит в момент его совершения. Если же деяние носит длящийся харак-

тер, то нарушение длятся в течение всего периода, во время которого это деяние продолжа-

ется и остается не соответствующим международному обязательству.

Нарушение международного обязательства, состоящее из составного деяния, может при-

знаваться в качестве такового при объединении всех действий, каждое из которых составляет

определенный этап нарушения (ст.15). Особенность составного деяния заключается в том,

что момент его совершения не совпадает с моментом совершения первого из серии действий

или бездействия. Лишь в результате последующего поведения первое действие или бездей-

ствие становится началом противоправного деяния.

Проект Статей предусматривает возможность ответственности государства в связи с дея-

нием другого государства, которое непосредственно нарушило обязательство (гл.IV). Это

может иметь место в таких формах как: 1) помощь и содействие в совершении международ-

но-противоправного деяния, 2) руководство и контроль, 3) принуждение другого государ-

ства.

Концепция деления международных правонарушений государств была разработана в тру-

дах советских ученых (Тункин, Левин, Колосов, Василенко, Ушаков). Они считали, что пра-

вонарушения должны различаться по степени тяжести (социальной опасности). Концепция

международного преступления, равно как и тенденция к определению различных режимов

ответственности в зависимости от значения нарушенных обязательств, нашла поддержку в

ООН при обсуждении докладов Комиссии международного права. Кодифицируя нормы об

ответственности государств, Комиссия определила международное преступление как «меж-

дународно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством

международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важ-

ных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как пре-

ступление международным сообществом в целом». Все иные нарушения международных

обязательств являлись международными правонарушениями (деликтами).

Вопрос о классификации международных правонарушений был предметом оживленной

дискуссии в Комиссии международного права. Некоторые ее члены возражали против ис-

пользования самого термина «преступление» в отношении государств, считая, что это ведет

к криминализации поведения государств, что противоречит природе международного права.

В стремлении к общему согласию Комиссия международного права в 2000 г. приняла реше-

ние исключить ст.19 и отказаться от термина «преступление», заменив его компромиссной

формулировкой «Серьезные нарушения обязательств, вытекающих из императивных норм

общего международного права» (гл. III Статей), которая в принципе отражает ту же идею,

что и «международное преступление». Нарушение такого обязательства является серьезным,

если оно сопряжено с грубым или систематическим невыполнением обязательства ответ-

ственным государством.

Термин «преступление» сохранился в ряде документов, разработанных Комиссией.

Например, в ст. 1 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества,

принятого Комиссией в 1996 году говорится о том, что преступления (по международному

праву), определяемые настоящим Кодексом, являются преступлениями против мира и без-

опасности человечества.

Международно-правовая ответственность, которую влечет за собой международно-

противоправное деяние, порождает юридические последствия, о которых речь идет в ч. II

Статей. Несущая ответственность сторона должна в первую очередь прекратить противо-

правное деяние, а в случае необходимости представить надлежащие заверения и гарантии

неповторения подобных деяний (ст.30).

В зависимости от форм возмещения вреда в современном международном праве различа-

ют виды ответственности: материальную и нематериальную или политическую.

В международно-правовой литературе различно трактуются формы международной от-

ветственности и соответствующая терминология. При обобщении мнений обнаруживается,

что большинство авторов традиционно относят к формам нематериальной ответственности

ресторации, реторсии, сатисфакции и санкции, а к формам материальной ответственности –

реституции, субституции и репарации; другие – выносят за рамки форм ответственности

санкции, рассматривая их в качестве мер чистого принуждения, которые служат средством,

обеспечивающим пресечение международных правонарушений, восстановление междуна-

родного правопорядка и призванным, в конечном счете, принудить государство-нарушителя

выполнить обязанности, вытекающие из его ответственности.

Ст. 34 Статей к формам возмещения (любого) вреда, причиненного международно-

противоправным деянием, относит реституцию, компенсацию и сатисфакцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: