М. Я. Мудров

С.Ф. Хотовицкий

Степан Фомич Хотовицкий – врач, один из тех, кто заложил основы педиатрии в России. С. Ф. Хотовицкий закончил Медико-хирургическую академию в Петербурге в 1817 г. С 1822 г. он стал преподавать там судебную медицину, а также акушерство и т. д. В 1830 г. С. Ф. Хотовицкий стал профессором, а уже в 1832 г. – заведующим кафедрой акушерства, женских и детских болезней.

Хотовицкий был первым, кто читал полный курс лекций по детским болезням (1836 г.). В 1847 г. был опубликован фундаментальный труд С. Ф. Хотовицкого, который был первым руководством по педиатрии в России и назывался он «Педиятрика». Вот еще ряд работ Хотовицкого: «О сибирской язве» (1831 г.), «О холере» (1832 г.), а также «Врачебно-народного наставления для духовных училищ» (1844 г.).

Матвей Яковлевич Мудров (1776–1831 гг.) – декан медицинского факультета Московского университета. Один из самых выдающихся терапевтов того времени. Педагогические и научные взгляды Мудрова базировались на характерной для русской медицины демократической традиции, учении о целостности и индивидуальности организма больного, идеях нервизма и высокогуманных принципах подхода к страдающим. Матвей Яковлевич

Мудров неоднократно высказывал свои общественные и научные воззрения на торжественных заседаниях Московского университета. Наверное, самые полные представления о его взглядах дает речь «Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных» (1820 г.). В этой речи (а также и в других работах Мудрова) была изложена программа подхода к профилактике здоровых, к лечению больных, выдвинут ряд положений, ставших афоризмами.

1. «Не должно лечить и самой болезни, для которой части и названия не находим, не должно лечить и причину болезни, которая часто ни нам, ни больному, ни окружающим его неизвестны, а должно лечить самого больного, его состав, его орган, его силы».

2. «Одна и та же болезнь, но у двух разных больных требует весьма разного подхода».

3. «…Начав с любви к ближнему, я должен бы внушить себе все прочие, проистекающее из одной врачебной добродетельности, а именно: услужливость, готовность к помощи во всякое время, и днем, и ночью; приветливость, привлекающую к себе робких и смелых; милосердие к чужестранным и бедным, бескорыстие снисхождения к погрешностям больных; кроткую строгость к их непослушанию; вежливую важность к высшим; разговор только о нужном и полезном; скромность и стыдливость во всяком случае; умеренность в пище; ненарушимые спокойствия лица и духа при опасностях больного; веселость без смеха и шуток при случайных семейных беспорядках; обуздание языку в состязаниях по какому то поводу ни было; радушное принятие доброго совета, от кого бы он ни шел, убедительное отклонение вредных предложений и советов, удаление от суеверия; целомудрие…словом, мудрость. Медицину должно соединить с мудростью, ибо, по словам Гиппократа, врач, любящий мудрость, подобен отцу».

4. Врач должен «…хорошо руководить больным ради здоровья, заботиться о здоровом ради того, чтобы он не болел, заботиться о здоровых и ради благополучия поведения».

5. «Взять на свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней наследственных или угрожающих, предоставлять им надлежащий образ жизни, есть честно и для врача покойно. И то легче предохранить от болезней, нежели их лечить…».

Мудров неоднократно подчеркивал значение влияния психики, которую он связывал с деятельностью мозга, требовал «исследовать действия душевные, зависящие от мозга, состояния ума, тоску, сон».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: