Тема 4. Социальная работа как практическая деятельность
Таким образом, по сути Д. И. Фельдштейном создана принципиально новая социально-нормативная периодизация психического развития личности.
Аналитическая монография «Психологическая наука в России ХХ столетия», изданная Российской академией наук (М., 1997), специально подчеркивает особую ценность работ Д.И. Фельдштейна, определяя их как «наиболее современное и полное, основанное на эмпирических исследованиях, воссоздание личности».
В настоящее время Д.И. Фельдштейн является вице-президентом Российской академии образования и в последние годы часто бывает в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов, являющемся экспериментальной площадкой РАО, охотно делясь опытом с педагогами и студентами Университета.
Возможность увидеться с выдающимися деятелями науки и практики – существенное преимущество студентов СПбГУП перед их ровесниками, обучающимися в других учебных заведениях. И эта возможность должна вдохновлять студентов на развитие своих творческих задатков.
|
|
Литература:
1. Фельдштейн Д.И. События. Люди. Жизнь / ДЖ.И. Фельдштейн. – М.: Изд. МП-СИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2009.
2. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. – М.: Изд. М П-СИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2009.
3. Кен Кизи. Пролетая над гнездом кукушки. – М.: Азбука-классика, 2002.
4. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2009.
5. Интернет-сайт Фонда Скиннера - www.bfskinner.org
План лекции:
1. Социальная работа как общественная и профессиональная деятельность
2. Основные функции социальной работы
3. Социальная служба на предприятии.
4. Организационно–административная работа в пенитенциарных учреждениях.
5. Социальная работа в системе образования.
6. Медико–социальная работа в системе здравоохранения.
Краткое изложение содержания лекции:
Социальная работа может вестись как силами профессионалов (профессионализация социальной работы – ведущая мировая тенденция), так и добровольцами-волонтерами. Напомним, что сама профессия появилась на основе добровольческой благотворительной деятельности.
Волонтерство рассматривается как добровольное принятие обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимися в сложных жизненных условиях.
Волонтеры (от англ. Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и частных организациях различных сфер (медицина, образование), в том числе и социальной.
|
|
Успешность социальной работы на современном этапе также зависит от добровольного участия многих людей в деятельности по изменению социальной ситуации. Для выполнения некоторых задач специалисту по социальной работе просто необходимо привлечение волонтеров: при организации групп самопомощи, в работе с общиной, органами местного самоуправления.
Волонтерская деятельность как проявление милосердия и человеколюбия будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в той или иной помощи и ограниченность возможностей государства удовлетворять потребности своих граждан в социальной поддержке. Поэтому специалисту по социальной работе необходимо на практике осваивать основы волонтерской деятельности и готовиться к сотрудничеству с волонтерами
Примерами многолетней и плодотворной деятельности волонтерских организаций может служить Армия спасения, Корпус мира, общество “Невский Ангел”. В Бразилии, где практически не существует системы социальной защиты населения, очень много делается энтузиастами-добровольцами, которые занимаются, в основном, благотворительностью.
Социальной работой занимаются государственные учреждения (например, Центры социального обслуживания населения), муниципальные органы (пансионаты и дома престарелых), ее могут вести общественные (например, негосударственный пенсионный фонд) и частные организации. Хотя законом деятельность частных организаций в сфере социального обслуживания разрешена, но подобной практика пока не существует, в то время, как во многих западных странах она есть.
В основе деятельности всех организаций и учреждений – работа специалистов-профессионалов, которая направлена на оказание помощи в решении социальных проблем индивидов и групп общества.
Профессия – род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы. Профессии “Социальный работник” и “Специалист по социальной работе” созданы для решения социальных проблем человека и общества:
- социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;
- эмоциональные и психологические проблемы;
- нужда и бедность;
- алкоголизм и наркомания;
- насилие и дискриминация;
- этнические и национальные проблемы;
- преступления и правонарушения;
- безработица и профессиональная адаптация;
- инвалидность и одинокая старость;
- жилищная проблемы;
- опекунство, попечительство, усыновление;
- родительская жестокость и др.
Уровни социальной работы не равнозначны. Она проводится на личностном уровне, когда происходит непосредственное взаимодействие с конкретной личностью, семьей, группой лиц. Существует также управленческий уровень, в ходе которой работники организуют и координируют деятельность всех сотрудников, являются главными специалистами по различным направлениям (например, по работе с молодежью, инвалидами, правонарушителями и т.д.), отслеживая по вертикали состояние той или иной проблемы, диагностируют ситуацию, выявляют проблемы ипротиворечия, добиваются их разрешения.
Деятельность специалиста по социальной работе может быть многопрофильной. Она может представлять собой организацию работы:
- общего (широкого) профиля, когда на основе диагностики специалист по социальной работе составляет программу комплексной помощи нуждающимся в ней и реализует ее, привлекая при необходимости других специалистов (психологов, педагогов, медиков, работников правоохранительных органов);
|
|
- конкретного (узкого) профиля, когда на основе диагностики специалист оказывает углубленную помощь по одному из направлений (медико-социальному, психолого-педагогическому, социально-правовому, социально-бытовому).
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет в качестве сфер профессиональной деятельности государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т.п.
Объектами профессиональной деятельности в области социальной работы являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.