Направления анализа социально-экономического положения муниципального образования

По завершении анализа возможно сравнение отдельных показателей с показа­телями соседних муниципальных образований, сходных по специализации и типу хозяйства, с показателями по субъекту РФ, федеральному округу и стра­не в целом, а также с нормативными значениями. Затем дается оценка ранее принятым мерам по улучшению социально-экономического положения муници­пального образования. Здесь рассматриваются используемые формы и методы управления, действующие нормативные правовые акты различных уровней, регулирующие процессы социально-экономического развития, а также опреде­ляется эффективность реализуемых мер на основе оценки динамики социаль­но-экономических показателей. Оценивается также воздействие на социально-экономическое развитие муниципального образования реформ, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Анализ показателей для каждой сферы муниципальной деятельности осуще­ствляют соответствующие отраслевые подразделения местных администраций.

Экономическая служба администрации проводит сводный анализ социально-экономического положения территории. Его качество в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов и планов социально-экономического развития муниципального образования.

Основными исходными данными для анализа социально-экономического положения муниципального образования являются данные, получаемые от органов государственной статистики и других органов государственной власти. На безвозмездной основе осуществляется обмен информацией между органами ме­стного самоуправления, исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми, тер­риториальными органами Федерального казначейства и др. Органы местного са­моуправления могут также получать отдельные интересующие их данные непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования (с их согласия). Вопросы информационного (в том числе статистического) обеспечения муниципальной деятельности подробно рассматриваются в главе 8. Кроме того, при анализе социально-экономической ситуации в муниципальном образовании должны учитываться мнение населе­ния (в частности, проводиться анализ жалоб и обращений граждан), оценки об­щественных объединений и т. д. При использовании такой информации важно оценивать уровень ее достоверности.

Измерителями уровня отдельных показателей социально-экономического по­ложения муниципальных образований служат минимальные социальные стан­дарты и нормативы (они рассматривались в главе 5), а также строительные, эко­логические и другие нормы и нормативы. Социальные нормы и нормативы используются при решении вопросов, связанных с развитием учреждений соци­альной сферы муниципального образования. В 1999 году Правительство РФ одобрило Методику определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры. Органам местного самоуправления ре­комендовано использовать ее при разработке планов инвестиционной деятель­ности по развитию своей социальной инфраструктуры.

Экологические нормы и нормативы могут служить основанием для принятия управленческих решений по исправлению сложившейся экологической ситуации.

Анализ социально-экономического положения муниципального образования завершается формулированием основных проблем, требующих решения. Вы­явление основных проблем создает объективную основу для системного построе­ния структуры целей и задач комплексного социально-экономического развития.

Общие подходы к планированию социально-экономического развития муниципального образования

Система планирования комплексного социально-экономического развития му­ниципального образования включает в себя прогнозирование, текущее и стра­тегическое планирование. Бюджетный кодекс РФ 2004 года предусматривает обязательную разработку перспективного финансового плана развития муници­пального образования на трехлетний (среднесрочный) период. Этот план разра­батывается на основе прогноза социально-экономического развития территории на тот же период. Прогноз разрабатывается на основе данных социально-эконо­мического развития территории за последний отчетный период и тенденций раз­- вития экономики и социальной сферы муниципального образования. При этом прогноз на первый год служит базой для разработки бюджета, а следующие два года являются плановым периодом, на протяжении которого отслеживаются ре­альные результаты заявленной экономической политики органов местного са­моуправления. Такой прогноз ежегодно корректируется со сдвигом планового периода на год вперед. При разработке финансового плана учитываются дефляторы, характеризующие изменение ценовых факторов по сравнению с предыду­щим топом.

Для муниципального хозяйства в целом и отдельных муниципальных пред­приятий и учреждений может быть разработан директивный план, обязательный для исполнения.

Разработка прогноза комплексного социально-экономического развития осу­ществляется по тем же группам показателей, которые использовались при ана­лизе социально-экономического положения. В прогнозе важно сформулировать основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения. Далее они конкретизируются по направлениям (целевым программам).

Для большинства муниципальных образований, особенно с моноотраслевым характером экономики, в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий. Именно они определяют нало­говый контингент местного бюджета, занятость населения, участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории и содержании отдельных отраслей муниципального хозяйства и социальной сферы. Прогноз­ные показатели развития градообразующих предприятий и формы их участия в развитии территории должны быть предметом совместного детального рас­смотрения и согласования между администрацией муниципального образования и руководителями предприятий, о чем говорилось в главе 6. Сложнее прогно­зировать показатели развития малых и средних предприятий, когда основой принятия решений служат разрозненные данные предыдущих лет и экспертные оценки.

Текущее и среднесрочное планирование и прогнозирование

Текущее планирование и прогнозирование в муниципальном образовании осу­ществляется на очередной год с разбивкой по кварталам и (как уже отмечалось) с прогнозом на 2 последующих года. Такой подход позволяет планировать и осу­ществлять программные мероприятия, срок реализации которых превышает 1 год. На основании прогноза социально-экономического развития территории и вытекающих из него бюджет- ных проектировок администрация разрабатывает комплексный годовой план социально-экономического развития территории. В нем устанавливаются конкретные задачи и показатели для всех сфер муници­пальной деятельности: жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, охраны общественного порядка, здравоохранения, социальной поддержки от­дельных слоев населения, образования, культуры, спорта, молодежной политики и т. д. Поскольку сумма отраслевых заявок всегда превышает возможности бюд­жета, необходимо организовать компетентное рассмотрение всех предложений, обеспечить их отбор в соответствии с выбранными приоритетами. Решающая роль в этой работе принадлежит экономической службе администрации.

Существенным элементом годового плана являются муниципальные целевые программы по решению отдельных задач развития, которые также должны быть увязаны с прогнозируемыми объемами бюджетных ассигнований. И здесь необ­ходим тщательный анализ и отбор заявок. Комплексный годовой план социально-экономического развития территории вместе с прогнозом на 2 последующих года и целевыми программами вносится главой администрации на рассмотрение представительного органа муниципального образования одновременно с проек­том бюджета на очередной финансовый год и финансовым планом на 2 после­дующих года. Эти документы должны утверждаться совместно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: