Примеры новаторской творческой деятельности отечественных учёных

Широко известны такие ведущие современные теоретики в области социальной педагогики и социальной работы, как В.И. Жуков, И.Г. Зайнышев, П.Д. Павленок, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, Д.И. Фельдштейн. И особенно поучительными для студентов могли бы стать творческие судьбы Е.И. Холостовой и Д.И. Фельдштейна.

И хоть отечественная традиция не позволяла им проявлять слишком открыто свою оригинальность, за них говорят сами плоды их деятельности. В частности, даже приводя их достижения в качестве примеров исключительной продуктивности, необходимо, уступая традиции, оговориться, что они выглядят «первыми среди равных».

Так Холостова Евдокия Ивановна принадлежит к плеяде основоположников теории и технологии социальной работы, развивающихся в России.

Доктор исторических наук, доктор философии, профессор, заместитель министра по социальной защите населения Московской области, президент Общественной академии социальной работы, вице-президент Ассоциации работников социальных служб, она является автором более 200 научных работ и учебников по теории и технологиям социальной работы. Работы:

- Семейное воспитание и социальная работа: Учебное пособие

- Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие

- Социальная работа: учебное пособие

- Генезис социальной работы в России: учебное пособие

- Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие

- Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие

- Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие

- Социальная работа в схемах: Учебное пособие

- Глоссарий социальной работы

- Социальная работа с семьей: Учебное пособие

- Социальная политика и социальная работа: учебное пособие

- Практикум по социальной работе.

Родилась Евдокия Ивановна 25 апреля 1946 года в деревне Озериха Сараевского района Рязанской области. Вся её сознательная жизнь посвящена работе с людьми. В прошлом она – профессиональный комсомольский руководитель, авторитетный партийный работник. 20 лет (1965–1985), что отданы ею Истринскому району Московской области, стали прекрасной школой для нее самой и оставили добрую память о ней во многих уголках района. Судьба распорядилась так, что она стала ученым, доктором исторических наук, маститым педагогом, профессором, руководителем и организатором ряда высших учебных заведений, ассоциаций, академий. И все-таки главная ее деятельность уже многие годы сфокусирована в одном научно-практическом направлении – на социальной работе.

Е.И. Холостовой принадлежит приоритет в разработке теории и технологии социальной работы в России, ее истории, а также социальной реабилитации. Проблемы старения населения, семьи, ее развития в современном обществе, социальная работа на селе как сфера приложения усилий Е.И. Холостовой дополняют представление о ней, как об ученом и управленце (с 2004 года она – заместитель министра социальной защиты населения Московской области), занимающем важное место в сфере социальной политики.

У Евдокии рано проявился интерес к общественной работе. В 7-м классе ее избрали секретарем комсомольской организации. Она часто ездила на сборы, слеты, организовывала ученические производственные бригады.

В Истринском горкоме комсомола Е.И.Холостова проработала 8 лет, закончив в качестве первого секретаря в 1973 году. «Работали мы искренне, с полной отдачей, – вспоминает она, – а потому молодежи в те времена было интересно жить: проводили конкурсы патриотической песни, походы по местам сражений, ребята находили безвестные могилы воинов, отрывали солдатские землянки». Особая дружба у горкома комсомола и у всей молодежи района была со студенческими строительными отрядами МАИ, которые много строили в истринских хозяйствах.

Окончив в 1970 году Московский государственный педагогический институт, Евдокия Ивановна решает заняться наукой. Оканчивает Ленинградскую высшую партийную школу (1973–1975), в течение нескольких лет работает над диссертацией в аспирантуре Ленинградского государственного университета.

В 1980 году Е.И. Холостова защищает диссертацию, получает ученую степень кандидата исторических наук, ее избирают секретарем Истринского горкома партии. В этом качестве она работает до 1985 года.

В 1985 году она переходит на преподавательскую работу в Московскую высшую партийную школу на кафедру партийного строительства. В 1989 году становится целевым докторантом Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1990 году защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук и становится заведующей кафедрой психологии и педагогики Московской высшей партийной школы.

Именно в это время в стране встает вопрос о подготовке социальных работников. Е.И. Холостова и ее коллеги начинают работать над этой проблемой: летом 1991 года набирается первая группа студентов, составляются первые учебные планы. С распадом КПСС Высшую партийную школу, переименованную тогда в Российский социально-политический институт, закрывают, преподавателей выдворяют из здания.

Началась борьба за сохранение института: две недели сотрудники института и среди них Е.И. Холостова в буквальном смысле стояли на баррикадах, устраивали забастовки, отстаивали свои права. Положение спас первый набор студентов именно на социальную работу, никак не относящийся ни к партии, ни к политике вообще.

25 ноября 1991 года вышел указ о создании Российского государственного социального института. Е.И. Холостова становится первым проректором института по науке, заведующей кафедрой теории и методики социальной работы.

Вместе с небольшим коллективом единомышленников она занимается созданием первых учебных программ, начинается серийный выпуск «Бюллетеня научной информации по социальной работе» и «Вестника социальной работы», где публиковался зарубежный опыт социальных технологий, обменивались взглядами на проблемы становления данной профессии ученые и практики Российской Федерации.

В 1994 году Е.И. Холостова возглавляет Институт социальной работы Ассоциации работников социальных служб. На базе института ведутся новые разработки научно-исследовательских проектов по социологии социальной сферы, социальной политике, социальному обслуживанию населения. Под руководством Е.И. Холостовой начинает работу методологический семинар по специальной работе для преподавателей и исследователей РФ, который выпускает двухтомную «Российскую энциклопедию». Е.И. Холостова становится главным редактором «Российского журнала социальной работы». Выходит серия «Настольных книг специалиста по социальной работе». Проводятся научно-исследовательские конференции и семинары, в том числе и за рубежом. По ее инициативе свыше 350 практических работников знакомятся с опытом социальной работы в Германии, Греции, Италии, Испании, Швеции, Англии и других странах.

С 1994 года Е.И. Холостова – член правления, а с 1997 года – вице-президент МОО «Ассоциация работников социальных служб». В этом качестве она достойно представляла ассоциацию на европейском семинаре Международной федерации социальных работников в Хельсинки и Санкт-Петербурге, выступала с докладами на национальных конференциях, «круглых столах», в том числе в Совете Федерации, многочисленных научных форумах и семинарах, участвовала в разработке и обсуждении многих принципиальных документов, принятых правлением ассоциации.

В 1996 году социальный институт, разработав основную нормативно-правовую базу для новой отрасли, преобразуется в Образовательный социально-технологический институт, главной целью которого становится подготовка и переподготовка специалистов для социальной сферы и разработка нового научного направления – социального сервиса. Е.И. Холостова становится ректором института. С 1996 по 2001 год в институт было набрано 5,5 тысяч студентов, сформирован профессиональный коллектив преподавателей, действовало 9 кафедр. Институт осваивает новые научные пространства; научными исследованиями в области социальной сферы занимаются около 100 аспирантов и соискателей, более 30 из них успешно защищают кандидатские диссертации по социологическим наукам.

В 1997 году Е.И. Холостова защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора философии. Под ее руководством формируется научная школа, имеющая значительные достижения в исследовании проблем социальной поддержки семьи и детей, других наиболее уязвимых групп населения, и сделавшая значительный вклад в исследование теории и практики социальной работы и социального сервиса в целом. Евдокия Ивановна выступает российским экспертом международных программ ТАСИС по социальной поддержке уязвимых слоев населения. С 1998 года она – эксперт Совета Европы по развитию социальной работы в России.

В 2002 году, когда социально-технологический институт присоединяется к Университету сервиса и лишается самостоятельности, превратившись в один из его факультетов, Е.И. Холостова переходит проректором в Московский (ныне Российский) государственный социальный университет.

В 2004 году Е.И. Холостову назначают заместителем министра социальной защиты населения Московской области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: