Ло́гос — термин философии, означающий «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») — в переводе с греческого языка и «мысль» (или «намерение») — в переводе с древнегреческого, а также — причина, повод. Логос — образ огня. Сравнивается с огнем — медленно возгорает и угасает по определенным законам (Гераклит).
ПОЛИСЕМАНТИ́ЗМ - БИБЛЕЙСКИЙ, наличие в Свящ. Писании неск. смысловых уровней: буквального, или исторического, иносказательного, мистического, или таинственного. Впервые мысль о библ. П. была высказана *Филоном Александрийским, а за ним св. отцами.
ГЕРМЕНЕ́ВТИКА (от греч. — объясняю) БИБЛЕЙСКАЯ, сумма принципов толкования свящ. книг. Библ. Г. фактически тождественна экзегетике, хотя и отличается от экзегезы. Последняя обозначает сам процесс комментирования Библии, в то время как библ. Г. является введением в экзегезу, установлением ее правил и методов.
ПРОФЕТИ́ЗМ (от греч. — пророк), термин, обозначающий как историч. движение пророков, так и их учение.
Экстаз (от греч. — исступление, восхищение) — положительно окрашенный аффект. Высшая степень восторга, воодушевления, иногда переходящая в исступление.
|
|
Эклектизм (от др.-греч. «избираю») — направление в философии, старающееся построить систему путём сочетания различных, признаваемых истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских систем.
Экзеге́тика, экзеге́за (др.-греч. - «истолкование, изложение») — раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников.
ПЛОТИН (ок. 204/205-269/270)
ПЛОТИН – древнегреческий философ-платоник, основатель неоплатонизма.
Единственный источник сведений о его жизни – написанная его учеником Порфирием Жизнь Плотина. Плотин родился в г. Ликороле, Египет. Обратился к изучению философии достаточно поздно, на 28 году жизни.
В сочинениях Плотина мы найдем стремление человека к тому, чтобы душа вернулась из множественности земного мира к единому началу. Порфирий разделил все трактаты на 6 отделов в соответствии с сутью учения Плотина. Каждый отдел Порфирий, в свою очередь, разделил на 9 частей, вследствие чего трактаты Плотина получили название «Эннеады», то есть «Девятки».
Темы его «Эннеад» таковы:
- 1-я — о человеке и морали;
- 2-я — о мире и его физических законах;
- 3-я — о судьбе и провидении;
- 4-я — обо всем, что относится к душе;
- 5-я — об уме;
- 6-я — обобщение всех предыдущих. Бытие и Единое.
В своем учении Плотин исходит из Триады, которая встречается во всех религиях и является тем общим, что их объединяет.
1.Единое (Единый Абсолют) эманирует (то есть «излучает», «изливает», не убывая при этом, «рождает от переполненности») Триаду: Бытие, Ум и Творение. Единое, также называемое Плотином Благо, Свет, Отец, является началом и причиной всего существующего в мире. Оно не имеет какой-либо формы, но все формы происходят из него. Это состояние абсолютной потенциальности. Бытие — это энергия, вдохновляющая и движущая все потенциальные возможности Единого.
|
|
2.Единое, переполненное самим собой, эманирует Ум, который Плотин называет Демиургом, то есть Творцом, и Первообразом. Этот Ум соответствует умопостигаемому миру Платона (Платон в своем учении говорит о существовании двух миров: мира Идей, или умопостигаемого мира, и мира форм. Идеи представляют собой идеальные модели, первообразы, сущности всех проявленных вещей и существ). По аналогии с Идеями Платона Ум представляет собой совокупность Идей, «эйдосов», или, как называет Плотин, богов. (Греческое слово «Теос» переводится как «Бог»).
3.Далее Ум воплощается в Творении. Через процесс эманации он рождает весь остальной мир. Но непосредственно из него рождаются не материальные формы, а то, что Плотин называет Мировой Душой. Подобно тому, как человеческая душа оживляет и одушевляет тело, Мировая Душа является источником жизни и движения всей Вселенной. Она представляет совокупность душ всех живых существ и, подобно тому, как свет освещает воздух и доходит до земли, Душа проникает в материю и освещает ее.
Эманация Мировой Души приводит к появлению материального мира. Материя сама по себе есть нечто, не имеющее формы, но способное воспринимать всевозможные формы, в которые воплощаются эйдосы, или Идеи, содержащиеся в Уме.
Вслед за Платоном Плотин говорит, что существует множество различных, разделенных друг от друга, вещей — это материальные вещи. Им противостоит другая сущность, не допускающая никакого разделения, — Первоначало (Единое). Еще есть сущность третьего порядка — это Душа (или Мировая Душа). По своей сути она едина, но дробится, чтобы образовать множество отдельных душ, которые, в свою очередь, входят в материальные вещи и одушевляют их. В мире мысли души существуют неразделенными, в единстве. Их разделение означает удаление из мира мысли и воплощение. Это не означает, однако, что они окончательно порывают с миром мысли, души продолжают оставаться его частью, и связаны с ним невидимыми нитями.
У души есть два вида движения: восходящее и нисходящее. В процессе нисходящего движения рождается мир материальных вещей. Восходящее движение ведет к восстановлению нашей утерянной природы, к возвращению к подлинному Бытию. Задача и проблема, стоящая перед человеком, заключается в том, чтобы вернуться из мира творения к Сущему. Это возможно, если человек направляет свои усилия на духовные потребности. Если же он направляет свою энергию и усилия на мирские дела, в земной мир, где всех разделяет ненависть, душа так и не узнает сама себя и окажется отделенной от других душ.
В поисках своей подлинной сути душа выполняет две работы: организацию и созерцание.
Об организации говорили еще стоики, когда речь шла о необходимости достижения совершенного внутреннего равновесия. Это путь очищения души через приобретение внутренних добродетелей. Что касается созерцания, то оно означает великую внутреннюю сосредоточенность и устремленность на Божественное, на Благо и способность отгородиться от мира материальных вещей, возвысить свое сознание над ними.
Венера Урания — дочь Зевса, чистого Ума. Это божественная Душа и человеческая душа, в восторге созерцающая истинное Бытие. Венера Пандемос — та, которая не может постичь высшую Красоту, увлекающаяся внешним блеском материальных вещей.
|
|
Она не понимает, что такая любовь эфемерна, ведь чтобы понять подлинную Красоту, надо презреть ложную.
Человеческая любовь является лишь отражением подлинной любви, задача которой вдыхать в душу Благо, Свет и Красоту. Вслед за Платоном Плотин говорит о существовании иерархии Красоты, и о том, когда человек способен подниматься от созерцания красоты в материальном теле (как это свойственно влюбленному) до созерцания умопостигаемой Красоты.
В своих произведениях он часто цитирует или аллюзирует Эмпедокла, Парменида,
Аристотеля, Платона. Особенно последнего.
Бог впервые становится идеей именно в неоплатонизме, согласно Гегелю, Бог
становится предметом философии, а философия становится подлинной теологией и это
понятно в Боге, каким представлял его себе Плотин, разумное начало преобладает
над мистическим.
В противоположность христианскому Богу-Отцу, неоплатоники представляли божество
как безличное Единое. Кроме того, они не выносили Бога за пределы мироздания, а
мыслили его внутренне присущим ему Способ проникновения Бога в мир принято
определять как "эманация". "Эманация" буквально переводится с латыни как
"истечение". Именно как результат истечения Бога в мир представляли неоплатоники
формы бытия, а потому мир оказывается у них тем же самым божеством, только
пребывающим в своих различных состояниях.
Характеризуя иерархию форм бытия, Плотин выделяет Ум как образ Единого, Душу как
образ Ума и Космос, как образ Души Мира. Таким образом, эманация Бога в мир
происходит в форме отражения Материя у неоплатоников так же вечна, как и Единое
По словам Плотина, материя - это "украшенный труп", в котором нет проблесков божественного света. Именно поэтому она является источником Зла и в этом качестве также противостоит Единому.
Бог в учении неоплатоников уже не тот, что у Платона Он не возвышается над
миром, а, по сути дела, растворен в нем. Самого Плотина очень заботил обратный
|
|
путь бессмертной души из чувственного мира к его сверхчувственному истоку
Основатель неоплатонизма вел себя как странник в этом мире. Плотин был убежден в
том, что для возвращения на свою сверхчувственную родину душа должна
сосредоточиться на самой себе, вглядываясь в свои собственные глубины. Отвлечься
от такого самосозерцания - это значит привязаться к миру зла и чувственного
безобразия. С этим убеждением Плотина, наверное, было связано то, что, поначалу, он
свои мысли не записывал.
Душа человека, согласно Плотину, является отражением Мировой души и, подобно
Мировой душе, она идеальна, поскольку связана с разумом.
Этика Плотина завершается его учением об очищении души. В очищении этом он видит средство, необходимое для достижения наивысшего совершенства. Именно очищение есть освобождение Души от телесного, от земных интересов и возвышение ее до божественного. Венец этого состояния — экстаз, экстатическое погружение в божество, слияние с неизреченным первоединым.