Краткая редакция Русской Правды содержит 43 статьи

Ха­рактерными особенностями первой части Краткой Правды (ст. 1- 18) являются следующие:

- действие обычая кровной мести

- отсутствие четкой дифференциации размеров штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего

Вторая часть (ст. 19-43) отражает процесс развития феодаль­ных отношений:

- отмена кровной мести

- защита жизни и иму­щества феодалов повышенными мерами наказания и т. д.

Большая часть статей Краткой Правды содержит нормы уго­ловного права и судебного процесса.

Пространная Правда была составлена после подавления восстания в Киеве 1113 г.

Она состояла из двух частей:

- Устава князя Ярослава

- Устава Владимира Мономаха.

Пространная редакция Русской Правды содержит 121 статью.

Пространная Правда - это более развитый кодекс фе­одального права, в котором закреплялись привилегии феода­лов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холо­пов и т. д. Пространная Правда Свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права со6ственности на землю и на дру­гое имущество.

Отдельные нормы Пространной Правды оп­ределяли порядок передачи имущества по наследству, заклю­чения договоров. Большинство же статей относятся к уголов­ному праву и судебному процессу.

Сокращенная Правда сложилась в середине xv в. из пере­работанной Пространной Правды.

Русская Правда не содержала общих определений в уголовном праве, нормативный материал в ней изложен казуально, довольно бессистемно, что типично для раннефеодальных правовых документов.

5. Субъекты права. Статус лиц в «Русской Правде».

Вопрос 5. Субъекты права. Статус лиц в «Русской Правде».

С точки зрения политической состав общества был следующим:

1) княжьи мужи, которые служат князю;

2) простые люди, которые платят подати миром, т.е. на основе круговой поруки, – всей общиной.

Холопы даже не считаются сословием, они служат частным лицам, а подати не платят.

Экономическое членение общества более сложное:

1) бояре – выделившиеся земельные собственники, они наследуют движимое и недвижимое имущество, в том числе по женской линии;

2) смерды – княжеские хлебопашцы, по женской линии они могли передавать только движимое имущество, остальное при отсутствии сыновей наследовал князь;

3) наймиты или ролейные закупы – сельские рабочие, селившиеся на землях частных собственников и получавшие ссуду от хозяев. В суде они выступали только в незначительных тяжбах, хозяин мог телесно их наказывать, но и платил за совершенную ими кражу (таким образом, хозяин мог превратить закупа в полного холопа).

Русскую Правду можно определить как кодекс частного права — все ее субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает. С этим связаны некоторые особенности кодификации. Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Однако это не означает, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия.

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения.

По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения.

Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества:

- нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст. 1 ПП)

- нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст. 91 ПП).

Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом:

- князья

- бояре

- княжьи мужи

- княжеские тиуны

- огнищане.

В этом перечне не все лица могут быть названы “феодалами”, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории.

- Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства) 

- Городское население делилось на ряд социальных групп:

а) боярство

б) духовенство

в) купечество

г) “низы” (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.).

Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. В литературе существует несколько точек зрения на правовое положение этой группы населения, однако, следует помнить, что она не была однородной: наряду со свободными были и зависимые (“крепостные”) смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов.

- Свободный смерд-общинник

а) обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине.

б) закон защищал личность и имущество смерда.

в) за совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

- Закуп

а) Краткая редакция Русской Правда не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах.

б) Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за “купу” — заем, в который могли включаться разные ценности: земля, скот, зерно, деньги и пр. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

в) Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г. Были установлены предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество.

б) Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть “выдан головой”, т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина, не расплатившись, закуп также обращался в холопа.

в) В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам (“в малых исках) или в случае отсутствия других свидетелей (“по нужде”).

г) Закуп был той юридической фигурой, в которой больше всего отразился процесс “феодализации”, закабаления, закрепощения бывших свободных общинников.

- Холоп

а) наиболее бесправный субъект права.

б) его имущественное положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина.

в) личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф как за уничтожение имущества либо господину передавался в качестве компенсации другой холоп.

г) Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было просто убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин.

д) В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на “слова холопа”.

е) Закон регламентировал различные источники холопства

- самопродажа в рабство (одного человека либо всей семьи)

- рождение от раба

- женитьба на рабе

- “ключничество” — поступление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека.

- совершение преступления (такое наказание, как “поток и разграбление”, предусматривало выдачу преступника “головой”, превращение в холопа)

- бегство закупа от господина

- злостное банкротство (купец проигрывает или транжирит чужое имущество).

Наиболее распространенным источником холопства, не упомянутым, однако, в Русской Правде, был плен.

Являясь правовым памятником феодального государства со всеми присущими ему признаками, Русская Правда в своих статьях чётко разграничивает правовой статус различных групп населения. Начиная со ст.19 более чётко выступает классовое деление общества. В законе устанавливаются штрафы за убийство княжеских слуг, за кражу и порчу княжеского имущества.

6. Виды судов, принципы судебной власти, принципы судопроизводства, судебная практика раннефеодальной монархии Киевская Русь. Процессуальное право по «Русской Правде».

Русская Правда выделяла 4 стадии судебного процесса:

1) заклич;

2) свод-отыскание ответчика (следствие);

3) судоговорение;

4) вынесение решения.

1. Заклич – первая, начальная стадия судопроизводства. Ее особенности: лицо, обнаружившее, что пропала вещь или найдено тело, должно было всенародно огласить об этом на площади при свидетелях (не обязательно фиксировать поименно этих свидетелей). Свидетелями, как правило, были все присутствующие при закличе. Заклич осуществлялся в устной форме.

2. Свод-отыскание ответчика – вторая стадия процесса, которая использовалась только в гражданском судопроизводстве. Второй стадией уголовного судопроизводства было следствие. Свод-отыскание ответчика, или следствие, проводились следующим образом: если лицо, начавшее судопроизводство (кликавшее на площади), утверждает, что это его вещь, при условии, что оно продало эту вещь ранее, то начиналась стадия свода-отыскания, на которую приглашались 12 мужчин; если же лицо говорит, что вещь не его, но куплена или кто-то поручил ее продать, то все идут на свод. Следствие предполагало прямое отыскание, т. е. все шли от одного возможного вора к другому, пока не находили истинного собственника.

Если найденное лицо (ответчик) утверждал, что он не крал вещь, и ссылался на иное лицо, то он независимо ни от чего признавался виновным и должен был выплатить штраф.

Свод был прямым истребованием вещи из чужого незаконного владения, в этом он схож с современным виндикационным процессом.

Временные рамки свода не были установлены, но в целях их сокращения закреплялось, что свод в черте города (в пределах его населения) мог проводиться не более 3 раз. Свод не проводился вне пределов города.

3. Судоговорение – это собственно рассмотрение дела.

На судоговорении стороны должны были представить доказательства и свидетелей своей правоты. Таким образом, судоговорение по Русской Правде носило состязательный характер, а все рассмотрение дела было гласным (на площади, в присутствии всех желающих) и устным (никак ход рассмотрения не фиксировался).

4. Вынесение решения – это заключительная стадия судопроизводства по Русской Правде, она также никак не оформлялась, и решение выносилось в устной форме. Приговор по уголовным делам приводился в исполнение немедленно.

По гражданским делам на основании решения суда между сторонами должно было быть заключено соглашение об исполнении приговора. Такое соглашение заключалось в течение 3–6 месяцев. Если ответчик отказывался заключить это соглашение, то потерпевший имел право обратиться в суд и просить ответчика головой, т. е. получить ответчика в качестве раба.

Допустимые доказательства по Русской Правде (документального оформления доказательства не получали):

1) свидетельские показания:

а) видаки (очевидцы);

б) послухи (свидетели, не являющиеся очевидцами); лицо для доказательства своей правоты должно было привести не менее 2 (для иностранцев) или 6 (для русских) послухов;

2) письменные документы;

3) улики (раны, ссадины).

Особый процесс был в Божьих судах. Он был жесток и основывался на вере в Божью справедливость.

Виды наказаний:

1) ордалии – пытки;

2) рота – публичная клятва богами;

3) поле – судебный поединок.

Виды судов:

По правилу, а чьих руках находилась власть, тот и творил суд, т. е. суд не был отделен от администрации.

1. Княжеский суд

- Князь считался высшим судьей.

- ночного вора, если его не убили до рассвета, утром вели на княжеский двор (ст. 40).

- закуп имел право отлучаться для подачи князю жалобы на своего господина (ст. 56).

- судебные решения князей по отдельным вопросам становились нормами права (решение Изяслава по случаю убийства дорогобужцами старого конюха у стада).

- князь осуществлял судебные функции по наиболее важным делам, видимо, совместно с вече.

- он же судил бояр и разрешал жалобы на местных судей.

2. Посадский и волостной суд

- на местах судебные функции осуществляли посадники и волостели.

- с развитием государства, обострением классовой борьбы увеличилось и количество преступлений, особенно имущественных. Это привело к появлению множества различных вспомогательных судебных должностей. Происходит усложнение и рост судебного аппарата.

«Русская Правда» упоминает о представителях судебной власти мечнике, детском, вирнике, собиравшем виры и продажи с населения, метельнике, собиравшем судебные пошлины, ябедниках и др.

3. Боярский суд

- его юрисдикция распространялась на население, находящееся в феодальной зависимости от боярина на основании имущественных пожалований.

- боярин, как и князь, не все дела решал лично, часть судебных дел разрешали его помощники.

4. Церковный суд

- церковь сумела добиться передачи в ее ведение дел, связанных с самовольным расторжением брака, изнасилованием, похищением женщин, оскорблением, церковным воровством, «зелейничеством», по спорам между мужем и женой об имуществе и др.

- церковь имела свои уставы, церковные феодалы осуществляли судебные функции по всем делам, подсудным церкви в отношении всего населения. Они же осуществляли судебные функции по всем делам в отношении лиц, подвластных церкви.

Судопроизводство:

- поскольку в Древнерусском государстве не различалось уголовное и гражданское право, то не было различия и в судопроизводстве. Те дела, которые в позднейшем законодательстве признавались уголовными, и те, которые признавались гражданскими, решались в одинаковом порядке.

- судебный процесс по «Русской Правде» носил состязательный характер, т. е. проходил при активном участии сторон в форме своеобразного спора.

- обе стороны назывались истцами, чаще всего они пользовались почти одинаковыми судебными правами.

В «Русской Правде» не содержится норм, которые определяли бы подробно процессуальный порядок деятельности сторон и судей. Надо полагать, что чаще всего процесс начинался и кончался самими сторонами, а суд, взвешивая значение доказательств, представленных сторонами, выносил решение, которое, вероятно, было словесным. В целом исполнение уголовных наказаний лежало на органах судебной власти.

- В «Русской Правде» нет постановлений о вторичном рассмотрении дела по жалобе недовольной стороны, но иногда по решению, князя оно проводилось заново.

Статья 74 предусматривала вознаграждение княжеской администрации за осуществление ими судебных функций, а ст. 86 устанавливала «железный урок»: 40 гривен - в казну, 5 гривен - мечнику

7. Регулирование институтов феодального права в «Русской Правде».

Русская Правда является в основном сборником норм уголовного права и процесса (что вообще характерно для памятников права раннего феодализма), но ее статьи определяли и некоторые институты гражданского права:

- Русская Правда регламентировала договоры купли-продажи, займа, поклажи, личного найма

- подробно определяла порядок передачи имущества по наследству (по закону и завещанию).

Древнерусское законодательство знало довольно развитую систему гражданско-правовых норм:

- в законе отражаются отношения собственности

- предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества.

Согласно закону, феодал обладал полной собственностью на средства производства и неполной собственностью на работника. При этом зависимый от феодала крестьянин также был наделен определенными средствами производства.

Русская Правда большое внимание уделяла:

- привилегиям господствующего класса

- закреплению неравноправного положения смердов, закупов, холопов.

Ее статьи (особенно Пространной Правды) подробно регламентировали права господ на холопов, закупов и других зависимых.

Привилегии феодалов определялись в статьях, устанавливающих более высокие штрафы за убийство, нанесение побоев, увечий, оскорблений, за посягательство на имущество, кражу коней, нарушение границ земельных владений.

Бояре и дружинники имели право передавать имущество по наследству как сыновьям, так и дочерям, после смерда наследство получали только сыновья.

Князья могли передать право взимания дани и судебных пошлин вместе с правом суда над зависимыми крестьянами своим вассалам.

Особенно много внимания Русская Правда (Пространная Правда - Устав Владимира Мономаха) уделяла закреплению бесправного положения закупа и холопа:

- Господин мог "бить закупа за дело" (ст. 56 Пространной Правды)

- холоп был полностью бесправен - он не субъект, а объект права;

- устанавливались порядок задержания беглого холопа и ответственность за его укрывательство.

Русская Правда формулировала право сильного, право господина, "кулачное" право. Эта особенность феодального права связана с тем, что собственность на землю совпадала с политическими правами относительно зависимого населения, с правом прямого принуждения и подавления феодально-зависимых их господином, феодалом.

Право Русской Правды являлось правом-привилегией, определявшим неравенство различных слоев населения перед законом и судом.

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения.

По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения.

Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества:

- нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст. 1 ПП)

- нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст. 91 ПП).

Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом:

- князья

- бояре

- княжьи мужи

- княжеские тиуны

- огнищане.

В этом перечне не все лица могут быть названы “феодалами”, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

8. Обязательственные отношения раннефеодальной монархии Киевская Русь (по «Русской правде»).

Обязательственное право:

- Для древнерусского обязательного права характерно:

а) обращение к изъятию имущества провинившегося

б) наложение взыскания непосредственно на должника, а порой даже на его жену и детей.

- обязательства из причинения вреда.

а) Причинивший вред чужой вещи обязан был возместить стоимость испорченной вещи.

- обязательства из договоров.

а) для РП характерно, что неисполнение обязательства влечет обращение взыскания не только на имущество, но на саму личность, не выполнившую обязательства.

б) договора заключались, как правило, устно, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (например, рукобитья).

в) договоры

Наиболее подробно в ней рассматриваются случаи купли-продажи холопов, а также краденого-имущества.

Русская Правда много внимания уделяла договору займа с процентами. При этом в кредит брались не только деньги, но и продукты. Величина процентов по займу была очень велика. После восстания 1113 г., направленного против ростовщиков, Владимир Мономах ограничил размеры процентов по займам, что нашло прямое отражение в ст. 53 Пространной редакции Русской Правды.

Закон в виде объекта -займа предусматривал не только деньги, но и хлеб, и мед.

Существовало три вида займа:

а) обычный,

б) бытовой заем

в) заем, совершаемый между купцами с упрощенными формальностями, и заем с самозакладом — закупничество. Предусматривались различные проценты в зависимости от срока займа. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую ставку процента (до 50).

хранения имущества (поклажи) = Поклажа рассматривалась как дружеская услуга, была безвозмездной и не требовала формальностей при заключении договора.

личного найма = “Русская Правда” упоминает лишь о найме в тиуны (слуги) или ключники. Если человек поступал на такую работу без специального договора, он автоматически становился холопом.

В законе упоминается также о наймите, однако некоторые исследователи отождествляют его с закупом.

Подряда - "Урок мостников" предусматривал заключение договора подряда на сооружение или ремонт мостовых (мостов).

Статьи 54 и 55 определяли различные виды банкротства:

- банкротство в силу несчастного случая, в результате которого купец получал рассрочку в платеже;

- банкротство, когда купец пропьет или проиграет чужой товар. В этом случае банкрот отдавался на волю кредитора. Тот мог дать рассрочку или продать купца в рабство.

- В случае же умышленного, злостного банкротства купец продавался в холопы вместе со всем своим имуществом.

9. Наследственное право раннефеодальной монархии Киевская Русь (по «Русской правде»).

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения.

По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества:

- нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст. 1 ПП)

- нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст. 91 ПП).

Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом:

- князья

- бояре

- княжьи мужи

- княжеские тиуны

- огнищане.

В этом перечне не все лица могут быть названы “феодалами”, можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

Семейное право:

- развивалось в соответствии с каноническими правилами.

- С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права

а) моногамия

б) затрудненность развода

в) бесправие внебрачных детей

г) жестокие наказания за внебрачные связи, пришедшие к нам из Византии.

По византийскому праву:

а) существовал довольно низкий брачный возраст: 12-13 лет для невесты и 14-15 лет для жениха.

б) заключению брака предшествовало обручение. Брак совершали и регистрировали в церкви. Церковь взяла на себя регистрацию и других важнейших актов гражданского состояния — рождения, смерти, что давало ей немалый доход и господство над человеческими душами.

Наследственное право:

- наследование по закону и завещанию.

а) Сыновья имели преимущественное право на получение наследства.

б) Отцовский двор без раздела переходил к младшему сыну (ст. 100 Пространной редакции).

в) Имущество смердов, умерших без сыновей, переходило к князьям.

г) Незамужние дочери смердов получали часть имущества.

д) Имущество бояр и дружинников переходило по наследству при отсутствии сыновей к дочерям.

е) Мать-вдова получала часть имущества на "прожиток"; если мать-вдова вторично выходила замуж, то назначался опекун из числа ближайших родственников.

ж) До совершеннолетия сыновей наследственным имуществом распоряжалась их мать.

В наследовании:

- существовали существенные различия в зависимости от принадлежности человека к той или иной ступени иерархической лестницы.

а) у бояр и дружинников наследовать могли и дочери

б) у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя.

10. Понятие правонарушения, классификация правонарушений, субъекты преступления в раннефеодальной монархии Киевская Русь (по «Русской правде»).

Русская Правда не знала достаточно четкого определения понятия уголовно наказуемого деяния. На языке Русской Правды преступление - это обида, т.е. причинение материального, физического или морального ущерба определенному лицу. Понятия преступления как общественно опасного деяния еще не сложилось.

Субъектом преступления являлись все, кроме холопов. За холопов, составлявших собственность господ, отвечали хозяева.

В случае совершения преступления несколькими лицами ответственность для соучастников была установлена одинаковой (ст. 41-43 Пространной Правды). Формы вины (умысел, неосторожность) определения не получили.

Русская Правда не содержала общих определений в уголовном праве, нормативный материал в ней изложен казуально, довольно бессистемно, что типично для раннефеодальных правовых документов.

Виды преступлений:

- Русская Правда не знала понятия государственного преступления и не предусматривала наказаний за деяния, которые позднее так были названы.

- против личности

а) убийство.

Древнейшая часть Русской Правды (Правда Ярослава) признавала возможность кровной мести и только в случае отсутствия мстителей или нежелания родственников мстить за убийство устанавливала денежное взыскание. Правда Ярославичей в связи с дальнейшим обострением классовой борьбы, учитывая интересы феодалов, отменила обычай кровной мести за убийство и ввела дифференцированные штрафы (в зависимости от социального положения убитого).

За убийство привилегированных людей - "княжих мужей" (дружинников, княжеских слуг -"огнищан", "подъездных") устанавливался двойной уголовный штраф 80 гривен;

- за горожан, купцов, мечников - 40 гривен.

- За убийство холопа - 5 гривен как возмещение убытка хозяину.

- РП ничего не говорила об убийстве князя.

Русская Правда различала два вида убийства:

- в ссоре (на пиру)

- в разбое. Устанавливалось самое тяжкое наказание - поток и разграбление (ст. 17 Пространной Правды), что означало превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества.

б) причинение телесных повреждений. Нанесение ран, отсечение руки, ноги, лишение глаза, нанесение побоев влекли за собой, по Русской Правде, уплату определенного штрафа князю и так называемого "урока" в пользу пострадавшего. Размер штрафов был настолько велик - 20, 12 гривен (см. ст. 23, 25, 27, 28, 68 Пространной Правды), что позволяет делать вывод, что потерпевший — феодал.

- против чести, оскорбления действием (вырывание бороды, усов, толкание влекли за собой большой штраф - 12 гривен по ст. 67).

- имущественные преступлениям, и прежде всего охране имущества феодалов.

Устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей. Суровое наказание следовало за поджог двора и гумна (ст. 83) - поток и разграбление.

РП подробно говорила об ответственности за кражу самых различных видов имущества (скота, зерна, ладьи и т.п.). Высшее наказание - поток и разграбление - устанавливалось за конокрадство.

- преступления против семейных отношений и нравственности,

Церкви и веры - РП не упоминала. О них довольно подробно говорилось в княжеских церковных уставах.

11. Цели и система наказаний по «Русской правде».

Целями наказаний, предусмотренных “Русской Правдой”, были:

- ограждение общества от преступников путем полного их истребления (“чтобы лихих люден извести”) или изувечения, чтобы предупредить возможность совершения ими новых преступлений (на' пример, виновным в подделках подьячим отсекали пальцы, “чтобы впредь к письму были непотребны”), или, наконец, изъятием преступников из среды общество в тюрьму или в ссылку;

- устрашение преступников и всех граждан тяжестью и жестокостью наказании за совершаемые преступные деяния: “да и прочие строх примут таковое не творити,.. чтобы на то смотря другим неповадно было так чинить”;

- извлечение материальных выгод из имущества и личных сил преступника

Первые две цели требовали самых жестких наказаний, которые и начали активно вводиться в законодательство в период формирования централизованного государства.

Система наказаний Русской Правды еще довольно проста и мягка. Здесь сказывается недостаточное обострение классовых противоречий, свойственное раннему феодализму.

1. Высшей мерой наказания, как уже отмечалось, был поток и разграбление. Сущность этой меры не совсем ясна. Во всяком случае в разное время и в разных местах поток и разграбление понимались по-разному. Иногда это означало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества, иногда - изгнание и конфискацию имущества, иногда - продажу в холопы.

2. Следующей по тяжести мерой наказания была вира, назначавшаяся только за убийство. Если за преступника расплачивалась его вервь, то это называлось дикой вирой.

До второй половины XI в. в качестве наказания за убийство применялась кровная месть, отмененная в Русской Правде сыновьями Ярослава Мудрого. За основную массу преступлений наказанием была так нарываемая продажа - уголовный штраф. Ее размеры были различны в зависимости от преступления.

Виры и продажи, шедшие в пользу князя, сопровождались возмещением ущерба потерпевшему или его семье. Вире сопутствовало головничество, размер которого нам неизвестен, продаже - урок.

3. За преступления, отнесенные к компетенции церковного суда, применялись специфические церковные наказания - эпитимьи. Так, византийский закон предусматривал, например, за блуд с сестрой 15 лет «поститися и плакати»; легкой эпитимьей считались 500 поклонов в день. Эпитимья часто соединялась с государственной карой.

В Русской Правде видны определенные формы обеспечения исполнения судебного решения, например, взыскание виры с убийцы. Специальное должностное лицо - вирник приезжал в дом осужденного с многочисленной свитой и терпеливо ждал уплаты виры, получая каждый день обильное натуральное содержание. В силу этого преступнику выгодней было как можно быстрее разделаться со своим долгом и избавиться от неприятных гостей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: