Социальная служба на предприятии

Социальная работа на производстве изучается разными науками, зависящими от аспекта разрешения социальных проблем: 1. Экономикой предприятий. 2. Организацией управления производством. 3. Социологией труда. 4. Социологией организации. 5. Управлением персоналом. 6. Методикой социальной работы в организации. 7. Методикой негосударственного пенсионного обеспечения. А также многими другими отраслями знания.

В данной подтеме рассматриваются функции социальных производственных служб, формы помощи работникам и поддержки персонала. Рассматривается медико-социальная, культурно-досуговая, спортивно–оздоровительная работа по месту работы граждан, использование социально–психологических методов в социальном обслуживании трудящихся. Изучаются процессы решения основных проблем человека на производстве: (1) адаптация и реадаптация работника на предприятии, (2) разработка и реализация социальных программ, (3) изучается проблема трудовой самореализации и реализации личностного потенциала работников, (4) исследуются меры по профилактике и предупреждению асоциальных явлений.

Так, на основании статьи 21 ТК РФ работник имеет право на все действия, обеспечивающие достойные условия труда:

- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, установленных Трудовым кодексом, иными федеральными законами;

- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

- рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;

- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

- отдых;

-полностью достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации;

-объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов, участие в управлении организацией;

- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию об их выполнении;

- защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку;

- возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда;

- обязательное социальное страхование.

Основные обязанности работника могут быть уточнены в правилах внутреннего трудового распорядка организаций, уставах, положениях о дисциплине, коллективных и трудовых договорах. При этом положение работников не может ухудшаться по сравнению с нормами трудового законодательства.

Кроме того, статьей 219 ТК РФ предусмотрено право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены.

Для того чтобы воплотить в жизнь свои трудовые права, гарантированные государством, работник должен заключить трудовой договор (контракт) с работодателем. Согласно статье 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Работодатель - это физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работников. В некоторых случаях в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Регулирование трудовых и иных связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда, и другими нормативными правовыми актами, которые содержат нормы трудового права и, в свою очередь, подразделяются на федеральные и локальные.

К федеральным нормативным актам относятся:

- Конституция РФ, которая является юридической базой трудового законодательства;

- Трудовой кодекс РФ;

- федеральные законы, содержащие нормы трудового права;

- указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств, ведомств и комитетов РФ, регулирующие трудовые отношения;

- постановления Пленума Верховного Суда РФ по спорным вопросам трудовых отношений.

К локальным нормативным актам трудового права относятся:

- нормативно-правовые акты субъектов РФ;

- правотворчество органов местного самоуправления;

- правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

- коллективные договоры и соглашения;

- трудовые договоры;

- приказы и распоряжения руководителей предприятий и учреждений.

Особое место среди источников трудового права занимают акты МОТ. Российская Федерации признала действие пятидесяти двух конвенций МОТ, обладающих высшей юридической силой на территории России.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы Федеральной инспекции труда. Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ. Основные задачи органов федеральной инспекции труда освещены в статье 355 ТК РФ.

Надо заметить, что общественный сектор вносит существенный вклад в социально-правовую защиту рабочих. Он представлен профсоюзами.

Правотворческая деятельность профсоюзов в рамках осуществления ими своей конституционно определенной правозащитной функции выражается на федеральном уровне в виде участия в разработке предложений по проектам законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников (статья 11 Закона о профсоюзах). Основные права и обязанности профессиональных союзов России установлены Законом о профсоюзах, где они отнесены в раздел конституционного права. На уровне субъектов Российской Федерации за профсоюзами закреплены более широкие права в рамках правотворческой деятельности. В частности, практически все региональные законы о профессиональных союзах содержат право на законодательную инициативу.

Согласно статьи 14 указанного Закона профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением хозяйственными органами, администрацией предприятий и работодателями законодательства о труде, профессиональных союзах, жилищно-бытовом обслуживании работников. Профсоюзы участвуют в рассмотрении индивидуальных, коллективных трудовых споров (конфликтов), связанных с нарушениями законодательства о труде, условий заключения и исполнения коллективного договора и иных соглашений, затрагивающих права и интересы работников.

Говоря о правозащитной деятельности профсоюзов как правоотношении, необходимо указать на их взаимообусловленность и взаимосвязанность по защите прав и интересов членов профсоюза. А именно, в этом случае права профсоюзов одновременно являются и их обязанностями. Данный вывод сегодня находит и конституционное подтверждение. Закрепляя право профсоюзов на объединение, Конституция РФ устанавливает и цель данного объединения - защиту прав и интересов их членов. Следовательно, правовая защита для профсоюзов является не только правом, но и обязанностью.

Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, установлены статьей 370 ТК РФ. Глава 59 ТК РФ раскрывает правовые аспекты регулирования самозащиты работниками своих трудовых прав.

В целях осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Работники также имеют право на участие в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах. Это право может быть реализовано работниками непосредственно или через свои представительные органы. Одной из форм такого участия работников в управлении организацией является учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК и коллективным договором.

Именно на принципах социального партнерства должны быть соблюдены (учтены) при разработке соответствующих коллективных договоров (соглашений), в том числе и непосредственно на уровне самих организаций.

ФНПР объединяет 42 общероссийских отраслевых профсоюза на правах членских организаций и 6 профсоюзов, строящих свои взаимоотношения с ФНПР на основе двусторонних договоров о сотрудничестве [29]. С 2000 г. ФНПР является членом международной конференции свободных профсоюзов (МКСП) - крупнейшего международного центра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: