Формирование и развитие общинного быта
- основной формой поселений восточных славян была небольшая деревня в 2—3 двора.
- Двор
а) на каждом дворе жила сложная по составу большая семья, включавшая несколько поколений, во главе с домохозяином – большаком.
- несколько деревень объединялись в общину, которая в южных районах носила название вервь, а в северных – мир.
- поскольку преобладал общинный быт и поселяне объединялись в общины по хозяйственным интересам, племенной быт достаточно быстро распадался и заменялся волостным – территориально–соседским.
- по мере расселения на больших пространствах связи между родами ослаблялись, распадались и сами роды. Это привело к тому, что общая родовая собственность заменялась семейной.
- В состав общины стали входить общины разных родов и даже племен. Особенно интенсивно этот процесс перемешивания шел там, где граничили территории разных племен (река, волок или водораздел) или где шла совместная колонизация новых земель разными племенами.
- Развитие собственно феодальных отношений происходило уже на почве общины.
- с появлением на Руси городов, в которых было много торговых иноземцев и военных дружин, родовой строй стал подвергаться еще большей трансформации.
- В городах для совместных военных и торговых дел объединялись люди из разных мест, родов, племен.
- Заготовка для продажи и накопление доходов за проданные товары приводили к образованию капиталов. Так натуральное хозяйство постепенно начинает сменяться денежным.
Древнерусское государство образовалось в 882 r. в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государств - Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне. Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией.
Оно просуществовало до середины ХII в. Во второй половине ХI - начале ХII в. на его территории стали образовываться княжества-полугосударства:
- Киевское
- Черниговское
- Переяславское.
Ответ: Норманнская теория (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что Русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.
Норманская теория была сформулирована:
- в 1-й половине XVIII века при Анне Иоанновне немецким историком в Российской Академии наук Г. Байером (1694—1738)
- позднее Г. Миллером и А. Л. Шлёцером.
- версию приняли Н. М. Карамзин, за ним М. П. Погодин и другие русские историки XIX века.
Согласно норманнской теории возникновения Древнерусского государства:
- государство восточных славян создали варяги (норманны).
- существует легенда о призвании варягов управлять славянами. В связи с этим полагают, что славяне находились на низком уровне развития и были не способны создать государство. Славяне были завоеваны варягами, и последние создали государственную власть.
- Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян — Новгородской, а затем Киевской Руси.
Древнерусские летописи гласят:
В 862 г. для прекращения междоусобиц племена восточных славян и финно-угров обратились к варягам-русь с предложением занять княжеский престол. Откуда призвали варягов, летописи не сообщают. Можно примерно локализовать местожительство Руси на побережье Балтийского моря. Кроме того, варяги-русь ставятся в один ряд с скандинавскими народами: шведами, норманнами (норвежцами), англами (датчанами) и готами (жители о. Готланд — совр. шведы)
Однако источники свидетельствуют, что ко времени появления варягов в Новгороде государство там уже сложилось. Славяне имели высокий уровень как социально-экономического, так и политического развития, что и послужило основой для образования государства.