Гекатей Милетский

Гекатей, сын Гегесандра, Милетец. Жил во времена Дария, царствовавшего после Камбиса, в одно время о Дионисием Милетским, в 65-ю олимпиаду, историограф. От него зависит Геродот Галикарнасский, который жил позже. Гекатей был учеником Протагора. Он первым обнародовал историю в прозе, а прозаическое сочинение — Ферекид (книги Акусилая считаются не подлинными).

Можно сказать, что прозаическая речь, по крайней мере художественно отделанная, есть подражание поэзии. С самого начала на сцену вышел и прославился поэтический жанр словесности. Затем, подражая ему, упразднив размер, но сохранив другие поэтические особенности, писали Кадм, Ферекид и Гекатей и иже о ними. Последующие писатели, постоянно устраняя из прозы остатки поэзии, привели ее к нынешнему виду, словно спустив с некой высоты. Так и комедия, которая образовалась из трагедии, можно сказать, спустилась с трагической высоты к нынешнему так называемому прозаическому виду.

Вот пример непериодического стиля: “Так говорит Гекатей Милетский: я пишу это так, как мне представляется истинным, ибо рассказы эллинов многоразличны и смехотворны, как мне кажется”. На мысу Тенар стоит храм в виде пещеры и перед ним — статуя Посейдона. Кто-то из греков сочинил, будто Геракл поднял здесь наверх пса Аида, хотя через пещеру нет никакой дороги под землю, и кроме того, нелегко поверить в то, что существует некое подземное жилище богов, в которое собираются души умерших. Но Гекатей Милетский “нашел правдоподобное объяснение”, по его словам, “на Тенаре выросла ужасная змея, а "псом Аида" ее прозвали потому, что ужаленного ею ждала немедленная смерть от яда, и вот эту-то змею Геракл и отвел к Эврисфею”. Гомер — а он первым назвал существо, приведенное Гераклом, “псом Аида” — не дал ему никакого имени и не присочинил деталей внешнего облика, как в случае с Химерой, а последующие поэты назвали его Кербером и говорят, что у него три головы.

Гекатей Милетский говорит так: “Думаю я, что змея эта была не такая большая и не огромная, а просто пострашней других змей, и поэтому Эврисфей приказал привести ее, думая, что к ней не подступиться...”

Гераклит и Гекатей считают солнце умным воспламенением из моря.

Анаксагор (500/497г. до н. э.)

Анаксагор, сын Гегесибула или Эвбула, клазоменец. Он был слушателем Анаксимена и впервые присоединил к материи ум, начав свое сочинение — а оно написано приятным и исполненным величия слогом — так: «Все вещи были вперемешку, затем пришел ум и их упорядочил». Поэтому его прозвали «Умом». Тимон в «Силлах» говорит о нем так: "Анаксагор, отважный герой, — Умом его звали ибо учил он, что Ум, от спячки внезапно проснувшись, все воедино связал, что прежде в смешении было". Он отличался не только знатностью рода и богатством, но и высокомудрием, поскольку отказался от наследственного имения в пользу родственников. Те обвиняли его в том, что он о нем не заботится, а он им и говорит: «Ну так позаботьтесь вы», — и в конце концов удалился от дел и предался умозрению природы, не интересуясь общественными делами, а в ответ на чей-то упрек: «Тебе нет дела до родины» — сказал: «Типун тебе на язык! Мне до родины еще как есть дело!» — и указал перстом на небо. Начал философствовать в Афинах при Каллии в возрасте двадцати лет — так говорит Деметрий Фалерский в «Списке архонтов», — где и провел, говорят, тридцать лет.

Он учил, что Солнце — раскаленная глыба, по величине больше Пелопоннеса (другие приписывают этот взгляд Танталу), а на Луне есть поселения, равно как холмы и овраги. Начала —гомеомерии: подобно тому как из «крупиц» (как их называют) составляется золото, так из подобочастных маленьких телец образовалась Вселенная. Движущая причина — Ум; тяжелые тела, как земля, при возникновении мира заняли нижнее место, легкие, как-то: огонь, — верхнее, а вода и воздух —среднее. Так на плоской земле возникло море, после того как солнце выпарило влагу. Звезды первоначально двигались куполообразно, так что постоянно видимый поюс находился в зените, но впоследствии их орбиты наклонились. Млечный путь — отражение света звезд, не освещаемых Солнцем, кометы — скопление планет, испускающих языки пламени, мелькающие «падающие» звезды — как бы искры, выбрасываемые из эфира. Ветры возникают от того, что воздух разжижаетея и течет под действием солнца. Гром — столкновение облаков, молнии — сильное трение облаков, землетрясение — опускание воздуха в недра земли. Животные рождаются из влажного, горячего и землистого начал, а затем друг от друга, причем самцы—справа, а самки — слева. Говорят, что он предсказал падение камня, случившееся у Эгоспотамов: он сказал, что камень упадет с Солнца. Придя в Олимпию, он сел на стадионе в кожаном плаще, как если бы должен был пойти дождь — что и произошло. Еще говорят, что на чей-то вопрос, станут ли когда нибудь горы в окрестностях Лампсака морем, он ответил: «Станут, нужно только время». Как-то его спросили, чего ради он родился на свет, на что он ответил: «Ради созерцания Солнца, Луны в неба». «Ты лишился афинян», — сказал ему кто-то. «Нет — ответил он, — это они меня лишились». Увидав гробницу Мавсола, он сказал: «Роскошная гробница — призрак богатства, обращенного в камень». Страдавшему от того, что умирает на чужбине, он сказал: «Спуск в Аид отовсюду одинаков».

По словам Фаворива в «Разнообразных рассказах», он считается первым, кто высказал мнение, что поэзия Гомера — аллегория о добродетели и справедливости; с еще большим рвением защищал этот взгляд его ученик Метродор из Лампсака, который первым стал заниматься также и физическим учением поэта. Анаксагор же впервые обнародовал книгу с прозаическим сочинением. Силен в первой книге «Истории» сообщает, что при архонте Демиле с неба упал камень, а Анаксагор объяснил это тем, что все небо состоит из камней: оно удерживается от распада благодаря быстрому вращению, а если замедлится, то упадет. Сотион в «Преемствах философов» говорит, что он был обвинен в нечестии Клеоном за то, что утверждал, что Солнце (Гелиос) — раскаленная крица железа. Поскольку с речью в его защиту выступил Перикл, его ученик, то его присудили всего лишь к штрафу в пять талантов и изгнанию из Афин. По словам Сатира в «Жизнеописаниях», судебное дело против него было возбуждено политическим противником Перикла Фукидидом, причем не только по обвинению в нечестии, но и по обвинению в персофильстве, и он был заочно приговорен к смертной казни. Оба известия — и о его осуждении и о смерти его детей — дошли до него одновременно; об осуждении он сказал: «И моих судей, и меня природа и так уже давно приговорила к смерти», — а о детях: «Я знал, что родил их смертными» (иные приписывают эти изречения Солону, иные — Ксенофонту). Он сам и похоронил их своими руками, как говорит Деметрий Фалерский в своей книге «О старости». Гермипп в «Жизнеописаниях» говорит, что он был заперт в тюрьме в ожидании казни; тогда Перикл обратился к народу и спросил, есть ли им хоть в чем-нибудь упрекнуть его самого в его жизни. «Не в чем», — ответили те. «Ну так вот, — сказал он, — а я его ученик. Так не поддавайтесь же клевете и не убивайте человека; послушайтесь меня и отпустите его!» И eгo отпустили, но он не вынес такого глумления и покончил с собой. Иероним во второй книге «Разрозненных записок» говорит, что Перикл привел его на суд и показал судьям: он был таким изможденным и похудевшим от болезни, что его отпустили скорее из жалости, чем на основании оправдательного приговора. Вот то, что сообщают о его процессе.

Космос поражал Анаксагора совершенной разумной организацией,кото­рая,как ему представлялось,не могла быть результатом действия сле­пых,беспорядочных сил.В мире должно существовать некое организующее и упорядочивающее начало,которое приводит в действие весь ход мирового процесса и определяет устройство космоса как единого развивающегося целого.Впоследствии он обозначит это начало термином nous, т.е. Разум. Физическая теория Анаксагора,явившаяся предметом особого внимания Аристотеля, с одной стороны, а с другой - современных исследователей античной философии, была разработана, по-видимому, была разработана в позд­ний период жизни философа. Весьма необычным, с точки зрения греков, было у Анаксагора отсутс­твие узкого патриотизма,приверженности к родному полису. Вторая черта Анаксагора как человека - равнодушие к материальным благам. Еще одна черта Анаксагора, отмечавшаяся древними авторами, - твер­дость духа в любых, даже самых тяжелых для него обстоятельствах. Извест­ны слова Анаксагора,сказанные им при получении известия о смерти сы­на: "Я знал, что родил его смертным".

Подобно некоторым своим предшественникам Анаксагор считал, что мир получил развитие из неопределенного и бесформенного состояния. Первичное состояние мира, по Анаксагору, представляло собой смесь всех веществ, которые потом обнаруживаются в этом мире, или "всех су­ществующих вещей".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: